Накопление новых знаний не перегружает ребенка, если помогает ему выстраивать причинно-следственные связи, решать задачи создания образа. «Слон любит поливать себя водой, чтобы охладиться и избавиться от зуда и укусов насекомых. А как с этой задачей справляются другие африканские животные?» Тут самое время вспомнить про пылевые и грязевые ванны и помощь других животных, например мангустов.
Диалог, а не лекция. В первой части занятия знакомство с животным проходит именно в форме диалога, сравнения с уже изученным, анализа фото- и видеоматериала. Дети делятся наблюдениями, строят гипотезы. К обязательной презентации я нередко добавляю видео- и аудиофрагменты, характеризующие животных. Причем подбирая их по конкретному запросу детей – как ест или говорит животное, как оно двигается.
Закрепление знаний на практике. Все знания, полученные в первой части занятия, применяются при создании модели животного. Какой выбрать цвет пластилина и можно ли его заменить другим? Как соотносятся размеры животных? Можно ли поставить рядом гепарда и льва, зебру и страуса? Не навредят ли они друг другу? Модели животных и макет, в котором они располагаются, превращаются в уникальное игровое пространство, живущее по законам дикой природы. И дети со всей ответственностью подходят к обустройству жизни животных.
Наличие постоянной обратной связи позволяет моментально реагировать на потребности и запросы детей и родителей, а также помогает решать различные технические или иные проблемы. Это формирует продуктивную и открытую среду для общения и обучения. Для этого подходят любые мессенджеры, средства общения, удобные для всех участников процесса.
Таким образом, можно установить связи между педагогикой и технологиями, позволяя одному выгодно дополнять другое.
Использование педагогического дизайна позволяет максимально эффективно осуществлять образовательный процесс именно за счет анализа потребности в обучении и поставленных перед программой целей так, чтобы они были понятны, очевидны, а главное – интересны детям. Ведь когда понятно, кого и зачем мы учим, какой результат хотим получить в конце, то средства и методы обучения мы выбираем верно, а используем эффективно.
Варвара ХОМЕНКЕР, педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара
Комментарии