Основная идея программы: «Нельзя жить Иванами, не помнящими родства».Цель: развивать чувства гордости и любви к своей малой родине через вовлечение подростков в социально значимую деятельность, способствующую решению местных социальных проблем.
Задачи:- помочь подросткам познать прошлое своей малой родины, осознать значение исторических связей между прошлым и настоящим;- гармоническое развитие личности подростка, расширение его кругозора;- предоставление возможности подросткам самореализоваться в ходе разработки и воплощения социально ориентированного краеведческого проекта через разнообразные формы подростковой инициативы;- уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям в подростковой среде через организацию полезного досуга и разумного летнего отдыха и ЗОЖ;- укрепление здоровья и привитие туристских навыков;- координация совместной деятельности школы и социума в поиске и привлечении единомышленников в общественно полезной деятельности, направленной на изучение истории родного края.Осуществлению этих целей способствуют три проекта (или, как мы их назвали, три кита программы):1. «Моя малая родина». 2. «Я – саяногорец!» 3. «Путешественники в прошлое».Сначала о первых двух проектах.Школьники Москвы имеют в расписании особый предмет, который называется «Москвоведение». Так и должно быть. Стыдно жить в своем родном городе и ничего не знать о его истории. Поэтому первый проект предполагает существование нового предмета, который мог бы называться «Саяногория». В ходе реализации этого проекта школьники среднего и старшего звена знакомятся с историей появления и развития нашего города, его культурным наследием, узнают о людях, которые принесли славу нашему городу и продолжают его прославлять. Наверное, мало кто не знает имя Ивана Ярыгина, олимпийского чемпиона. А чтобы ответить на вопрос о том, кто такой Андрей Дунаев или Игорь Бочкин, Николай Успенский или Дмитрий Спирин, надо прочитать не одну книгу, не один час посидеть в библиотеке. Нам есть что рассказать нашим гостям и о природе родного края, и о его достопримечательностях. Но для этого нам надо хорошо это знать самим.Второй проект. Зная историю, традиции нашего города, владея информацией о его культурном наследии, не страшно будет сразиться в интеллектуальном конкурсе, познавательной игре «Я – саяногорец!», представить свои творческие работы, стихи и песни о родном городе, рисунки и картины, поделки, изготовленные своими руками, и в конечном итоге завоевать это почетное звание – саяногорец. В программе конкурса путешествие по карте города, виртуальная экскурсия «О чем рассказывают памятники Саяногорья», викторина «Знаете ли вы эти имена?», «саянское домино», конкурсы градостроителей и знатоков истории города.А затем приходит лето… В известной детской песенке поется: «…У нас и завтра выходной, и послезавтра выходной…» И, конечно, слушая ее, каждый из нас радуется предстоящим каникулам. Но каждый ли школьник может хорошо и с пользой отдохнуть, набраться сил и прийти в школу бодрым, веселым, окрепшим как физически, так и духовно?И вот тут-то на помощь приходит третий кит.Мы совершим «Путешествие в прошлое». Мечта человека – путешествие в прошлое – вполне осуществима. Для этого надо приложить некоторые усилия, немного организаторских способностей и фантазию. Путешествовать можно по-разному: в своей комнате, когда проводниками станут книги, предметы и чутье на раскрытие секретов; изучая и используя древние учения и технологии; или в реальном мире, где открываются тайны прошлого, где можно рукой прикоснуться к внезапно обнаруженным остаткам стены древнего Саянского острога, постоять у входа в шахту по добыче медной руды или взобраться на Крестик, откуда как на ладони виден современный Саяногорск.Мы проложим свой пеший маршрут, а начнем его, конечно, с того места, которое когда-то обозначил на карте сам Петр Великий.Итак, осуществляя преемственность между тремя проектами одной программы, целью третьего проекта ставим создание условий по обеспечению полноценного, активного отдыха школьников в сочетании с изучением исторического прошлого своего родного города.Ожидаемые результатыРеализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:1. Довести разработанную программу до логического конца и получить запланированные результаты.2. Укрепить здоровье детей, приобрести и усовершенствовать навыки и умения туризма.3. Повысить интеллектуальный потенциал.4. Ребята смогут узнать сами и рассказать своим сверстникам через публикации в СМИ, встречи на круглом столе, стенные и радиогазеты и т. д. о своих поисках и открытиях, что всколыхнет интерес к истории своего города и у других ребят.5. Объединить детей и взрослых общей идеей и целью.Изучение детьми и взрослыми (а без их помощи наш проект, конечно, не может быть реализован) истории своего родного города, сохранение его традиций дадут добрый импульс возрождению нравственных и духовных ценностей, воспитанию гуманных, достойных членов общества, каждый из которых тоже будет стремиться оставить свой след в истории любимого города.Механизм и основные направления реализации третьего проекта1. Привлечение общественных, государственных организаций для поддержки детских инициатив; поиск спонсоров, проведение встреч заинтересованных лиц, сотрудников городского музея.2. Создание условий для проведения развивающего и познавательного досуга школьников во время летних каникул.3. Подготовка кадров – организаторов похода-экспедиции.4. Привлечение к сотрудничеству СМИ.5. Разработка маршрута.6. Создание символики, талисманов проекта.7. Получение необходимых навыков туризма и краеведения до реализации проекта.Этапы реализации проекта1-й этап – организационный: создание координационного совета; определение цели, задач, сроков и составление плана – иллюстрации к проекту (апрель-май).2-й этап – подготовительный: обучение необходимым навыкам, создание материально-финансового фонда проекта (июнь).3-й этап – основной: путешествие (июль).4-й этап – итоговый: подведение итогов и оценка деятельности (сентябрь-октябрь).Форма реализации проекта – путешествие-экспедиция. План реализации проекта1. От Означенного на пароме переплываем Енисей.2. Пешком добираемся до деревни Саянской. Посещаем музей.3. Разбиваем палаточный лагерь.4. Исследуем местность, описываем увиденное в журнале.5. Встречаемся со старожилами, записываем их рассказы.6. Спустя два дня продолжаем маршрут в долину Бабик к памятнику «Берегиня». 7. Экскурсия в музей И.Ярыгина. Посещение церкви Св. Евдокии. Деревня Сизая.8. Встречи у костра с жертвами сталинских репрессий. Ночевка.9. Держим путь к Майнскому руднику. Подъем в гору. Привал.10. Остановка у памятника Н.Успенскому на старом кладбище.11. Восхождение на гору Крестик – именно напротив этого места и была заложена деревня Означенное.12. Остановка у памятника героям-означенцам А.Катанову, Д.Спирину.13. Привал на Амыльской набережной у памятника тюркской письменности.14. Окончание маршрута у памятника Победы у ДК «Визит».Светлана КРИЧЕВЦОВА, учитель английского языка средней школы №2 города Саяногорска Республики Хакасия, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова» Тексты для гидов-экскурсоводов Саянский острогДревние хакасы всеми силами старались укрепить свою границу от нападений Тюркского, Уйгурского каганатов. На саянских перевалах возникли каменные стены и крепости. Вам, конечно, приходилось слышать о крепости Омая – Омай-туре, Логиновой осаде и Саянском остроге. В 1718 году близ современной деревни Саянская на правом берегу Енисея был сооружен Саянский острог. Цель его создания была сходной: предотвращение вражеских нападений на земли Хакасско-Минусинской котловины.На месте Саянского острога состоялось открытие стелы, которая была выполнена в виде вертикально стоящих, затесанных кверху столбов – фрагмента острожного ограждения. На них была укреплена памятная доска, текст которой пояснял, чему обязана она своим появлением здесь. В музее деревни Саянская нам довелось увидеть макет Саянского острога, выполненный студентами Красноярского института искусств. Не умалить заслуг казаков, что охраняли земли русские. Ежегодно в деревне Саянская проводится фестиваль енисейских казаков. Казаки чтут свои традиции и передают их своим детям.А на левом берегу напротив деревни Саянская на горе Крестик стоит закладной камень, обозначивший и дозорное место, и ориентир переправы через Енисей. На этом месте находился казачий форпост по охране границы Российского государства.«Берегиня» Активисты общества «Мемориал» хорошо знают, насколько сложна проблема жертв политических репрессий. Она, как горящий уголь или расплавленная сталь, может и сжечь, а может и вознести. Для примера возьмем маленькое поселение в Хакасии – Майна. Этот поселок Сибири известен во многих уголках не только России, но и всего мира.И хотя в 1732 году такого населенного пункта еще не существовало, но название Майна уже жило. Потому что в эти годы было разведано Майнское месторождение медно-колчедановых руд. Именно тогда первые ссыльные и появились на енисейских берегах, ведь свободных рук Сибирь иметь не могла, значит, нужно было решить проблему с помощью принудительного труда.Примерно через 220 лет, уже при советской власти, история повторилась. В Майне былобыла организована зона, в которой содержались заключенные, работающие на вновь открытом руднике.В августе 1950 года в Майне и ее долине – Бабике – появились спецпереселенцы из Ровенской области Украины. И не только украинцы, но и прибалты, молдоване, немцы и другие, хотя основная масса, около 500 человек, были ровчанами. Майне в то время требовалось много леса: и для крепежа шахтных выработок, где добывалась медь, и для строительства поднимающегося поселка, и для жизнедеятельности котельной, и для других нужд. Людей в полном смысле слова выгрузили в тайге, где не было ни единого строения, ни единого сарая.На Бабике вырос целый поселок, где имелись начальная школа, магазин, баня и комендатура. Все, что нужно для жизни. Спецпереселенцы жили в тайге до 1957 года, когда началась реабилитация после смерти Сталина и хрущевская оттепель. Многие уехали на родину, а часть в силу разных причин не смогли. Бараки Бабика просуществовали до 1975 года. Мы должны говорить правду и утверждать ее. Вот как раз этому служит гранитная скульптура «Берегиня» в долине Бабика, открытая в честь 50-летия приезда спецпереселенцев. Много лет оберегала «Берегиня» покой и красоту долины Бабик. До той поры, пока в прошлом году не была осквернена чьей-то грязной рукой. Видимо, не знал этот варвар про указ Петра I, видимо, начисто отшибло ему память, если способен был сотворить такое.Памятник, связанный с этими событиями, есть и в самом городе. Это Стена памяти жертв политических репрессий. Каждый год в августе сюда приходят те, чьи судьбы так или иначе опалили суровые годы большого террора. Десятки лет минуло с той поры. А работа по реабилитации всех невинно пострадавших продолжается. Майнский рудникВо время нашей экскурсии мы осмелились сделать остановку еще у одного исторического места и назвать то, что мы увидели, промышленным памятником нашего города.В нескольких километрах выше по Енисею, в полутора километрах от берега реки, находился на горе высотой 300 метров над уровнем Енисея Майнский медный рудник.Много легенд ходит вокруг названия поселка Майна. Одна из них о том, что получил он свое название от медного рудника. А рудник этот, который назывался Манским (буква «й» в слове появилась значительно позже), один из старейших в Хакасии. Он существовал с XVIII века и даже более того: в архивных документах назван год основания рудника – 1732-й. Медное месторождение разведал цеховой мастер Андрей Соколовский из Енисейска. Почему из Енисейска, должно быть понятно всякому, кто знаком с историей Сибири. Все походы русских на юг и восток Сибири начались с 20-х годов XVII века именно от Енисейска.Майнский медный рудник посетил и описал натуралист, путешественник по Сибири, академик Петербургской академии наук Иоганн Георг Гмелин, когда совершал путешествие по Сибири в 1733-1734 годах. По его сообщению, майнская руда зеленого и красноватого цвета давала 12-15% чистой меди.Майнский рудник, однако, уже в 1733 году был в полном запустении. То ли из-за того, что находился он в отдалении, горные служители не желали быть в отдаленных местах и старались, чтобы Майнский рудник был оставлен. Он находился в запустении вплоть до 1916 года. В 1917 году его посетил профессор И.А.Усов, который дал ему высокую оценку.Но в 1918 году ситуация в стране изменилась. Гражданская война дошла и до Сибири, поэтому добыча руды отошла на второй план. Любопытные мальчишки, находясь в этом месте, непременно поднимутся на гору и заглянут сквозь решетку. Какие же тайны спрятаны там, внутри?Памятник Николаю УспенскомуМы продолжаем нашу экскурсию рассказом о человеке, чье имя носит одна из улиц нашего города, – Николае Успенском.Вероятно, старожилы Абакана, Минусинска, Означенного и других городов и поселков Хакасии помнят трагическое событие 1930 года, разыгравшееся на Енисее в июне… Навигационная обстановка на Енисее тогда сложилась тревожная. Водный путь по Енисею превратился в рискованное предприятие. Но даже в таких сложных условиях ни в коем случае не должны были пострадать дружественные политические и торговые отношения между Страной Советов и Тувинской Республикой.По Усинскому тракту доставка была невозможна – крупные банды точно знали пути передвижения и готовили засады.Николай Успенский, начальник Семиозерской таможни, а также фельдъегерь, и с ним еще два оперативных работника приняли на Большом пороге 10 июня груз золота и дипломатическую почту. 12 июня 1930 года от Большого порога вниз по Енисею ушел плот, на котором передвигались Николай Успенский и трое его соратников с драгоценным и секретным грузом. В полдень 14 июня плот подошел к пользующемуся недоброй славой Джойскому порогу, находившемуся в шести километрах выше Карловского створа. Здесь плот со страшной силой ударило о скалу, поставило на ребро. Кто как мог устремился вплавь к скале порога, к левому берегу. На плоту держался лишь один человек. Он пытался выбросить на камни или скалы порога тяжелые кожаные мешочки. Потом плот встал на дыбы, он накрыл отважного таможенника навсегда.Так, спасая государственную казну – 148 килограммов золота, принадлежащего народу, и секретную дипломатическую почту, погиб коммунист, чекист Николай Николаевич Успенский. Тогда для страны золото было особенно драгоценным металлом. Недавно на одном из домов по улице Успенского установлена мраморная плита, увековечившая память об этом человеке.Памятник древнетюркской письменностиСоздавая надпись на могильном памятнике погибшему в жарком бою знатному воину, писец не знал, что через тысячу лет в этих местах будет стоять деревня Означенная, и прежде чем она превратится в молодой, но известный всей гигантской стране город Саяногорск, плиту с древним текстом найдут и перенесут в Музей имени Мартьянова в Минусинске. С 1880 года он находится там. Не все знаки разборчивы, но все еще можно прочесть горестные строки: «Я разлучился с моими принцессами и моими товарищами. Вошел, скорбя, в среду врагов. Я, сильный Кюль-тук, с вами моими разлучился. С вами, моим государством и моим ханом, я разлучился. Я разлучился с золотым поясом. Я был героем в 35 лет. Правитель государства, знай это!.. Моих врагов было столь много! Поэтому я отделился от вас!»Из надгробия Кюль-тука можно узнать не только о войнах, о том, что воин пал в неравном бою. Здесь речь идет и о государстве, и о хане. По золотому поясу можно было узнать знак отличия, ранг воина. Завидев золотые бляшки, войско вытягивалось в струнку! Выходит, сильный Кюль-тук был крупным древнехакасским полководцем, на что и указывают слова его надгробного памятника. В 1996 году на Амылской набережной, на месте найденного камня – памятника древнетюркской письменности – установлена стела. Там ежегодно в сентябре проходят празднования Дней тюркской письменности и культуры. Памятник, о котором идет речь, впервые обнаружил и описал в 1786 году ученый П.С.Паллас. Енисейская письменность была расшифрована спустя 172 года после находки первых ее памятников. Расшифровка доказала, что собственной письменностью пользовались тюркоязычные народы Южной Сибири, создавшие в VI веке древнехакасское государство. Памятник героям Гражданской войны в ОзначенномГод 1918-й. Ситуация в стране изменилась. Началась Гражданская война. Докатилась она и до Сибири, не обошла и наш край.Сегодня о событиях Гражданской войны нам напоминает небольшой памятник, расположенный в районе старого поста ГАИ слева от дороги в Черемушки.Сентябрь 1919 года. Красные партизаны, совершив поход в Туву, вернулись в Минусинский уезд и 13 сентября освободили Минусинск. Под ударами партизан колчаковцы стали отходить на левый берег Енисея. В ноябре 1919 года партизанская армия перешла Енисей. Тальский полк освободил Очуры, Ново-Михайловку, Бею. Тысячи трудящихся Хакасии пошли в прославленную армию Кравченко и Щетинкина добровольцами. На правом берегу Енисея была установлена советская власть, а на левом еще свирепствовали белоказаки. Крестьяне и партизаны ждали ледостава, чтобы армия могла переправиться на другой берег. Крестьяне Бейской волости решают не дожидаться подхода Щетинкина, поднять восстание и свергнуть власть белоказачества. Своего рода столицей белоказачества стала станица Юдино (ныне Бондарево).Однако восстание потерпело неудачу. Враги не дали объединиться крестьянским отрядам, хорошо вооруженный отряд встретил их за Сабинкой, начался неравный бой. Спирин, Метиков, Катанов, прорвавшись сквозь кольцо, устремились в Означенное. Оторвавшись от преследователей, они спрятались в бане кулака Белозерова. Казаки предупредили, что если они не скажут, где красные, Означенное будет спалено. Молчали мужчины, голосили бабы, и тут появился Белозеров. «Я нашел их. Они в моей бане». Их вывели. Когда вели через двор, Спирин кинулся в дом. Но это не спасло его. Один из казаков нанес ему смертельный удар шашкой. Потом его, уже мертвого, рубили, кололи штыками. Метикова и Катанова расстреляли на берегу Енисея на глазах всего села. Памятник защитникам Отечества (памятник Победы)Народная мудрость гласит: «Река живет, пока течет. Человек живет, пока помнит». Незаживающей, кровоточащей раной живет в народе Великая Отечественная война. Нет такого дома, такой семьи, где бы она не оставила свой черный след, где бы не лились слезы при упоминании о ней, жестокой и коварной. Но какой бы тяжелой ни была эта рана, люди помнят о тех, кто не пришел с фронтов Великой Отечественной войны, и в память тех событий устанавливают обелиски. 9 мая 1975 года обелиск Боевой Славы в старом городском парке предстал перед жителями города Саяногорска. Люди впервые прочли на металлических плитах, изготовленных и отлитых при участии художника Николая Малина и его сотоварищей, имена родных и близких, погибших на войне. Слезы неуемного горя и душевная благодарность создателям обелиска были едиными гостями на торжестве.Многих из тех, чьи имена можно прочитать на обелиске, уже нет в живых. Те же, кто еще жив, рассказывают о своих героических подвигах во время Великой Отечественной войны на встречах со школьниками. Имена ветеранов известны в нашем городе. Среди них имена Героя Советского Союза Геннадия Дмитриевича Гордополова, на могиле которого установлен обелиск, а в праздник возлагаются цветы, полного кавалера ордена Славы, участника Парада Победы Василия Матвеевича Филонова, участников Парада Победы Ивана Егоровича Белошапкина и Ильи Афанасьевича Замулина, бывшего председателя Совета ветеранов А.Ф.Корноухова и многих других.В год 65-летия Победы ветераны, их друзья и родственники, а также жители нашего города пришли почтить память павших к новому памятнику в честь 65-летия Победы возле ДК «Визит». Памятник, созданный архитекторами – братьями Владимиром и Юрием Чупиными, – был отмечен на третьем республиканском архитектурном фестивале золотой медалью за лучшую работу в области монументального искусства.P.S. Дополнительные материалы – сценарий интеллектуально-познавательного путешествия (игры) по земле саянской «Я – саяногорец!», домино «Саянское», презентации «О чем рассказывают памятники Саяногорья», «Имена» – опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/596
Комментарии