Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Можешь ли ты сломать дерево? Тема «Агрессия». Старшие классы

Учительская газета, №9 от 8 марта 2005. Читать номер
Автор:

Переход к рыночным отношениям, перестройка нашего общества привели не только к экономическим и политическим изменениям, но и к изменению моральных норм поведения людей, и особенно молодежи. Педагоги, родители отмечают, что у детей и подростков нарастает асоциальная направленность. Они стали более тревожными и агрессивными. Агрессивные наклонности в поведении наблюдаются даже у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Понятие «агрессия» (от лат. agressio – нападение, угроза) – общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное действие – это поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т.п. Действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д. Ученые отмечают, что агрессивностью в той или иной степени страдают все люди.

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Агрессией называют и настойчивость, напористость, жесткость ученика или учителя, и применение огнестрельного оружия для жестокой расправы. Но смысл этих действий различный. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, ребенок дерется и сильно кусает своего противника, ребенок облил краской стол учительницы. Все это агрессия, хотя и в различных формах. Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах, неумышленные удары на спортплощадках, причинение боли во время лечения зубов или промывания раны водой. Зато оно определенно подходит для рукоприкладства, прямых оскорблений, в том числе и «невинных» – дерганий девочек за косички, ущемляющих достоинство «дразнилок» и «прозывалок». Школьной агрессией назовем всякое умышленное действие учителей или учеников, причинившее душевную или физическую травму другим.

Существует несколько теорий, объясняющих вспышки агрессивности. Первая исходит из того, что агрессивное поведение дано человеку от природы. Так он защищается от своих врагов и выживает. Вторая считает агрессию естественной реакцией организма на состояние невозможности достижения цели, исполнения желаний. А третья теория утверждает, что агрессивное поведение формируется постепенно и является результатом воспитания. Необходимо отметить, что и наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии. Если ребенок родился с ослабленной нервной системой, то существует определенный риск, что у него разовьются агрессивные наклонности. Эти дети больше, чем другие, подвержены эмоциональным расстройствам. Именно эмоции «выталкивают» агрессию на поверхность.

Необходимо выделить общий фактор значительного роста агрессивного поведения в современном мире – это повышение напряженности, ухудшение отношений между людьми. Другие относятся к нам так же, как мы относимся к ним. Враждебность всегда порождает враждебность, нежелание сотрудничать одной стороны всегда отталкивает другую. Если одна сторона считает другую агрессивной, обиженной и мстительной, то другая сторона начинает вести себя именно так в порядке самообороны, что и создает порочный круг. Нельзя отвечать злом на зло, иначе не будет конца. Кто-то должен проявить мудрость и благоразумие и ответить на зло добром. Тогда открывается путь к примирению.

Но агрессивность в мире нарастает как снежный ком. Удивительно, что люди, видя и понимая, что из порочного круга нет другого выхода, кроме примирения, ничего не делают, чтобы изменить страшную зависимость. В результате зло накапливается, усиливается, уничтожает людей. Дети втягиваются в этот страшный круговорот с пеленок, перенимают манеру агрессивного поведения еще до того, как учатся соображать. Ежедневная жизнь постоянно демонстрирует модели агрессивного поведения в семье, окружающей действительности, средствах массовой информации. Стоит ли удивляться, что наши дети агрессивны: они ведь только воспроизводят то, что видят вокруг себя. Ведущий теоретик социального учения американский психолог А. Бандура считает, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями взрослых и отмечая последствия этих действий. Что же влияет на детскую агрессивность? Ее провоцируют несколько факторов: 1) врожденная склонность (враждебность), 2) аверсивные случаи (боль, жара, теснота), 3) возбуждение, 4) массовая культура, 5) агрессивные игры и 6) влияние группы.

Общество нередко поддерживает и поощряет агрессивное поведение детей. Некоторые родители требуют, чтобы ребенок обязательно давал «сдачи» на любое оскорбление. Этим они прививают драчливое, неадекватное поведение. Чуть что, ребенок хватается за палку, дает волю рукам, даже не пытаясь использовать другие способы разрешения конфликта. Дети о них просто не знают. Провоцирует агрессивное поведение и массовая культура. К ней относятся телевидение и пресса, возбуждающие низменные инстинкты людей. Установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору: 1) ведет к усилению агрессивности, 2) повышает порог нечувствительности к насилию, 3) формирует взгляды на насилие как единственный способ разрешения возникающих проблем, 4) вводит насилие в норму социальной жизни. Это страшно. Наилучшие школы, гуманная педагогика, любящие учителя бессильны перед этим злом. Как утверждает один из американских исследователей Е. Ерон (1987), чем выше степень насилия передач, тем агрессивнее поведение детей. Статистика говорит: к моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевизору около 8 тыс. сцен с убийствами и около 100 тыс. других действий с применением насилия. Ни одна из прошедших эпох не была так густо пропитана насилием, как наша.

Советы учителю

Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, распоясанность, несдержанность. Общаясь с ними, педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние маленького драчуна, ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственного упрямства, несдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворенности. Учитель должен почувствовать внутренние переживания ребенка, подсказать, что ему будет трудно справиться собственными силами со своей несдержанностью, что педагоги, родители, друзья – его союзники в решении внутренних проблем. Ребенок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков.

Советы учащимся по преодолению внутренней агрессивности:

необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев;

не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10;

подумать: что будет потом, представить последствия своего поведения;

каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты;

вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно;

штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения;

проводить закаливание организма, умываться холодной водой;

тренировать волю (учитель поможет подобрать комплекс упражнений).

Занятие для подростков

и старшеклассников

Тема

«Как не быть агрессивным?»

Цели: после занятия участники смогут:

объяснить понятие агрессивности, выделить признаки агрессивного поведения;

выявить причины агрессивного поведения;

продолжить формирование у себя способов толерантного поведения.

Ход занятия

I этап. Занятие начинается с упражнения «Красная тряпка».

Ведущий просит участников письменно закончить предложения:

– «Я терпеть не могу, когда…»;

– «Меня нервирует, если…»;

– «Я не могу слышать о…»;

– «Я пугаюсь, когда…»;

– «Я просто психую, когда…».

По окончании выполнения задания организуется «круговая беседа», и ведущий акцентирует внимание участников на том, что одной из противоположностей толерантности является агрессивность, что мы часто склонны к агрессии и проявляем ее во взаимодействии с другими людьми.

На основе выполненного упражнения, а также на основе анализа жизненного опыта участникам в микрогруппах предлагается выделить признаки агрессивного поведения. Представители микрогрупп поочередно зачитывают по одному из признаков, и на доске записывается обобщенный перечень, который сопоставляется с перечнем признаков, выделенных учеными-психологами: упрямство, драчливость, длительная подавленность, раздражительность, беспричинные вспышки гнева, жестокое обращение с животными, стремление оскорбить, унизить, стремление настоять на своем, эгоцентризм, эмоциональная глухота, самоуверенность, завышенная самооценка.

На II этапе занятия участники в микрогруппах занимаются поиском основных причин агрессивного поведения людей, отвечая на вопрос ведущего: «Чем вы можете объяснить проявления агрессивности в поведении современного человека?».

В ходе обсуждения причин можно предложить для анализа материал А. Ершовой «Во что играют наши дети?» («Комсомольская правда», 28 октября 2003 года, с. 9). В качестве причин агрессивного поведения могут быть названы: ограничение свободы ребенка, проявление соперничества, проявление комплекса неполноценности, унижение достоинства ребенка и др.

Чаще всего агрессия вызывает жестокие поступки по отношению к окружающим. Большинство таких поступков совершаются людьми по отношению к знакомым, которые вызывают у них гнев. Поэтому важно научиться управляться со своим чувством гнева, сдерживать личные проявления жестокости. Сам по себе гнев не является чем-то плохим – это такое же чувство, как и любые другие. Что плохо – это жестокое обращение с людьми или вещами, на которых гнев может быть направлен.

III этап занятия. В ходе мозгового штурма вырабатываются способы управления гневом, например, такие: три глубоких вздоха; спокойный разговор с человеком, который вызывает злость; принесение или требование извинений; предложение оппоненту уйти; быстрый уход; юмористический взгляд на ситуацию; избиение подушки; выполнение физических упражнений; разговор со специалистом-психологом; общение с друзьями.

IV этап занятия. Проводится игра «Выдержка» с целью определения самого выдержанного участника занятия и акцентирования внимания на необходимости воспитания в себе этого качества.

Условия и методика проведения игры:

В первом туре каждый подыскивает себе партнера, с которым он вместе выходит вперед, становится напротив, и они внимательно смотрят друг другу в глаза. Пройдет совсем немного времени, и кто-то либо моргнет, либо отведет свой взгляд. Как только кто-то проиграл, победитель поднимает руку и выходит вперед к доске. Там образуется команда для второго тура. Второй тур проводится у доски, из числа тех, кто хорошо прошел первый тур. Также участники подбирают себе партнера, становятся друг против друга, концентрируют взгляд. Проигрывает тот, кто первым отведет взгляд.

В своей работе педагог может использовать предложенные диагностические методики:

Методика

«УЗНАЙ СЕБЯ»

Форма, метод: Тест.

Цель: Составить представление об агрессивных наклонностях учеников.

Оборудование: Планшет для тестов с новым заданием.

Реализация: Детям предлагается тест и определяется время на его заполнение (не более 2 мин.).

Затем планшеты с ответами собираются и обрабатываются.

Тест:

Говорят, что ты:

1. Нарушаешь школьные, правила.

2. Любишь смеяться над другими.

3. Можешь ударить товарища.

4. Любишь драться.

5. Ругаешься плохими словами.

6. Не имеешь друзей.

7. Можешь сломать дерево.

8. Обзываешь детей.

9. Бьешь свою кошку, собаку.

10. Говоришь одно, а делаешь другое.

Вариации: В зависимости от возраста и уровня развития детей можно «разбавить» тест ничего не значащими вопросами, чтобы скрыть его направленность. Объем теста возрастет.

Обработка результатов: 8-10 ответов «да» – у ребенка могут быть агрессивные наклонности. 6-8 положительных ответов – агрессивные наклонности проявляются умеренно, 4-6 – слабо.

Выводы: Нельзя из этого теста делать существенные выводы. Его результаты лишь дополнят имеющиеся у вас сведения и несколько прояснят ваши представления о ребенке.

«ОДНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Форма, метод: Сочинение на заданную тему.

Цель: Выяснить, как оценивает себя ребенок, какие свои качества он считает самыми важными и хочет о них сказать всем.

Оборудование: Листочки бумаги, ручки всем детям.

Реализация: Попросите детей дописать предложение «Я…». Пусть напишут, что захотят. Обычно пишут то, что является главной частью их «Я-концепции», например: «Я учусь на «хорошо» и «отлично», «Я люблю животных», «Я помогаю своей маме».

Вариации: Можно усложнить задание и попросить детей назвать одно или несколько своих главных качеств, например: «Я высокий и сильный». Не нужно подсказывать, следите, чтобы дети не списывали друг у друга. В последнем случае это задание окажется бесполезным.

Обработка результатов: Ответы изучите, сделайте выводы. Наиболее интересные и не известные вам сведения внесите в личные карточки учеников. Сравните с материалами, которые уже имеются в вашем распоряжении. Если вы ведете статистический анализ, то добавьте соответствующие баллы в графы учеников.

Выводы: Устанавливаются дети, требующие повышенного внимания и коррекции поведения.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту