search
main
0

Может ли вуз подготовить выпускника к успешной сдаче ЕГЭ?

Может! Так говорили ректоры на семинаре «Реализация профильного обучения в образовательных учреждениях Западного округа на основе взаимодействия с вузами в аспекте профориентационной деятельности». Что же делают в этом плане высшие учебные заведения?

Комментарий «УГ»Победители 120 олимпиад смогут поступить в вузы на льготных условияхВ перечень олимпиад, которые проводятся для школьников и дают льготы при поступлении в вузы в 2008-2009 годах, Минобрнауки РФ включило 120 состязаний.Все они, как правило, проводятся вузами, преимущественно госуниверситетами. Кроме уже известных олимпиад, таких, например, как «Шаг в будущее», «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы», «Физтех», ставших уже почти всероссийскими по количеству участников и географии, в списке есть и сугубо региональные вузовские состязания. Например, олимпиады Волгоградского и Самарского госуниверситетов, Ижевского технического университета.С олимпиадами по математике, физике, химии, биологии, литературе, одним словом по школьным предметам, все ясно. Показал лучшие результаты – они зачтутся на вступительных испытаниях по профильным предметам в вузах. Но часто олимпиады идут по дисциплинам, которых нет в списке обязательных школьных предметов. Например, это «теория и история музыки», «гуманитарные и социальные науки», «журналистика», «технология», «экономика и управление». Какие привилегии и в каких вузах получат призеры? Сегодня для всех номинаций олимпиад прописано, каким школьным предметам они соответствуют и на какие специальности в качестве профильных испытаний могут засчитываться.Например, победители межрегиональной многопрофильной олимпиады Высшей школы экономики в номинации «Гуманитарные и социальные науки» могут рассчитывать на льготы при поступлении на специальности, где надо сдавать обществознание, литературу и историю. Таких вузовских направлений подготовки более 60: «Книжное дело», «Культурология», «Изящные искусства», «Музеология», «Философия», «Политология» и так далее.На сегодняшний день на законной основе вузы могут предоставлять олимпиадникам льготы или не предоставлять, но большинство ректоров за то, чтобы их вузы пополняла талантливая молодежь.Вузы, где придется проходить дополнительные испытания1. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова2. Московский педагогический государственный университет3. Московский физико-технический институт (государственный университет)4. Московский государственный лингвистический университет5. Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития и торговли РФ6. Государственный университет – Высшая школа экономики7. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения8. Санкт-Петербургский государственный университет9. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ10. Московский государственный медико-стоматологический университет11. Московская государственная юридическая академия12. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова13. Финансовая академия при Правительстве РФ14. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)15. Волгоградский государственный медицинский университет16. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов17. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики18. Российская академия правосудия19. Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова20. Российский государственный медицинский университет21. Московский государственный университет печати22. Северо-Кавказский государственный технический университет23. Государственный университет управления (ГУУ)24. Московский государственный институт международных отношений (университет)

Анатолий Романов, ректор Всероссийского заочного финансово-экономического института:

– На протяжении многих лет ВЗФЭИ, как и все вузы Москвы, готовит старшеклассников по математике и русскому языку для углубления знаний, полученных ими в общеобразовательной школе. Традиционно эта работа проводится на подготовительных курсах Центра довузовской и профессиональной подготовки нашего института. С переходом на ЕГЭ нагрузка на старшеклассников значительно возрастает. Чтобы не произошло увеличения общей нагрузки на обучающихся, профильные и элективные курсы должны включаться в учебный план при некотором сокращении часов, отведенных на предметы, не ставшие для старшеклассников профильными. На основе соглашения с Западным окружным управлением образования в институте проходят повышение квалификации 140 школьных педагогов-предметников (английский язык, история, обществознание и география) по программе «Подготовка к итоговой аттестации выпускников школ в форме ЕГЭ».

Анатолий Геращенко, ректор Московского авиационного института:

– Наш вуз создал техническую и программную базу для тестирования старшеклассников в формате ЕГЭ. По договоренности с учебными округами мы проведем бесплатный репетиционный ЕГЭ по физике для 7000 выпускников столичных школ, записавшихся на этот экзамен, который позволит ученикам реально оценить свою подготовленность. МАИ разрабатывает цикл интернет-занятий для школьников по физике и математике, чтобы помочь им повысить знания и в последующем контролировать эти знания в формате ЕГЭ.

Наталья Тихомирова, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики:

– Наш вуз широко использует технологии электронного обучения в системе непрерывного образования. Среди направлений взаимодействия со школами выделены такие, как: для учащихся начальной, основной и старшей школы, для администрации и для учителей. Это программы раннего профессионального развития, предпрофильная подготовка, включающая элективные курсы (в том числе электронные), сетевое взаимодействие социальных партнеров по осуществлению педагогической и информационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников, профильное обучение, а также подготовку к ЕГЭ и тестирование перед ЕГЭ.

Александр Сигов, ректор МИРЭА:

– В нашем вузе уже давно сложилась и успешно работает система непрерывной подготовки «абитуриент – студент – специалист». Первая ступень этой системы – подготовка абитуриента-школьника. Курсы по подготовке к поступлению в вуз, вечерняя физико-математическая школа, базовые школы и лицей МИРЭА объединены в факультет довузовской подготовки и согласованно работают по единому плану. МИРЭА – координатор по проведении ЕГЭ июльской волны по московским вузам. Поэтому наш институт старается оказывать помощь непосредственно школам ЗАО в подготовке учителей и школьников к ЕГЭ. Около 400 руководителей пунктов приема ЕГЭ, организаторов в пунктах проведения ЕГЭ, уполномоченных ГЭК прошли обучение в МИРЭА в 2008 году. МИРЭА имеет большой опыт в проведении и подготовке абитуриентов к Всероссийскому централизованному тестированию и ЕГЭ. Поэтому распространение этого опыта для подготовки к ЕГЭ среди учителей ЗАО – важный момент нашей совместной работы.

Валентина Бадил, начальник Западного окружного управления образования:

– Западное окружное управление образования заключило более 10 договоров с вузами для реализации совместных масштабных проектов.

Особенно для нас важны такие совместные проекты, которые помогают в подготовке к ЕГЭ. Мы неоднократно подчеркивали, что достаточно успешный проект «ЕГЭ без двоек» невозможно представить себе без наших вузов-партнеров. Мы вместе проводим репетиционные экзамены для детей в вузах, организуем консультации и тренинги, в том числе в режиме on-line, диагностируем готовность учителей, обучаем учителей по всем предметам, вынесенным на ЕГЭ, готовим руководителей ППЭ, организаторов и так далее.

Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова, президент Российского союза ректоров:

– В этом году все экзамены проходят в форме ЕГЭ, но есть два больших исключения. Сначала было распространено сообщение Министерства образования и науки РФ, что будет

4 обязательных экзамена в виде ЕГЭ для всех высших учебных заведений, названы эти предметы. Я имел разговор с Андреем Фурсенко, мы договорились, что в порядок приема надо внести изменения: из этих 4 предметов вуз по своему усмотрению выберет 3, сохраняя профильный. Профильный предмет определяется сейчас министерством, хотя раньше это определял вуз. Профильный экзамен – экзамен по предмету, который для данной специальности считается основным, говоря проще, для естественно-научных специальностей это математика, для гуманитарных – сочинение, русский язык и литература. По профильному предмету вуз имеет право ограничить баллы по ЕГЭ. Скажем, если у абитуриента баллы по ЕГЭ ниже установленных вузом, то вуз может ему отказать, то есть если, например, человек поступает на мехмат, по ЕГЭ у него 30 баллов или 40, а вуз установил, что по ЕГЭ должно быть не ниже 60.

Все вузы будут стараться помещать эту информацию на сайты, и я бы советовал ребятам плотно работать с сайтом, с теми его разделом и страницей, которые относятся к поступлению.

Я не был сторонником того, чтобы ЕГЭ стал единственной формой поступления, считал и считаю до сих пор, что талантливые ребята могут и не получать очень высокие результаты по ЕГЭ, но их надо искать, лелеять, поддерживать. Мы знаем много случаев, когда абсолютный победитель по ЕГЭ, имеющий около 100 баллов, дальше не может успешно учиться по этому предмету. Поэтому я выступил с предложением создать впервые в России мощную сеть олимпиадных движений, Андрей Фурсенко поддержал эту идею, Союзу ректоров было поручено взяться за эту работу. Мы проанализировали все-все олимпиады России и предложили министерству 120 олимпиад по разным предметам или комплексному предмету, победители которых нынче имеют большие льготы. Например, если победил школьник в олимпиаде первого уровня и поступает по профилю, то есть по тому предмету, по которому он победил, он может быть просто зачислен без сдачи всего – без ЕГЭ, без сдачи любых экзаменов, он просто уже студент. Или вуз может установить, что если он победитель, то имеет 100 баллов по данному предмету. Главное, что это не просто льгота: талантливые парни, победившие во Всероссийской олимпиаде, имеют страховку от случайностей при сдаче ЕГЭ как победители олимпиад.

Победителями считаются призеры, получившие диплом первой, второй и третьей степени, в принципе все они могут быть приняты в вуз. Право без экзаменов ставить 100 баллов по предмету дано вузу. Поэтому, если человек выбрал вуз, он должен посмотреть, какие льготы ученый совет вуза предоставляет победителям с дипломами первой, второй и третьей степени. Есть одно новое обстоятельство в этом году: если вуз решил предоставлять льготы победителям олимпиады первого уровня, то он обязан предоставить эти льготы всем победителям всех олимпиад в России первого уровня.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте