Педагогический дизайн мы рассматриваем как методическую систему, позволяющую нам согласовывать учебный материал, условия среды и инструменты обучения детей для достижения ребенком тех образовательных результатов, к которым он проявляет интерес.
Использование норм педагогического дизайна при создании и осуществлении программ дополнительного образования оказывается полезным в форматах непосредственного общения с детьми, но также и в условиях дистанционного онлайн-обучения.
Практический опыт 2020 года показывает, что использование педагогического дизайна при разработке программ позволяет отвечать на сложные вызовы внешних обстоятельств образования.
Адаптация привычных и востребованных программ под онлайн-формат – сложная задача. Большая часть осуществляемых мной программ имеет социально-педагогическую направленность и рассчитана на детей дошкольного возраста. Дети осваивают окружающий мир и на основе возникающих у них образов лепят из пластилина животных, образцы объектов культуры, свидетельства истории. Нормы педагогического дизайна позволили мне решить ряд сложных задач при построении и осуществлении программы для дистанционного обучения «Диалоги о животных» с освоением приемов лепки и аппликации из пластилина».
Одна из таких задач – поиск баланса между теорией и практикой. Я разделила каждое занятие на две части. В первой части дети знакомятся с темой или героем, обсуждают, сравнивают, учатся задавать вопросы, находить верные и интересные ответы. Вся информация представляется в доступной для детей форме и с обязательным применением полученных знаний на практике. Зачем зебре полоски? Почему у жирафа длинная шея? Как фламинго спит, стоя на одной ноге? Во второй части занятия дети создают образ животного из пластилина, уже имея представление о цвете и форме тела, о его характерных особенностях.
Привлечение внимания и поддержание мотивации. Дети и родители получают информацию о предстоящем учебном процессе и о действиях, которые необходимо выполнить для достижения результата. На каждом занятии дети создают модель одного животного и фотографируют свой результат, чтобы в конце программы, когда все животные соберутся в макете природно-климатической зоны, получить свой личный видеоролик. Наличие у детей образа желаемого результата явно стимулирует их в процессе обучения. Такой подход, связанный с обозначением и согласованием того, как будет выглядеть результат работы, описан в нормах педагогического дизайна и дает возможность каждому из детей и их родителей быть соавтором программы, дети учатся осмысливать значение информации и действий для достижения той цели, к которой они стремятся.
Опора на имеющиеся знания учеников. Знакомство с каждым животным мы начинаем с мозгового штурма, давая ответ на вопрос, что нам известно, и подтверждаем или опровергаем эти суждения в первой части занятия. Особое внимание уделяется взаимодействию человека и животного, возможности доместикации (одомашнивания) и знакомства с опытом людей. Например, что делать, если вы повстречали носорога? Бежать или замереть?
Яркое представление материала. Все элементы программы требуют тщательной разработки, чтобы удержать и акцентировать внимание детей на важных моментах и главной мысли программы. Яркость, четкость и разнообразие материалов позволяют удержать внимание, не потерять интереса детей к работе. Теоретическая часть каждого занятия содержит следующие блоки: ареал обитания, размер, внешний вид, взаимодействие с человеком, особенности поведения и внешнего вида, питание, детеныши, естественные враги.
Комментарии