search
main
0

Можно ли строить дом без фундамента?..

С апреля 2001 года Анатолий БАРАННИКОВ является руководителем Департамента образовательных программ и стандартов общего образования.
Анатолий Витальевич – профессиональный педагог. В свое время закончил МГПИ имени Ленина, работал в школе. Закончил аспирантуру, был заместителем декана в пединституте.
В системе управления образованием Анатолий Витальевич далеко не новичок. Опытный руководитель. С 1987 по 1993 год он работал начальником Главного управления общего образования Министерства просвещения РСФСР. До 1996 года – заместитель директора по науке Института общего образования. В последнее время Анатолий Баранников работал заместителем начальника Управления прогнозирования и развития системы образования.

Реформа при мизерной зарплате?
В редакцию звонили директора школ, педагоги, родители из разных регионов России. Первой к Анатолию Витальевичу обратилась Ирина Владимировна, учитель математики из Москвы:
– Здравствуйте, Анатолий Витальевич! По реформе предполагается разгрузить среднюю школу, десятилетку, а в старших классах готовить к поступлению в вуз. Но как можно строить дом без фундамента? В результате в вузы будут поступать дети состоятельных родителей, которые смогут нанять преподавателей для “репетирования” в средней школе…
– В этом году начался широкомасштабный эксперимент по новой структуре и содержанию образования. В рамках эксперимента ставится вопрос о введении профильных классов, которые в числе прочих задач общего образования будут готовить старшеклассников для поступления в вузы. На то направление, которое выберет школьник, будет выделено большее количество часов. Одна из целей эксперимента – максимально снизить зависимость поступления в вузы от занятий с репетиторами.
Галина Сидоренко, инженер из Ростова-на-Дону:
– Господин Баранников, скажите, пожалуйста, а если подросток еще не знает, в какой вуз хочет поступать, в какой класс его определят?
– Если ребенок не определился, в какой вуз поступать, он будет учиться в общеобразовательном классе. Получит общее образование и по результатам единого экзамена выберет, куда ему поступать.
Александр Круглов, историк из Москвы:
– Анатолий Витальевич, доктрина развития образования Татарстана рассматривает свою систему образования как самостоятельную. Что вы на это можете сказать?
– В российском законодательстве четко определены федеральный и региональный компоненты образования. Федеральный компонент разрабатывается на уровне страны и является обязательным для выполнения в любом российском регионе. Региональный компонент является прерогативой областей, краев, республик. Все регионы вправе разрабатывать свои концепции развития образования и лишь в рамках своего компонента вводить то, что считают нужным и полезным для обучения детей.
Ольга Бритман, мать двоих детей из Саратова:
– Я слышала, что в школах хотят преподавать информатику и иностранный язык, начиная со второго класса. Правда ли это? Как будут обучать детей информатике?
– На заседании правительства была принята концепция развития образования. В ней рассматривается и этот вопрос. Для его решения будет создана необходимая нормативная база.
Преподавание информатики в начальной школе уже имеет свои традиции, представленные в курсах Горячева А.В., Семенова А.Л., Первина Ю.А. Министерство образования обратилось к авторам с предложением переработки методик преподавания в соответствии с определением курса информатики как непрерывного именно со 2-го класса.
Министерство образования считает, что преподавание информатики в начальной школе можно организовать как с помощью педагогов начальной школы, так и с помощью привлечения учителей информатики основной школы. Однако это требует обязательного обучения этих специалистов в системе курсов повышения квалификации на базе кустовых школ, региональных компьютерных центров с привлечением опыта региональных центров по переподготовке педагогических кадров и педагогических вузов по программе 72-часового обучения по двум модулям – “Основы компьютерной грамотности” (36 часов) и “Методика обучения информатике младших школьников с компьютерной поддержкой” (36 часов).
Министерство образования в сотрудничестве с РАО, используя опыт региональных педагогических институтов, планирует разработать рекомендации по содержанию этой специализации для студентов педагогических институтов.
Светлана Рудакова, учитель русского языка и литературы из Краснодара:
– Анатолий Витальевич! Что еще, кроме возможности введения 12-летнего обучения, предусматривает затеваемый эксперимент? Дети в школах настолько перегружены, что это не может не сказываться на состоянии их здоровья. Что собирается делать министерство?
– В рамках эксперимента по новой структуре и содержанию образования рассматривается возможность введения 12-летней школы. В эксперименте есть три основных направления. Первое – сокращение загруженности учащихся. Второе – введение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Третье – создание профильной школы. Сегодня этот вопрос очень важен. В основной школе предполагается ввести дополнительный год, и она станет 10-летней. В этом есть определенная закономерность, потому что ребенок будет заканчивать школу в 16 лет. В этом возрасте человек уже в состоянии сделать выбор профессии. Профильная школа должна помочь ребенку реализовать его образовательные потребности и помочь добиться того, что он хочет.
Александр Еремин, бывший директор школы из Нижнего Новгорода:
– Скажите, пожалуйста, на какой срок рассчитан очередной эксперимент?
– Правительственным постановлением определено, что эксперимент будет проводиться до 2007 года.
По результатам эксперимента будут пересмотрены вопросы аттестации как учителя, так и школьника. По принятии закона о государственном образовательном стандарте в нем будет прописан тот минимум, который должны знать все. Это коснется основной школы. В рамках профильной школы стандарт будет определять уровень, который предъявляет вуз к тем или иным направлениям. Министр образования Владимир Михайлович Филиппов неоднократно подчеркивал социальную и политическую необходимость максимального снижения зависимости ребенка, поступающего в вуз, от репетиторских занятий.
Серафима Иванова, сотрудница туристической фирмы:
– Анатолий Витальевич, не рано ли начинать такую глубокую и глобальную реформу образования, когда учитель получает мизерную зарплату?
– Хороший вопрос. С декабря зарплата учителя повышается в два раза. Это, конечно, еще не те деньги, которые необходимо платить учителю. Но тем не менее это значительный шаг в рамках тех средств, которые имеет Министерство образования. Теперь о вопросах содержания. Есть социально-экономические проблемы, и их надо решать. Они не зависят от тех процессов, которые происходят в системе образования. Есть проблемы чисто педагогические. Развивается педагогическая наука, в этой области есть интересные наработки, в том числе и за рубежом. Их надо внедрять в российскую школу. Но чтобы они появились в школе, необходимо провести широкомасштабный эксперимент по разработке новой структуры и содержания образования. Сейчас в нем задействованы 76 регионов и около 2000 школ.
Ирина Родионова, преподаватель изо из Подмосковья:
– Скажите, пожалуйста, будет ли в рамках 12-летней школы увеличено количество часов на предметы искусства?
– Я могу заверить, что уменьшения точно не будет. Есть тенденция к увеличению часов по предметам естественно-научного и художественного циклов. Они очень важны, особенно в начальной школе.

Общественно полезному труду – свое время
Не все желающие смогли “напрямую” задать вопросы Анатолию Баранникову. Многие звонили в отдел школ “УГ”, прислали письма по электронной почте.
Юрий Колягин, академик РАО:
– Единственная традиция русской математической школы, которая идет еще с царских времен, – это наличие в средней школе дедуктивного, доказательного курса геометрии. Сейчас предполагается отказ от этого курса. Зачем разрушать традиции, важность, полезность и ценность которых доказана временем?
– Традиции русской математической школы необходимо сохранить, так как их важность, полезность и ценность доказаны временем, в том числе должен быть сохранен дедуктивный курс геометрии в основной школе.
Вадим Аванесов, доктор педагогических наук, профессор:
– Будет ли продолжен прежний курс на уровневую дифференциацию базового школьного образования? Уже опубликованы программы преподавания в российской школе двух математик (на 204 часа и на 340 часов). Не могут ли в этой логике действий появиться две или более программ по родному языку, литературе и другим школьным предметам?
– Идея профильной школы, предполагающая изучение дисциплин школьного цикла на разном уровне глубины, охватывает все предметы, в том числе русский язык и литературу. В настоящее время создаются программы, рассчитанные на общеобразовательный уровень и на задачи углубленного изучения.
Сергей Козлов из Санкт-Петербурга обратился с несколькими вопросами:
– Имеет ли право администрация школы уменьшать количество часов на прохождение программы по предмету? Например, в 9-м классе на изучение химии в нашей школе дается 1 час, на изучение физики – 1 час; уменьшение количества часов на изучение математики до 4 часов в среднем звене, русского языка и литературы, географии.
– Нет, не имеет. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.08.1998 г. N 322, определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.
– Может ли администрация школы распоряжаться вариативными часами по собственному усмотрению, перебрасывая эти часы в другие классы, параллели, на общественно полезный труд?
– Нет, не может. Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение курсов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.
– Республиканские законы приводятся в соответствие с российскими законами. Коснется ли это и школьных учебных планов?
– Да, коснется.
– Кто принимает решение о выборе учебного плана для школы: только администрация, педсовет школы, педагогический коллектив совместно с родительской общественностью (попечительским советом)?
– Решение о выборе учебного плана принимает педагогический совет школы.
– Согласно последнему постановлению об общеобразовательной школе, как утверждают чиновники от образования, общеобразовательной школе запрещено реализовывать лицейскую и гимназическую образовательные программы, а стало быть, иметь лицейские и гимназические классы, хотя в учебном плане Московского комитета образования наличие таких классов прямо предусмотрено. У нас в Питере очень остро стоит вопрос о закрытии таких классов за счет “приведения устава в соответствие”.
И второе. Может ли лицей реализовывать гимназическую образовательную программу, например в 5-7-м классе? Если нет, то какой здесь должна быть программа для “продвинутых” ребят? Ведь лицей осуществляет обучение с 1-го класса, а в Питере не сложилась система выделенных школ 1-4 для гимназий и 1-7 для лицеев, да и наличие таких школ вызывает, как мне кажется, большое сомнение…
– В средней общеобразовательной школе могут быть гимназические или лицейские классы, которые реализуют общеобразовательные программы, углубленные по предметам гуманитарного профиля (гимназические) или углубленные по предметам технического, естественно-научного профиля (лицейские), при наличии соответствующей лицензии.
Лицей не может реализовывать гимназическую программу, так как у него иной профиль, и наоборот. У лицеев и гимназий должны быть углубленные программы основного, среднего (полного) общего образования (Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. N 196).
Ольга Щербакова, Главное управление общего профессионального образования Иркутской области:
– Состоялось ли первое чтение в Госдуме Закона по государственному образовательному стандарту? Какова структура проекта?
– Проект Федерального закона “О государственном стандарте общего образования”, согласованный с Минтруда, Минюстом и Минздравом России, рассматривается в Государственной Думе.
Этот проект конкретизирует правовые основы государственных гарантий обеспечения права граждан на бесплатное общее образование, определяет понятие, назначение, статус, структуру государственного образовательного стандарта общего образования. Письмом Министерства образования Российской Федерации от 09.08.2001 г. 571/13-14 проект Закона “О государственном стандарте общего образования” был направлен в органы управления образованием субъектов Российской Федерации для обсуждения.
– Сейчас в ряде регионов страны идет эксперимент по переходу на 12-летнее образование, в том числе и в Иркутской области. Каковы главные цели эксперимента?
– Основными целями эксперимента являются: повышение качества образования и воспитания, создание условий для формирования здорового образа жизни обучающихся, обеспечение преемственности образовательных программ общего и профессионального образования. Главными в эксперименте являются не структурные преобразования, а обновление содержания образования в соответствии с новыми достижениями науки, в целях снижения учебной нагрузки, более полного удовлетворения образовательных потребностей населения.
– Назовите, пожалуйста, общие сроки эксперимента. Каким государственным документом это определено?
– Основные этапы эксперимента заложены в приказе Минобразования России “Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” от 21.05.2001 г. N 2093, зарегистрированном Минюстом России 27 июня 2001 г. N 2767.

ЕГЭ – тема года
Несколько вопросов поступили от наших читателей по уточнению и конкретизации единого государственного экзамена.
Нина Кучеренко:
– Как много участников решили задачи по математике на ЕГЭ на 90 и 100%?
– По данным, которые представлены в интернете на сайте www.rustest.ru, указано, что по математике от 91 до 100 баллов (по 100-балльной шкале) получили в июне 158 человек, что составляет 0,6% от общего числа участников, а в июле такие баллы были получены для 0,7% от общего числа участников.
– Кто-нибудь из учителей математики пытался за 1 час 20 минут прорешать все задания ЕГЭ? Почему выбрали именно это время?
– Как считают специалисты, этого времени достаточно, чтобы выполнить экзаменационную работу хорошо подготовленному учителю. Для обычного ученика последние три задания (задания типа “С”, рассчитанные на конкурсный отбор абитуриентов) довольно сложны, и не все сумеют с ними справиться.
– Говорят, что многие, сдавая ЕГЭ, получали высокие баллы методом “тыка”, случайно указывая ответы.
– Это невозможно, так как из 25 заданий только 13 были с выбором ответа.
Светлана Ефимова из Конаковского района Тверской области:
– Анатолий Витальевич! Если человек закончил школу 15 лет назад. У него диплом медицинского училища и стаж работы. Будет ли он сдавать экзамен, чтобы поступить в медицинский вуз, или будет зачислен по результатам экзаменов, сданных еще в школе?
– Диплом медучилища соответствует аттестату о среднем (полном) общем образовании, ничего дополнительного, в том числе и аттестата для поступления в вуз, не требуется. В рамках эксперимента по единому государственному экзамену форма поступления в вуз выпускников средних специальных учебных заведений еще не отработана. Она будет принята по окончании эксперимента. Скорее всего будут общие подходы, т.е. для всех – сдача единого экзамена.
Светлана Егорова, учитель математики из Екатеринбурга:
– Какой образовательный компонент будет преобладать в школе – государственный, региональный или ученический?
– Преобладающим является федеральный компонент – до 80%, который разрабатывался на государственном уровне. Региональный компонент, как я уже говорил, разрабатывается в субъектах Федерации, школьный и ученический – в общеобразовательном учреждении. В новом законе о государственном стандарте это будет четко обозначено.
Многие учителя, обращаясь в нашу редакцию, спрашивают:
– Кто сегодня в Министерстве образования Российской Федерации отвечает за ЕГЭ, к кому можно обратиться с предложениями и замечаниями?
– Ответственными за ЕГЭ в Министерстве образования Российской Федерации являются:
Управление развития образования.
Заместитель начальника управления Валентин Николаевич Шаулин, тел.(факс) (095) 923-31-39.
Отдел обеспечения единого государственного экзамена.
Начальник отдела Бархатова Татьяна Алексеевна, тел. (факс) (095) 923-84-29.

Век полиглотов с английским уклоном?
“Уважаемый Анатолий Витальевич, – пишет Елена Ермакова, – я работаю завучем в сельской школе и, составляя расписание, не знаю, кто будет вести иностранные языки в конце года. Молодые учителя приходят и через несколько месяцев уезжают в город. Может ли министерство помочь нам? Есть ли выход из создавшегося положения?”
– Проблема преподавания иностранных языков в сельской школе в связи с отсутствием кадров, которую вы поднимаете в своем письме, чрезвычайно актуальна не только для сельских школ, но и для городских. Мы все понимаем, что ее необходимо решать, и причем решать в условиях отсутствия государственного влияния на распределение выпускников высших учебных заведений.
Как показывает мировая практика, эта проблема существует не только у нас. Например, в школах Шотландии также не хватает учителей иностранных языков. Там не выдается диплом о высшем образовании, если выпускники не отработали два-три года в школе после окончания вуза.
Сейчас если руководство области, региона заинтересовано в решении вопроса обеспечения педагогическими кадрами, то оно ищет свои пути разрешения проблемы.
Так, при Липецком государственном университете с 1994 года работает Центр иноязычного образования под руководством профессора Е.И.Пассова. На сегодняшний день 90% выпускников факультета иноязычной культуры, входящего в состав Центра, работают как в городских, так и в сельских школах. А студенты Московского городского педагогического университета, обучаясь на 5-м курсе, в обязательном порядке работают в школах и одновременно учатся: при поступлении они подписывают соответствующий контракт.
Алла Клыкова, стаж работы в школе более 30 лет, пишет:
“Уважаемый Анатолий Витальевич, как известно, XXI век объявлен ЮНЕСКО веком полиглотов. Я всю свою жизнь преподавала немецкий язык. У меня складывается впечатление, что завтра мы, преподаватели французского, испанского и других языков, будем уже не нужны: английский язык вытесняет из школы другие языки. Что нас ждет? Каково наше будущее?”
– Государственная образовательная политика в области обучения иностранным языкам основывается на признании важности развития всех языков и создании необходимых условий для развития двуязычия и многоязычия на территории России.
В школах страны изучаются языки не только ведущих стран мира, но и пограничных регионов – языки соседей России (китайский, японский, польский, болгарский, финский, шведский, норвежский и т.д.). Так, например, в Калининграде, в ряде регионов Урала, средней Волги традиционно тесны экономические связи с Германией, имеется много совместных предприятий, и от будущего специалиста требуется в первую очередь владение немецким языком, а во Владивостоке и прилегающих районах востребованы специалисты с японским и китайским языками.
В настоящее время соотношение изучаемых в школе иностранных языков резко изменилось в пользу английского. Это объективная тенденция, которая обусловлена геополитическими и социально-экономическими факторами, и характерна для многих стран мира.
Одна из мер, по нашему мнению, способствующая сохранению языкового плюрализма, – изучение в общеобразовательных учреждениях двух иностранных языков. Как показывает практика, если вторым иностранным языком в школе является английский, то проблем с изучением других иностранных языков не бывает. Согласно действующему Базисному учебному плану Министерства образования второй иностранный может быть введен во всех видах общеобразовательных учреждений (не только в школах с углубленным изучением иностранного языка или гимназиях) как обязательный учебный предмет по выбору или как факультатив.
“Горячую линию” подготовил
Михаил БОНДАРЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте