Возможно ли патриотическое воспитание в Интернете? Такую, прямо скажем, непростую тему обсуждали недавно на круглом столе в одном из петербургских информационных агентств.
То, что Глобальная сеть поглотила молодежь, факт неоспоримый. За примером далеко ходить не нужно. Сегодня школьники, приехав на экскурсию в Русский музей, первым делом проверяют, есть ли в его стенах бесплатный доступ в Интернет. И отнюдь не для того, чтобы найти информацию о той или иной картине, а для того, чтобы зайти на свою страничку в соцсети. Вдруг за то время, пока шли от автобуса до музейного крыльца, пришел исполненный глубокого смысла смайлик.
Поэтому совсем не зря уважаемые эксперты озаботились вопросом, возможно ли с помощью виртуального мира вселить в подростков патриотический настрой. В принципе ничего фантастического в этой затее нет. Как заявили специалисты, приемлема любая форма, будь то сайты военно-исторических обществ, блоги, интернет-форумы. Другое дело, что только 22 процента школьников в опросе, проведенном на днях газетой «Пять углов», указали Интернет как источник влияния на формирование патриотизма. Впрочем, на вопрос, считают ли они себя патриотами, ответили лишь 50 процентов петербургских ребят.
В то же время, как сообщил директор Северо-Западной дирекции Российского военно-исторического общества писатель Александр Беззубцев-Кондаков, для объединений реконструкторов, для членов поисковых отрядов, которые позиционируют себя как патриоты, вопрос интернет-пространства вторичен. Интернет для них не является патриотоформирующим. Здесь первоосновой выступают глубокое изучение истории и игры. Зато для тех, кто себя еще не нашел, сайты подобных объединений могут стать картой, способной привести к той или иной патриотически настроенной организации.
По мнению директора Дома молодежи Санкт-Петербурга Александры Медведевой, интернет-ресурс не может заниматься воспитанием патриотизма, потому что это всего лишь инструмент. Мало того, если его все-таки применять, то работать в этом плане эффективно он будет только при условии интерактивности. Примечательно, что при опросе, который проводился сотрудниками Дома молодежи, большая часть юных петербуржцев высказала уверенность, что патриотизм можно воспитать не с помощью Сети, а благодаря увеличению мероприятий патриотической направленности. В то же время лишь 33 процента ребят на вопрос, «Испытываете ли гордость за то, что сегодня происходит в вашей стране», ответили «Нет», а на вопрос «Испытываете ли гордость за принадлежность к истории своей страны» 86 процентов дали положительный ответ. Прямой вопрос «Любите ли вы свою Родину» никого не поставил в тупик – 90 процентов детей заверили, что любят.
Однако именно здесь и таится основная сложность темы патриотизма. Как заметил писатель, эксперт Международной ассоциации «Русская культура» Андрей Столяров, мало кто может дать точное определение патриотизма. Действительно, 95 процентов людей утверждают, что это «любовь к Родине», однако примером такого патриотизма может быть и Адольф Гитлер, который безумно любил Германию и стремился сделать все возможное, чтобы немецкая нация стала великой. Если это патриотизм, то его можно охарактеризовать как этнический патриотизм, где главной является мысль – мы лучше других. По мнению эксперта, сейчас на многих форумах культивируется именно эта идея, поэтому есть большая опасность моделирования определенной установки для молодежи и манипулирования подростковыми умами. Как считает Андрей Столяров, интернет-проекты не помогут, пока в России не будет создан новый тип патриотизма – гражданский. Когда люди объединяются, увлеченные одной благой целью. Их самоорганизация и есть начало гражданственности, которая имеет прямое отношение к патриотизму.
Вместе с тем нельзя не учитывать тот факт, что сегодняшние дети делятся на тех, кто живет в Интернете, и тех, кому родители там жить не разрешают. По замечанию социолога Евгении Буровой, для первых можно создавать игровые интернет-ресурсы, которые имеют целью, например, научить охранять границы государства (та же игра «Танчики»). При этом, конечно, важно учитывать специфику виртуального мира. Не все то, что эффективно в реальности, будет иметь тот же результат в условиях Сети.
Примечательно, что почти все эксперты сошлись во мнении, что у Интернета все-таки функция справочника, и чтобы он мог иметь воздействие на подростков в плане воспитания патриотизма, необходим авторитет телевидения. Мало того, в процессе обсуждения была высказана мысль, что патриотизм – это часть общего воспитания, которое идет из семьи. Ну а если семье ребенок не нужен, что сегодня отчасти присутствует в обществе, то вся надежда на школу и на учителей.
Фото Ольги Максимович
Комментарии