Каждый день мы сталкиваемся с детьми, которых даже близкие им люди называют неуправляемыми, невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить тот или иной образовательный вид деятельности. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок плохо воспитан, не старается или не хочет обучаться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга.
Мозг – сложный организм, а в основе сложных организмов лежит принцип единства: симметрия сочетает в себе асимметрию функциональных систем (у человека две руки, но одна из них сильнее, два глаза, но один видит лучше, более активен в плане восприятия, две ноги, но одна делает больший шаг), то есть неравнозначность парных органов и систем. Мозг человека тоже парный орган. И тут-то одним из ведущих вопросов является вопрос межполушарного взаимодействия: в осуществлении каждой психической функции (внимание, память, мышление, праксис, гнозис, речь и ее виды) участвуют оба полушария, но каждое вносит свой специфический вклад. Поэтому говорить, что математики, физики думают левым полушарием, а музыканты и художники – правым – это невежественно.
При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.
Большинство детей старшего дошкольного возраста – это правополушарные дети. Необходимо объяснять родителям опасность раннего (до 4 лет) форсированного обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому. В возрасте до 6 лет в норме доминирует образное мышление, за которое отвечает правое полушарие. Таким образом, нарушается гармоничность развития, возникает его перекос. Кроме того, раннее обучение может спровоцировать невроз. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений, которые можно использовать на физминутках или во время динамических пауз.
Кроме того, практически в каждом виде образовательной деятельности наши педагоги используют специальные упражнения и оборудование, способствующие межполушарному взаимодействию, а именно нейротренажеры «Восьмерка», «Лабиринты» (напольные и настольные), всевозможные прописи для двуручной деятельности, которые прорабатываются как в горизонтальной, так и в вертикальной поверхности за счет трансформируемой развивающей предметно-пространственной среды.
Развитие межполушарного взаимодействия является важной составляющей интеллектуального развития ребенка.
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формировать ее можно, развивая координацию движений (общая и мелкая моторика) в сочетании со словом, тактильными ощущениями и музыкальным сопровождением. Движение – это почва, от богатства и полноты которой зависит рост дерева познания: чем координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о нормальном психическом и интеллектуальном развитии. Если в динамические паузы включать специально подобранные игры и тренажеры, мы будем развивать межполушарные связи у наших детей.
Занимайтесь с детьми и будьте успешны!
Юлия ДЕРЯБКИНА, педагог-дефектолог школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля
Комментарии