search
main
0

Можно ли научить детей говорить правильно?

Наталья КИСЛАЯ, учитель русского языка и литературы школы №86: – В школе на уроках русского языка и литературы учат в основном на письменных текстах, а устная речь – иная стихия, и для ее изучения нужна риторика – дисциплина как самостоятельная, так и тесно связанная не только с уроками русского языка и литературы, но и со всеми предметами, требующими говорения. При этом сегодня почти отсутствует методическая проработка коммуникативного потенциала традиционных школьных гуманитарных дисциплин.

Построение речи, организуемой из языковых единиц в соответствии с законами языка и задачами общения, вряд ли кто-то признает делом простым. Чтобы возникло «чудо слова», мало только «рот открыть». Чтобы дар природный развивался, стал умением «произносить слова и строить фразы», необходимо знание.

В наше время главная проблема, пожалуй, – возможность установления взаимопонимания между людьми. Поэтому так необходима сейчас «чаша ритора», о которой античный мудрец Апулей сказал так: «Первая чаша – учителя – закладывает основы, вторая чаша – филолога – оснащает знаниями, третья чаша – ритора – вооружает красноречием».

Пить эту чашу надо постепенно, теперь уже ясно, что учить риторике надо начинать как можно раньше. Ось риторического текста, по Аристотелю, составляют идея, этос и пафос. Идея – то, ради чего обращается оратор к слушателю, этос – нравственная характеристика личности оратора, пафос – страстность, целостность его внутреннего мира (владение приемами воздействия на слушателя). Даже при первом взгляде на эти три опорных столба классической риторики становится ясно, что важнейший из них – этос, то, что приобретается в процессе воспитания и образования.

Сегодняшние выпускники школ не могут построить развернутую доказательную речь потому, что они понятия не имеют, что это такое, и «сочиняют» как бог на душу положит, а в результате – сплошные «общие места».

Из-за того, что обучение языку у нас сведено к овладению элементарной грамотностью, люди в массе не умеют строить свое высказывание ни в устной, ни в письменной форме. Не случайно написание сочинений в школе превратилось в муку мученическую. Учащиеся, не владея методикой критического отбора серьезной литературы, часто готовы согласиться с каждым автором, который сумеет ярко и убежденно представить свою точку зрения.

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого. Хочется надеяться, что среди учителей найдутся те, кому судьба риторики не будет безразлична.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте