search
main
0

Может ли школа самостоятельно подготовить своего выпускника к успешной сдаче ЕГЭ?

На этот вопрос на волне радиостанции «Эхо Москвы» ответили лучшие столичные педагоги.

Комментарий «УГ»Рособрнадзор утвердил расписание выпускных испытаний для старшеклассников.26 мая – информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биология;29 мая – русский язык;1 июня – география, литература;4 июня – математика;8 июня – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);11 июня – обществознание, химия;15 июня – история, физика.Дополнительные дни для тех, кто не сдал ЕГЭпо уважительным причинам в установленные сроки:11 июня – русский язык;15 июня – математика;18 июня – иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский), обществознание, биология, физика;19 июня – география, химия, литература, история, информатика и ИКТ.Выпускники школ прошлых лет и те, кто оканчивал училища, техникумы или колледжи, смогут сдать ЕГЭв июле:7 июля – русский язык, химия, информатика и ИКТ;10 июля – математика, литература, иностранные языки (англ., фр., нем., исп.);13 июля – обществознание, география, физика;15 июля – биология, история;17 июля – резервный день.Сдача ЕГЭ начинается в 10.00 по местному времени.Освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников по русскому языку и математике.Экзамены по другим общеобразовательным предметам – литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознании, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) – выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору. Количество экзаменов по выбору определяется выпускниками самостоятельно, для чего не позднее1 марта текущего года они подают в образовательное учреждение заявление о сдаче экзаменов по выбору с указанием соответствующих общеобразовательных предметов.При проведении государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ используется стобалльная система оценки, а в форме государственного выпускного экзамена – пятибалльная система оценки.Результаты государственной (итоговой) аттестации признаются удовлетворительными в случае, если выпускник по обязательным общеобразовательным предметам (русский язык и математика) при сдаче ЕГЭ набрал количество баллов не ниже минимального, а при сдаче государственного выпускного экзамена получил отметки не ниже удовлетворительной (три балла).В случае если выпускник получил на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительный результат по одному из обязательных общеобразовательных предметов (русский язык или математика), он допускается повторно к государственной (итоговой) аттестации по данному предмету в текущем году в формах, установленных настоящим Положением, в дополнительные сроки.Удовлетворительные результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике станут основанием выдачи выпускникам документа государственного образца об уровне образования – аттестата о среднем (полном) общем образовании.В аттестат выпускнику, получившему удовлетворительные результаты на государственной (итоговой) аттестации, выставляются итоговые отметки:по каждому общеобразовательному предмету инвариантной части базисного учебного плана;по каждому общеобразовательному предмету вариативной части учебного плана образовательного учреждения, изучавшемуся выпускником, в случае если на его изучение отводилось по учебному плану образовательного учреждения не менее 64 часов за два учебных года.Итоговые отметки, за исключением случаев, предусмотренных Положением, определяются как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за X, XI (XII) классы и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.Лицам, указанным в пункте 16 настоящего Положения, получившим удовлетворительные результаты на государственной (итоговой) аттестации, в аттестат выставляются отметки, полученные ими на промежуточной аттестации, проводимой образовательным учреждением, по всем общеобразовательным предметам инвариантной части учебного плана образовательного учреждения.Выпускники, проявившие способности и трудолюбие в учении, награждаются золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении» и (или) похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» в порядке, определяемом Минобрнауки России.Выпускникам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ, выдается также свидетельство о результатах ЕГЭ (далее – свидетельство), форма и порядок выдачи которого устанавливаются Минобрнауки России. В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по тем общеобразовательным предметам, по которым выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.Выпускникам, ставшим в текущем году победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, в аттестат по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, выставляется отметка «отлично».

Леонид ЗВАВИЧ, преподаватель математики, заслуженный учитель России:

– Надо сказать, что, на мой взгляд, тех выпускников, кто может сдать без репетитора, достаточно большое количество. Так что репетитор возникает не в связи с ЕГЭ, а в связи с желанием сдать его хорошо, сдать его как можно лучше и поступить в институт. Очень много зависит от того, обязателен этот экзамен или нет. Должен сказать, что репетиторство было и раньше. Не ЕГЭ породило репетиторство, а именно та разница, что для каждого вуза своя. Поэтому каждый родитель, чье чадо готовилось в институт, хотел иметь репетитора именно из этого института. Институты от этого и проигрывали, и выигрывали. ЕГЭ такую возможность для многих институтов отрезал, многие институты заволновались, и в этом, на мой взгляд, большой плюс ЕГЭ, потому что к нему можно готовить единообразно.

Ученика гуманитарного класса вполне можно подготовить к ЕГЭ и без репетитора, хотя, конечно, мало часов. Все зависит от того, какая у него база, какое у него отношение к математике. У нас был случай, когда ученица гуманитарного класса поступила на мехмат и сказала после этого: «Математику я и так изучу, а вот у Соболева хочу послушать литературу». «Математика в таблицах», которую мы выпустили с Андреем Рафаиловичем Рязановским, – хорошее пособие, и, разумеется, если человек свободно пользуется тем, что там написано, то ЕГЭ он сдаст вполне прилично. Это не обязательный материал, но он помогает. Вообще составление кимов для ЕГЭ – очень сложная работа. Люди, которые их составляют, к ней относятся достаточно ответственно. Меня вполне устраивают сегодняшние варианты. Начальная часть состоит из нескольких тестовых заданий для математики, вполне хорошо составленных и возможных, но их, конечно, мало. Там есть еще задания, где нужно дать ответ. Тесты проверяют очень многое у человека, прежде всего логическое мышление, а это необходимо.

Елена ВОЛЖИНА, учитель литературы и русского языка:

– Есть один несомненный плюс в ЕГЭ. Он обнажил наши проблемы, которые были всегда, которые покрывались тем, что, сдавая школьные экзамены, ребенок, глядя в глаза любимому учителю, всегда мог себе заработать тройку, четверку, пятерку. ЕГЭ вскрыл, что сегодняшнее образование, за последние 10 – 15 лет, некачественное. Не знаю, как это было раньше, но помню, как училась я, и мы готовились к экзаменам и сдавали пять. Независимо от того, куда мы потом поступали, мы должны были на глубоком сознательном уровне, еще было перед учителем стыдно, сдать устный тяжелейший экзамен и письменный.

Школа может подготовить своего ученика к сдаче ЕГЭ по русскому языку, по литературе при условии, что с 5-го по 11-й класс человек учился в школе, где от него требовали читать, писать, переписывать, где серьезно и он, и семья относились в том числе и к русскому языку и литературе.

Когда ребенок умеет читать, ему не страшны ни ЕГЭ, ни вступительное сочинение, ни выпускное сочинение. Конечно, если есть полный контакт между ребенком, школой, семьей и теми самыми азами науки, к которым он соприкасается в школе. Конечно, все зависит от учителя. Очередной раз придется повторить эту истину, навязшую в зубах. Учитель должен работать так, чтобы ему не мешал ЕГЭ. Работать так, чтобы любой уровень проверки, любой срез знаний показывал, что его ученик знает и на формальном уровне, и на глубинном уровне, и на творческом.

Печальная реальность, потому что больше нет сочинения как федерального экзамена. Теперь сочинения проводит сама школа, чтобы допустить после написания сочинения и получения положительной оценки к экзамену по русскому языку. Последствия этого очевидны уже сейчас. Даже дети из гуманитарных классов перестают читать, извиняющимися голосами объясняя, что нет на это времени, нет для этого потребности. То, что будет с поколением, для которого литература и сочинение больше не экзамен, страна поймет, когда это поколение приведет в школу своих детей. Части А и Б кимов по русскому языку проверяют какие-то навыки и знания, может быть, даже глубину и сообразительность ученика. Очень печальна часть С. Я выписала результаты по этой части в Москве, в Петербурге, в России: учащиеся Петербурга получили 7,57 балла из 20 возможных, а все-таки Петербург не последний город с точки зрения интеллектуальности, традиций, мотивированности семей. Оценка и анализ экспертов приводят в ужас. Ребята не понимают коммуникативности и содержательности, проблемности авторской позиции, не умеют аргументировать свою точку зрения, не умеют писать без речевых грамматических ошибок. Вот первое доказательство, первые результаты того, что нельзя разрывать единый общеобразовательный процесс, нельзя литературу и чтение называть просто неким школьным предметом, нельзя не понимать, что отсутствие сочинения приводит к тому, что все меньше и меньше детей будут выбирать литературу как экзамен, все меньше детей будут читать. Конечно, от нас зависит, хочет ребенок читать или нет. Но в том числе есть вещи, мотивирующие деятельность ученика. То, что часть С пишется все хуже и хуже, в 2008 году ниже, чем в 2007 и 2006 годах. Что делать с поколением, не понимающим, о чем текст, который не обладает больше коммуникативной функцией, не видит информации в этом тексте, не понимает, что по этому поводу думает автор, более того, не может сформулировать собственную позицию. Это разрыв между предметами «Русский язык» и «Литература», это разрыв с нашей традицией, когда мы были литературно-центристской страной, это разрыв с тем, что у нас было наработано.

Учителям русского языка и литературы нужно продолжать делать все, чтобы их дети читали, писали, и переписывали. И тогда ничего не страшно. Как только мы ослабляем наши требования, ребенок становится утилитарным, расчетливым, он теряет шанс стать другим. Мы в отличие от автомобилистов молчим, а должны этот шанс сохранять, объединяться, противостоять этому процессу сегодня, образовывать свои сообщества, свою стену сопротивления. Без этого нас скушают.

Татьяна ГРАНДЭЛЬ, учитель французского языка гимназии №1541:

– Я в этом году преподаю французский как второй язык в 11-м классе, даю очень мало домашних заданий, потому что понимаю, что у них нет на это сил, им это не надо, то есть общее образование им не надо. Им надо только то, что ведет к успешной сдаче ЕГЭ.

В книжечке по ЕГЭ по французскому языку записано: «Цель экзамена – определение уровня подготовки выпускников полной средней общеобразовательной школы по французскому языку, а также дифференциация их по уровню владения французским языком для отбора при поступлении в вузы». Мое мнение таково, что сдать ЕГЭ можно на положительную оценку, ведь положительная оценка у нас тройка. Вопрос в том, достаточно ли базовой школы для того, чтобы получить высокие результаты ЕГЭ, за которые наш выпускник будет принят в Иняз. Для этого базовой школы недостаточно, значит, нужна либо профильная школа, либо элективный курс, либо репетитор. В прошлом году экзамена по французскому языку в России вообще не было. Он был в позапрошлом году, как пробный. Мы можем только слегка сравнивать его с экзаменом по английскому языку, но ведь у французского языка ЕГЭ несколько другой структуры. К этим видам работы нужно готовить ребят с 5-го класса, чтобы ученик слушал речь с кассет или диска, то есть не только речь учителя. Все зависит еще и от личности учителя, от того, как он готовит учеников к языку с 5-го класса к такой форме сдачи экзаменов, зависит все. Мы уже давно перешли на проверку четырех критериев так, как представляет это ЕГЭ, и я думаю, что для наших учеников большого удивления задания ЕГЭ не вызовут.

До ЕГЭ наши дети поступали в гуманитарные вузы, основная масса занималась на курсах, потому что все-таки требования школы и требования вуза отличаются. Думаю, что это абсолютно нормально, потому что таким образом проходили подготовку к сдаче экзаменов, что весьма важно. Наша школа дает ученикам элективные курсы, для сдачи ЕГЭ этого вполне достаточно, это действительно подготовка к ЕГЭ.

Мой любимый внук в этом году поступает в институт, он оканчивает 11-й класс. Вся семья в шоке от того, что он будет пытаться поступать в Бауманский институт и в Институт связи, но до сих пор ни тот, ни другой вуз не дали перечня вступительных испытаний. Он занимается без репетиторов, правда, учится в математическом лицее, занимается на курсах в этом же лицее, организованных Бауманкой.

Часто наши дети заложниками становятся. У нас в позапрошлом году ЕГЭ по русскому языку не был обязательным, но в мае несколько человек написали заявление с просьбой разрешить им сдать ЕГЭ, потому что в апреле вуз, куда они собирались поступать, объявил, что принимает ЕГЭ. В нынешнем перечне написано, допустим, что есть направление подготовки «физик-аналитик». По этой профессии в любой вуз страны абитуриенты должны предъявить результаты сдачи ЕГЭ, допустим, по математике, русскому языку (как зачет и незачет), химии и физике. Но один из предметов подчеркнут, это значит, что вуз имеет право по этому предмету сделать дополнительные испытания. Но мой внук собирается поступать на инженерный менеджмент, такой профессии нет в списке, поэтому перечня экзаменов для этой профессии нет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте