search
main
0

Моя Россия – мой дом! Фестиваль собрал гостей со всей державы

«Никак не могу понять, в чем секрет песен, написанных в годы войны? Как-то 9 Мая на канале «Россия» показывали концерт Дмитрия Хворостовского. Он исполнял только военные песни. Просто рука не поднялась переключить канал. Оказывается, песня способна вместить и историю страны, и отдельную человеческую жизнь и пробудить в тебе чувство гордости за свою великую страну…»

Как написала в своем сочинении одна десятиклассница из Башкортостана. В рамках фестиваля «Моя Россия – мой дом!» проведен финальный тур трех всероссийских конкурсов патриотической направленности.

В актовом зале Международной промышленной академии собрались организаторы фестиваля, его победители, представители патриотических клубов, общественных объединений, организаций и других ведомств. Общество с ограниченной ответственностью «Современные образовательные концепции» совместно с Министерством образования и науки РФ и Федеральным агентством по образованию выступили инициаторами и организаторами фестиваля «Моя Россия – мой дом!».

Каждое образовательное учреждение начиная с 2009 года должно иметь свою духовно-нравственную программу развития и воспитания детей. В стандартах нового поколения впервые ясно и четко определена миссия образования. Это воспитание, социально-педагогическая поддержка, становление и развитие творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Недавно утвержден новый стандарт начального профессионального образования. Завершена работа по стандартам для основной школы, а в первом полугодии следующего года планируется сделать то же самое для старшей школы. Впервые за последнее двадцатилетие стандарт ориентирован на решение общественных проблем. Отдельно выделяется программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Один из разработчиков стандарта образовательной области духовно-нравственной культуры, Александр Данилюк, подробно осветил все аспекты этой важной работы. Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО убежден, что без ценностей и идеалов нет воспитания. Но одна школа не в состоянии выполнить эту миссию, заметил Александр Ярославович. Проблема состоит в том, как грамотно выстроить систему социального партнерства. К примеру, 70 процентов родителей считают, что патриотическим воспитанием детей должна заниматься только школа. Как переломить эту ситуацию? Анатолий Быков, главный научный сотрудник лаборатории гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи учреждения РАО «Институт семьи и воспитания», убежден, что только к целевым федеральным программам сводить патриотическое воспитание нельзя. Действительно, переоценка ценностей в постсоветский период привела к негативным последствиям. Утрата гордости за свое Отечество, его историю, разрушение нравственного достоинства, чувства ответственности за родную землю стали определять настроение многих людей, в первую очередь молодежи. И истоки шовинизма, экстремистских настроений молодых людей тоже нужно искать в деформации духовных основ общества. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – это обязанность государства, неоднократно подчеркивал в своем выступлении Анатолий Карпович.

Проблем в России немало. Это и неэффективная экономика, и «полусоветская социальная сфера», и неокрепшая демократия, и негативная демографическая ситуация… и многое другое, что осложняет сегодня жизнь людей. Но недаром из многих уст на этом важном форуме звучали слова Василия Розанова. Философ говорил о том, что очень хорошо любить сильное государство, сильную Родину, могучую, процветающую. А вот вы попробуйте полюбить слабую Родину, униженную, больную, оскорбленную…

«Мне комфортно жить в этой стране, и я буду делать все для ее процветания» – это кредо патриота.

Конечно, трудно не согласиться с этими словами, звучавшими с высоких трибун. Но лучше любых слов, конечно же, конкретные дела. И потому весьма своевременно прозвучал в начале выступления Леонида Ивановича Селиванова вопрос: «Что делает наше министерство по воспитанию у детей и молодежи чувства ответственности как за себя, так и за свою страну?» Заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ считает возрождение патриотизма в системе образования и воспитания одной из важных задач. В этой связи обеспечение качества содержания учебников по истории и обществознанию становится актуальной проблемой. И она успешно решается. Изменен порядок экспертизы учебников. Теперь не отдельные рецензенты решают их судьбу, а группа экспертов, которая выражает консолидированное научное мнение о той или иной книге, по которой школьники получают знания о своем Отечестве, его развитии, культуре, этносе, месте в мировой цивилизации. В последние годы повышены требования к учебникам (так, из 140 около 30 не прошли экспертизу и были отвергнуты экспертами). По всем учебникам у экспертов были те или иные замечания.

Еще одной не менее важной задачей стала разработка современной концепции исторического образования. Заучивание фактов, дат, событий должно уступить место проблемно-поисковым методам освоения материала. Конечно, от учителя требуется готовность к встрече с проблемной ситуацией, способность компетентно обсуждать с учениками волнующие их вопросы. Вопросы подготовки кадров и повышения квалификации преподавателей истории находятся сегодня в центре внимания министерства.

Сквозной мыслью всех выступлений можно считать постоянное обращение к былому опыту. Хорошо, что удалось сохранить сеть музеев в общеобразовательных учреждениях. На сегодняшний день насчитывается 11,5 тысячи школьных музеев. Вокруг них и сосредоточена большая часть работы по патриотическому воспитанию.

Во второй части фестиваля был представлен опыт различных моделей работы по патриотическому воспитанию. Об основных направлениях деятельности Роспатриотцентра рассказал его директор Тимур Сергеевич Кутявин. Особый интерес вызвала презентация проекта «Живая история». Ребятам предоставляется возможность не только ознакомиться с экспонатами передвижного музея, но и увидеть реально тот или иной эпизод истории. Его помогают воссоздать экскурсоводы, одетые в костюмы определенной эпохи. Всероссийский фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» с каждым годом приобретает все большую популярность. Вахты памяти, уроки мужества, военно-спортивная игра «Победа» и другие патриотические акции и мероприятия, конечно же, пока еще не приобрели массового характера. Как не вспомнить, к примеру, размах такой игры, как «Зарница», в советское время? Сегодня работа по патриотическому воспитанию, можно сказать, еще ведется «точечно». Причин тому можно назвать немало. Но тем ценнее опыт энтузиастов. Кстати, на фестивале была представлена акция «Вспомним всех поименно», проходившая при активной поддержке «Учительской газеты» (см. «УГ» №18 от 05.05.2009 г.)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте