Как увлекательно рассказать о работе органов исполнительной власти? Как погрузить участников в мир законов и решений? Как мотивировать к самостоятельной познавательной деятельности и, наконец, побудить оглянуться вокруг и выступить со своей общественной инициативой? Эти вопросы определили еще на старте путь подготовки интерактивного занятия, которое состоялось в павильоне Координационного центра Правительства Российской Федерации в рамках Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ «Моя первая инициатива».
Многое было вызовом: незнакомая аудитория семиклассников в количестве 30 человек, посетившая экскурсию; отсутствие у них первичных знаний при наличии только фоновых; большая продолжительность занятия – 90 минут; необычная площадка проведения – насыщенное современной мультимедийной техникой с разнообразным визуальным контентом экскурсионно-деловое пространство открытого формата. С одной стороны, такая площадка не имеет ничего общего с учебным классом, но похожа по параметрам на современное музейное пространство, с другой – она является реальной площадкой Координационного центра Правительства Российской Федерации, где проходят настоящие совещания и принимаются значимые для страны решения.
Учитывая эти особенности, мы решили выстроить занятие по диалогическому принципу в модульном формате. В качестве основных были выбраны образовательные технологии проблемного и разноуровневого обучения с применением проектного и исследовательского методов, обучение в сотрудничестве. Кроме того, использовали и прием педагогической провокации. В основе занятия лежала идея о создания ощущения путешествия участников по миру неизвестной им сложной и многоуровневой деятельности правительства.
От простого к сложному, с постоянной сменой видов и форм деятельности, а также локаций в пространстве павильона двигались и ведущие, и участники интерактивного занятия.
Так как учитывались возрастно-психологические особенности участников, занятие началось со знакомства с ведущими, в рамках которого для создания доверительной атмосферы учащимся и ведущим предлагалось в свободной форме отгадать загадки о городах их проживания (для этого были подготовлены несколько фактов разного уровня сложности).
Прием педагогической провокации отлично подошел для создания рабочей атмосферы. Затем в рамках мотивационного модуля участникам демонстрировались видеофрагмент и иллюстративный материал различных сфер деятельности органов исполнительной власти на разных исторических этапах по принципу «было – стало», которые были призваны сформировать чувство сопричастности к событиям отечественной истории. В продолжение моделировалась образовательная ситуация, в которой участникам в мобильном приложении необходимо было расставить в хронологической последовательности этапы становления органов исполнительной власти, а ведущие выполняли то же действие в интерактивном диалоге, привлекая участников, справившихся с заданиями, в роли экспертов. Логичным продолжением стали смена локации, применение игровой формы деления на рабочие мини-группы и переход к модулю погружения.
«От приказа к инициативе» – деятельностный модуль, который был организован в виде работы в мини-группах. Участники получили необходимые для работы материалы: заготовки рабочих листов с наименованием исторического периода и хронологической линейкой, созданной на предыдущем этапе занятия, а также раздаточный материал – портреты исторических деятелей различных эпох, ключевые сведения о структуре органов исполнительной власти, дополнительную информацию в виде символики той или иной исторической эпохи.
Работая с данными материалами по принципу сортировки и отбора необходимых сведений, создавая собственный уникальный продукт деятельности в виде коллажа, участники формировали представления о содержании деятельности органов исполнительной власти на разных исторических этапах ее становления. Затем презентовали созданный коллаж, а также формировали вывод, в котором необходимо было определить степень возможности выдвижения общественной инициативы широкими слоями общества в разные исторические эпохи.
Совершая путешествие по вертикали становления органов исполнительной власти, участники переходили к информационному модулю в формате лекционного занятия и знакомились с работой современного Правительства Российской Федерации. Когда участники в количестве 30 человек получили необходимую информацию, образовательное занятие подошло к своей кульминации – модулю разработки в группах и последующей презентации собственной общественной инициативы. Логическим завершением стали подведение итогов и мотивационные примеры реализации общественных инициатив сверстниками участников.
Не все шло гладко, в ходе проведения занятия ведущими были внесены незначительные коррективы в форму его проведения. На этапе проведения модуля «От приказа к инициативе» пришлось отказаться от выбора экспертов в группах и кругового перемещения участников из группы в группу в целях экономии времени. Отказались также и от повторного деления участников на новые группы для разработки собственной инициативы, в результате чего появилась команда, которая недостаточно активно реализовывала идею и не успела закончить разработку инициативы в сжатые сроки.
Хорошим решением стал выбор модульного построения занятия, это дало возможность разнообразной компоновки и универсального использования данного занятия для различных возрастных групп и предметных областей при известном изменении содержания.
Занятие получилось динамичным, интересным и познавательным, были получены реальные образовательные результаты в условиях максимального использования технических и эмоциональных возможностей площадки проведения. Участники продолжили совершенствовать навыки и умения взаимодействовать в команде в процессе разработки и презентации собственной общественной инициативы, работу над которыми они смогут продолжить в дальнейшем в своей образовательной организации.
Евгений Румянцев, учитель истории и обществознания президентского физико-математического лицея № 239, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года»-2023, Санкт-Петербург;
Варвара Лаврентьева, главный специалист дирекции методического сопровождения проектов в сфере общего и дополнительного образования Центра просветительских инициатив Министерства просвещения РФ, победитель Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года»-2020
Комментарии