«Теория его мне интересна, но уж больно все в ней радужно. Каждый становится творческим, общество расцветает, все танцуют и поют. Непонятно, кто обеспечит низшую расу (по Олдосу Хаксли) хлебом, пойдет на заводы, встанет за прилавок? И потом: за свободу надо бороться, иначе не понять ее конечной ценности. Тут так – если ни разу руки-ноги себе не ломал, то и не будешь ими дорожить. Сам Газман, между прочим, тоже это признавал!» – рассуждает десятиклассник Кирилл Корчилов из гимназии имени А.В.Кольцова г. Воронежа.
А я слушаю этого юного ниспровергателя основ демократической школы и тайно грущу: эх, жалко Олег Семенович не дожил, вот бы порадовался за молодых. Ершистые, мыслящие, знают, что почем, есть кому передать штурвал педагогического корабля!Кирилл один из обитателей палаточного лагеря близ ВДЦ «Орленок», выросшего под сенью горных дубрав, где каждое лето собираются лидеры школьных клубов, профильных педагогических классов и отрядов. Ровно десять лет назад на свет появился Всероссийский проект «Профессиональные старты», под крылом которого и нашли друг друга эти старшеклассники. В течение смены каждый из них может попробовать себя в роли вожатого «Орленка». А краснодарская организация «Молодежная палата Кубани» учредила для них ежегодную премию имени Олега Семеновича Газмана, одного из архитекторов педагогики «Орленка», к его 80‑летию.Этим летом в конкурсе, который стал своеобразной данью памяти ученого, соревновались старшеклассники из 26 регионов России.Спасибо за его улыбкуДесятиклассница Елизавета Хлопенова (Тула), лауреат премии имени О.С.Газмана этого года, рассказывает: «Мое исследование посвящено коллективной творческой деятельности (КТД) в понимании Олега Семеновича. И совсем немного его педагогике свободы».Мысль о КТД пришла Лизе во время стажировки в орлятской дружине «Комсомольская». Возникла проблема: как объединить детей, которые даже имен друг друга не знают? Тут, собственно, коллективное творчество и помогло. «Отряд будто воспрянул после пяти дней раскачки – сильная технология! По ней можно из любого коллектива вылепить команду», – уверена девушка.Вместе с товарищами из проекта «Профессиональные старты» Лиза смотрела фильм «Олег Газман: стоп-кадры», премьера которого состоялась во Дворце культуры и спорта ВДЦ «Орленок». Созданный друзьями и соратниками Олега Семеновича, он содержит фрагмент удивительно яркой телеработы писателя Симона Соловейчика о пионерском лагере АПН СССР «Маяк», которая вышла в эфир на Первом канале в 1984 году. В нем Соловейчик называет «Маяк» одним из шедевров советской педагогики.Благодаря «Стоп-кадрам» нынешние орлята впервые увидели Олега Семеновича, каким он был в своих трудах и поисках.Чиновники переходят на коммунарский форматЧлен жюри Всероссийского конкурса имени О.С.Газмана кандидат педагогических наук Галина Ечкалова живет идеями творческой педагогики с 1960‑х годов. Работала в «Орленке», потом уехала в Сургут, возглавив отдел воспитания и дополнительного образования профильного городского департамента. И привнесла в культуру сургутчан один из самых, наверное, сильных элементов орлятской методики.- Я заметила, что управленцы из соседних ведомств живут будто в разных мирах. Если проводят патриотическую акцию, то в гордом одиночестве: Департамент образования – свою, а Департамент культуры – свою. Хотя целевая аудитория у них одна. Непонятно, зачем детей разделяют ведомственными частоколами, распыляют ресурсы, выветривают коллективный дух. Орлятский опыт подсказал решение – мы стали готовить общие праздники методом «совета дела», сводя в одну творческую группу представителей всех департаментов, – рассказывает Галина Григорьевна.Метод «совета дела» используют и современные орлята. С его помощью готовился, например, вожатский бал «Открытая ладонь», венчавший одну из летних смен.«Не будь этого звена, весь сложный механизм орлятской педагогики остановился бы и замер. С него начинается коллектив» – так писали о «совете дела» Олег Газман и Владимир Матвеев в книге «Педагогика в пионерском лагере» (1982 г.).Галина Ечкалова своими впечатлениями о сборе-2017 делится скорее неохотно, ведь она имела возможность понаблюдать за юными стажерами лишь глазами эксперта судейской команды. Всего несколько часов. И все-таки…«Это не случайные дети, у них глаза думающие, – говорит она. – Радостно, что «Орленок» их поддержал, дал возможность каждому примерить на себя роль вожатого».По ее словам, «это красивый проект, и хорошо, что он задуман на большую перспективу».
Комментарии