Есть в народе мудрая пословица: «Ремесло за плечами не виснет». Сейчас бы я перефразировала эту пословицу так: «Мастерство за плечами не виснет». Вот уже много лет я захвачена педагогикой, которой посвятила всю свою жизнь. Моему серьезному приходу в эту науку способствовали первые детские впечатления. Именно они пробудили во мне желание воспитывать, учить, быть лидером. Самая сложная задача для каждого человека – определить тот порог, ту границу, что отделяет ученика от мастера своего дела. Я бы сказала, что работа в качестве пионервожатой была именно тем периодом, который способствовал накоплению знаний, умений, формированию мастерства.
Сейчас я директор школы №741. Имею ученую степень кандидата педагогических наук. Объем и серьезность моей деятельности на данный момент, конечно, нельзя сравнить с тем, c чего я начинала. Но, когда выпадает свободная минута, я с удовольствием рассматриваю фотографии и вспоминаю себя в роли пионервожатой. Припоминаю людей, с которыми мне пришлось работать, и те события, которые стали для нового поколения уже историей.Самым знаменательным в моей педагогической биографии был эпизод, о котором я вспоминаю с волнением и трепетом. Шел 1974 год. Второй Всесоюзный слет старших пионервожатых проходил в Колонном зале Дома союзов. Зал был переполнен торжественно одетыми людьми, моими юными коллегами. Все в ожидании. Я стою на трибуне, и несколько сотен глаз смотрят на меня. Конечно, я волнуюсь, потому что мне предстоит начать этот слет. И вот я громко даю команду на вынос знамен. А на сцене – трижды Герой Советского Союза И.Кожедуб, летчик-космонавт А.Леонов, другие именитые гости. Мне нельзя оплошать…Память уносит меня в то время, когда мне было 18 лет. Я пришла работать старшей пионервожатой в школу-восьмилетку №430 Калининского района Москвы. В этой школе я проработала 10 лет. Директором тогда был Юрий Васильевич Савельев, а рядом – удивительные учителя. Они обладали разносторонними и поразительными талантами, были веселыми и неугомонными тружениками и моей надежной опорой в работе с пионерами.В школе №430 была интересная пионерская жизнь. Наша дружина носила имя Ухтомского и считалась лучшей дружиной в Калининском районе. И много лет была участницей парадов пионерских дружин столицы на Красной площади 19 мая.Сборы и смотры, военизированная игра «Мальчиш-Кибальчиш», пионерские костры… Мы старались делать все мероприятия красочными, внося в них немало эмоциональных моментов, но в то же время придавали их главной идее гуманистический и патриотический смысл: подчеркивали преемственность поколений в нашей стране. Как пелось в одной из песен: «Мы идем на помощь старшим строить Родину свою».Всю работу возглавлял совет дружины. Это был самостоятельный орган, к мнению которого прислушивались и мнение которого и ребята, и взрослые уважали. Я с теплотой вспоминаю председателя нашего совета дружины Евгения Александрова. Это был талантливый ребенок буквально во всем. В любую работу он вносил смекалку, живость ума, даже некоторую удаль. Не было ни одного явления, которое не казалось бы ему любопытным и не заслуживало бы пристального внимания. Именно этим качествам я у него училась.К 50-летию Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина был открыт в нашем Калининском районе музей, созданный руками детей. Представленная в нем информация рассказывала об истории района, города, об участии пионеров в жизни нашей школы.Интересной была спортивная работа, в организацию которой вместе с учителем физкультуры В.С.Майоровым пионерская дружина вносила свои предложения. Мы участвовали во всех соревнованиях района, города и занимали призовые места по волейболу, баскетболу, на туристических слетах. Этот позитивный опыт работы с детьми, накопленный в то время, стал основной базой для моей последующей работы в качестве учителя, завуча и директора.В нашем Калининском районе было много школ. Все пионерские вожатые между собой дружили и помогали друг другу. А я была председателем совета вожатых. Молодость всегда весела и инициативна. И даже если не хватает каких-то знаний, то обязательно рядом окажется верный товарищ, который не откажет в помощи, подскажет, научит. Таким учителем стала для нас, пионерских вожатых, методист Дома пионеров Бася Евсеевна Гуревич. Мы собирались каждую неделю – учились, спорили, придумывали, как сделать жизнь ребят интересной и полезной. Накоплению наших знаний и приобретению опыта во многом способствовали выезды в загородные пионерские лагеря, где мы продолжали активно учиться.Именно тогда со мной произошел забавный случай.Проводился смотр песни и строя. Готовились к этим смотрам с полной отдачей. По многу раз репетировали, отрабатывая каждое движение, синхронность выполнения шага и песни. Я была командиром. Построив отряд на сцене в ожидании своей очереди для выступления, я в последний раз проверила нашу готовность. Вроде все в порядке! Громко и четко отдавая команды, я не заметила от волнения, куда направляется отряд, и он «врезался» в стенку.А как замечательно проходили вечера встреч поколений старших пионерских вожатых школ и лагерей, где были и воспоминания, и пионерские песни. Пересматривая старые пожелтевшие фотографии в черно-белом изображении, я узнаю и не узнаю себя. На память приходят строки из песни: «Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя…»Анна ДАГАЕВА (ЧУРАКОВА)
Комментарии