search
main
0

Можно ли изучить историю России за один урок?

​Изложить мастер-класс в письменном виде на самом деле оказалось очень сложной задачей.

Во-первых, потому что мастер-класс – это устный жанр, в котором немаловажную роль играет не только содержательная, но и эмоциональная составляющая. Во-вторых, мастер-класс происходит «здесь и сейчас», и его ведущему необходимо вовлечь в совместную деятельность именно эту аудиторию, ориентироваться именно на нее, учитывать ее особенности, такие как состав и численность, уровень требовательности и профессиональной подготовленности. В-третьих, письменное слово требует строго выверенных цитат, ссылок, а зачастую и научного аппарата. Поэтому этот текст будет не стенограммой или отчетом, а скорее описанием главных идей, своеобразным авторефератом мастер-класса, со сценической версией которого благодаря современным технологиям можно ознакомиться на официальном видеоканале городского методического центра Департамента образования (www.youtube.com/watch?v=Zveq8RJ8cSM).Название мастер-класса звучит провокационно. Главная задача ведущего – попытаться убедить аудиторию, большинство которой готово категорично ответить на поставленный в заглавии вопрос «нет», что даже один урок – это немало и что даже один урок может сформировать некий целостный образ истории России, хотя, конечно, знакомство это не может быть детальным и исчерпывающе подробным.Главным содержательным ядром мастер-класса стала проблема периодизации истории России. Обозначенный графически на линии времени почти полуторатысячелетний отрезок времени от расселения славян на Восточно-Европейской равнине до сегодняшнего дня – вот, если позволительно так сказать, «размер» отечественной истории. В соответствии с законами дидактики и здравого смысла, чтобы разобраться в таком огромном по объему массиве событий, исторических персоналий и исторических явлений, необходимо разделить этот массив на части (периоды).Чтобы это сделать, нужно выбрать основание для деления, или, говоря языком ученых-историков, выбрать критерий периодизации. В зависимости от разных выбранных за основу критериев мы получим разные по удобству периодизации.В ходе обсуждения с аудиторией вспоминаем следующие варианты.Во-первых, деление «по векам», то есть просто формально-хронологический подход. Он понятен, но абсолютно бездушен, поскольку делит историю, невзирая на ее содержание, на 13-14 равных отрезков. Кроме того с методической точки зрения он труден для запоминания. Мы, историки, вынужденно пользуемся этой периодизацией и заставляем запоминать наших учащихся исторические даты только потому, что эта периодизация является единственной универсальной для истории всех стран и народов. Только она позволяет синхронизировать историю различных государств и цивилизаций.Во-вторых, вспоминаем, что еще в древности историческая наука в качестве одного из первых критериев периодизации предложила использовать правления правителей. Периодизация «по правителям» (или ее модифицированный вариант «по династиям») также весьма неудобна для истории России, так как делит ее на два крупных (700 лет Рюриковичи и 300 лет Романовы) и около десятка мелких отрезков правителей Смуты и лидеров Советского государства.В-третьих, вспоминаем актуальную в учительской аудитории (аудитории советских школьников, которым ныне никак не меньше 40) периодизацию, основанную на марксистской формационной модели. Она, увы, тоже неудобна для российской истории, поскольку с ее точки зрения Русь, минуя рабовладельческую формацию, перескочила от первобытнообщинного строя прямиком в раннефеодальное общество. А после тысячелетнего господства последнего через полувековую ступень капитализма вступила в социалистическую формацию. Еще более сложной задачей является объяснение с точки зрения этой теории возврата к рыночно-капиталистической модели в 90-х гг. XX века.И, наконец, вспоминаем, что самой, возможно, небесспорной с научной точки зрения, но самой удобной с точки зрения методики преподавания истории является периодизация, критерием которой будет местонахождение общерусской столицы. В результате деления по данному критерию мы получаем 5 легко запоминаемых периодов:1) Киевская Русь (VII-XIII вв.), или по-другому период Древнерусского государства;2) Московский период (XIV-XVII вв.), или период Московского государства;3) Санкт-Петербургский период (XVIII – начало XX вв.), или период Российской империи;4) Второй московский (1918-1991), или период Советского государства,и, наконец, современный период – Российской Федерации, начало которого пусть и не начато переносом столицы на новое место, однако отмечено постоянными размышлениями власти о необходимости ее переноса или о разделении между несколькими городами столичных функций.Кроме удобства запоминания данная периодизация заставляет нас обратить внимание на следующие обстоятельства. В рамках каждого из исторических периодов наше государство переживало развитие, подъем и определенный кризис, упадок. Это возвращает нас к историческому, «словарному» смыслу термина «период», сформулированного еще самим Аристотелем для обозначения «речи, имеющей в себе самой начало и конец и легко обнимаемой умом».Вспомним, что с метапредметным понятием «период» наши ученики сталкиваются и на других предметах: в математике – периодические и непериодические десятичные дроби; в музыке – такт и музыкальная фраза как составляющие части музыкальных произведений; геологические периоды в биологии и географии; в физике – периоды колебаний; наконец, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Значит, мы можем предположить, что периодичность – один из таинственных способов разворачивания материи в пространстве-времени, один из удивительных и универсальных, до конца еще не познанных и должным образом не объясненных законов жизни социума, органического и неорганического мира. Возможно, именно нашим ученикам удастся приблизиться к пониманию этого закона.И еще одно наблюдение… Если мы с геометрической точностью нанесем периоды отечественной истории на линию времени, то невозможно не заметить еще одну закономерность. Киевская Русь – 6-7 веков, Московское государство – 4 века, период Российской империи – 2 века, период Советского государства – около 75 лет… Очевидно, что каждый последующий период значительно короче предыдущего.Здесь мы, очевидно, сталкиваемся или еще с одной загадкой нашего бытия (действительно ли имеет место некое ускорение истории, «сжатие» времени), или с фундаментальной особенностью нашего восприятия прошлого (мы в своем сознании отдаленные по времени события «упаковываем» в более объемные «контейнеры»).Меня нередко спрашивают: «К чему все эти размышления?» У меня на это два ответа. Первый – практический. В 10-м классе старшеклассники приступают к изучению всеобщей и отечественной истории заново в рамках 2-го концентра. Моя задача как учителя не просто повторить пройденное в 6-8-х классах, но и попытаться осмыслить прошлое на более высоком научно-теоретическом уровне. Содержание этого мастер-класса – один из способов, которым можно воспользоваться для решения данной задачи.Второй – непрактичный. Часто за необходимой и привычной рутиной преподавания нам редко удается поднять голову и разглядеть сквозь дымку за оконным стеклом звездное небо. И попытаться почувствовать, что наша жизнь – это часть жизни Вселенной, попытаться понять, что мы подчиняемся единым законам и исполнены сокровенным смыслом.А если это удается, то воодушевление от созерцания звездного неба дает новые силы и расправляет крылья, позволяет увлечь за собой в мир познания наших учеников.А еще удается убедить большую аудиторию опытных учителей в том, что на вопрос «Можно ли изучить историю России за один урок?» не существует однозначного ответа, и уж точно имеет смысл ответ на этот вопрос искать.Владимир КРУЖАЛОВ, учитель истории ЧОУ «Ломоносовская школа»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте