search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века Регионы вводят в школах дистант и закрывают детсады из-за коронавируса

Моя первая автобиография Конкурсные задания и критерии их оценки

В прошлом году в нашем крае проходил конкурс “Большой урок для маленького гражданина”. Его инициаторами выступили: Издательский дом “Частная коллекция” и Хабаровская городская организация учителей истории и обществоведения, объединенная в группу “Право”. Разрабатывая условия конкурса, мы исходили из целей гражданского образования школьников, общенациональных приоритетов социально-экономического, политического и духовного развития.

Конкурс “Большой урок для маленького гражданина” проходил в два тура: сначала заочное состязание для учащихся 3-5-х классов Хабаровска и районов края; затем очная городская олимпиада для школьников краевого центра. В связи с этим было разработано два комплекса конкурсных заданий, которые отвечали бы следующим условиям:
1) соответствовали общей теме и целям конкурса “Большой урок для маленького гражданина”;
2) отражали региональные аспекты гражданского образования младших школьников, проживающих на Дальнем Востоке;
3) способствовали раскрытию детской индивидуальности и творческих способностей юных конкурсантов, позволяли им выразить собственное мнение по поводу обсуждаемых вопросов, являлись значимыми и интересными для ребят этого возраста;
4) были типологически разнообразными, но вместе с тем адекватными целям и содержанию конкурса;
5) подразумевали четкую технологию объективной и разносторонней проверки и оценивания конкурсных работ.
Для заочного тура были предложены следующие задания:
сочинение-рассуждение “Я – гражданин: моя первая автобиография”;
эскиз (рисунок) символа своей малой родины, передающий ее уникальные особенности;
рассказ о человеке, который, по мнению школьника, заслуживает звания “гражданин”.
Первое задание было обязательным, второе и третье предлагались на выбор.
Для объективной оценки ребячьих творений, каждое из которых было своеобразным, искренним, добрым откликом на тему конкурса, жюри заранее разработало четкие требования и критерии судейства. Они были опубликованы одновременно с конкурсными заданиями и доведены до сведения педагогов, проводивших заочный тур в районах Хабаровского края и в его столице.
Лучшим сочинением-рассуждением признавалось то, в котором: 1) школьник излагал события своей жизни с позиций гражданина и гражданственности; 2) ярко, оригинально и аккуратно выполнял свою работу. Это задание оказалось самым сложным для ребят не столько из-за короткого стажа гражданского служения Отечеству, сколько из-за самой нетрадиционности взгляда на прожитую жизнь. Некоторые школьники свели свою автобиографию к перечислению основных событий в жизни семьи, детства и учебы. Но те, кто понял задание правильно, представили на суд жюри глубокие, серьезные и вместе с тем эмоционально-трогательные рассуждения о гражданственности, о России и своей малой родине, о нравственности своих и чужих поступков, о возможностях ребят активно участвовать в жизни общества и страны. Поэтому палитра сюжетов детских автобиографий начиналась с проблем общероссийского масштаба (выборы президента, экономический кризис, экологическая катастрофа) и простиралась на беды и радости родного поселка, класса, семьи.
К восхищению взрослых, дети показали себя людьми достаточно серьезными, наблюдательными, критически мыслящими, переживающими и за своих родных, и за гибнущие лес и речку рядом с поселком, и за всю Россию. Оказалось, что школьники в курсе материальных проблем своих родителей, их волнует экология Хабаровского края, им небезразличны результаты президентских выборов в стране и т.д. Но они способны не только переживать и сострадать взрослым, в свои десять – двенадцать лет они могут совершать гражданские поступки: защищать слабых, помогать птицам и растениям, тушить лесные пожары, отстаивать свою честь и достоинство. Лучшие сочинения-автобиографии юных граждан-дальневосточников мы опубликовали в сборнике.
Лучшим символом (эмблемой, гербом) родного города, поселка и т.п. считался эскиз: 1) придуманный самим ребенком; 2) отражающий особенности его малой родины; 3) нарисованный на альбомном листе в любой технике (дополнительное условие – соблюдение элементарных правил геральдики и письменное обоснование символа). Рисунки, символизировавшие малую родину, тоже были проникнуты чувствами любви, гордости и преклонения перед красотами своей земли, ее прошлым и настоящим. Так как сегодня далеко не во всех школах края в начальных классах изучается пропедевтический курс истории и не обращается должное внимание на одну из вспомогательных дисциплин – геральдику, многие ребята, создавая символ малой родины, не имели ни малейшего представления о законах герботворчества. Тем не менее собранные вместе на столе жюри конкурсные рисунки ярко и красочно представили ландшафт, флору, фауну, историю и современность Хабаровского края. Лучшие работы тоже украшают страницы нашей книги.
К рассказу о человеке-гражданине предъявлялись такие требования: 1) яркое, содержательное повествование о достойном человеке (своем родственнике или земляке); 2) обоснование ведущего тезиса “Почему этого человека я считаю настоящим гражданином”. Это задание конкурса жюри было оценивать труднее всех. Героями рассказов о человеке-гражданине обычно были бабушки и дедушки учеников, прошедшие горнило Великой Отечественной войны, тяжелые будни фронтового тыла, отработавшие не одно десятилетие на самых разных участках. Но были и рассказы о соседях, односельчанах, родителях и даже друзьях-ровесниках, являющихся для школьников живым и убедительным примером гражданского поведения, человечности. Там, где подростки смогли по душам поговорить со своими родственниками или земляками, поработать с семейными архивами, послушать домашние рассказы и т.п., они ярко и эмоционально поведали о гражданской доблести, мужестве и отваге людей, чья жизнь произвела на них сильное впечатление.
Для очного тура конкурса “Большой урок для маленького гражданина” были приглашены ребята, участвовавшие в заочном состязании, а также третьеклассники и пятиклассники городских школ, лицеев и гимназий, изучавшие в течение года курс “Я – гражданин” или интересующиеся проблемами общественной и государственной жизни. Каждый конкурсант получил листок с одинаковыми заданиями и сорок минут времени для их выполнения.
Первые восемь заданий – это тест с выбором ответа. Среди всех видов тестов – это самые универсальные и удобные в предъявлении задания, выполнении инструкции и объективной проверке. По мнению психологов, тесты с выбором ответов – самый надежный способ проверки, т.к. вероятность угадывания в них при эквивалентности дистракторов (неверных вариантах ответа) значительно ниже, чем в других. Они позволяют проверить практически все компоненты знаний, элементарные умения, а также способность логически мыслить и концентрировать внимание.
За каждый правильный ответ конкурсант получал по одному баллу. Самыми трудными для учеников 3-5-х классов оказались задания, непосредственно связанные с гражданскими правами детей. Это парадоксально и “естественно”, потому что такой темы нет в содержании традиционного начального образования, не признающего значимость пропедевтики обществознания.
Вопросы N 9 и N 10 – это тесты со свободными ответами. Форма и объем ответа в них произвольны, но его содержание должно быть связано с сутью задания. Тесты этого вида побуждают школьников критически воспринимать предложенные суждения и выводы, формулировать и аргументировать собственное мнение. Любой из предложенных в 9-м и 10-м заданиях ответов мог считаться правильным, оценивалось умение его логично обосновать. Простое указание на один из вариантов предложенных ответов не признавалось результатом и не оценивалось. Зато, если школьник убедительно объяснял свою позицию, он мог заработать от 1 до 3 баллов за каждое задание (3 балла – развернутый, аргументированный ответ; 2 – объяснение краткое, но достаточное для доказательства своей правоты; 1 – аргументы есть, но они неполные, хаотичные, отрывочные). Наиболее удачными ответами жюри признало: 9-а “потому что мы живем в демократической стране”, “потому что у некоторых детей может не хватить денег на принятую форму”; 9-б “для школьников главным делом является учиться, а учиться и не принимать участия в школьной жизни нельзя”, “каждый ученик должен знать, что происходит в школе”, “потому что только ученик может предложить, что можно сделать в школьной жизни во благо ученикам и самой школе”; 9-в “потому что у детей тоже есть личное мнение”. Рассуждая о важных для Хабаровского края проблемах, ребята считают, что: 10-а “Хабаровский край известен как край лесов, и если с пожарами не бороться, то край станет маловажен для России”, “если будут гореть леса, человечество погибнет”, “люди должны дышать чистым воздухом”, “от пожаров умирают таежные животные, загрязняется воздух, которым мы дышим, уничтожается растительность”; 10-б “некоторым людям даже на хлеб денег не хватает”; 10-в – вопрос не актуален.
Задание N 11 конкурса относится к логическим заданиям. В их основе четко определенный прием познавательной деятельности (сравнение, доказательство, характеристика, объяснение т.п.), владение которым и должны продемонстрировать конкурсанты. По краткой обобщающей характеристике двух городов Хабаровского края ребята должны были определить их названия и перечислить общие признаки. За каждый верный топоним (Охотск и Николаевск-на-Амуре) они получали по одному баллу, каждый признак поощрялся дополнительным баллом. Лучшими географами и аналитиками жюри признало Крушинского Дениса (3-й кл.) и Бочарникова Володю (5-й кл.). Мальчики назвали более трех черт, объединяющих города Хабаровского края: 1) оба города – морские порты; 2) они центры рыбной промышленности; 3) располагаются на Тихоокеанском побережье; 4) входят в состав Хабаровского края; 5) находятся на Дальнем Востоке; 6) являются городами России; 7) гербы утверждены правительством.
При проверке этого задания в жюри возникла проблемная ситуация: некоторые ребята назвали города неправильно, но на основе информационного текста сумели выделить и перечислить их общие признаки. Как в этом случае следовало оценить работу: аннулировать задание, не рассматривая его вторую часть, или оценивать баллами только верно выделенные параметры?.. Как бы вы поступили (и поступаете) в аналогичной ситуации?
Последнее задание (N 12) носило творческий характер. В работах такого плана поощряется: 1) содержательность и информативность текста (в данном случае адекватность сюжета сказки сюжету герба Хабаровска); 2) целостность композиции и повествования; 3) оригинальность сказочной фабулы; 4) яркость и художественные достоинства текста; 5) нравственные ценности сказочного повествования; 6) осведомленность о правилах герботворчества.
Естественно, что младшим школьникам было трудно выполнить все условия, однако несколько наиболее интересных работ жюри отметило, поощрило и публикует в этой книге. В состав жюри городского конкурса входили педагоги, преподающие в начальной школе, а также учителя-историки (всего пять человек). Каждый из них прочитал и по общепринятым критериям оценил пятую часть всех работ. По этим результатам была отобрана треть лучших ответов, которые затем прочитали и оценили все члены жюри по тем же параметрам. Оценки всех экспертов суммировались, и на этом основании определялись абсолютные победители и номинанты “Лучшие аргументы”, “Лучшее логическое задание”, “Лучшая сказка”.
Когда вы познакомитесь с разделом пособия “Лучшие работы конкурсантов”, наверное, так же, как и мы, организаторы конкурса, поразитесь глубиной и зрелостью детских рассуждений, наблюдательностью подростков, потребностью и способностью размышлять на “взрослые темы”, ощущать себя полноправными членами гражданского общества, порядочными и добрыми людьми, совершающими значимые поступки.

Конкурсные задания
(приложение)

1. Гражданин – это…
– Взрослый человек – мужчина.
– Человек, живущий в определенной стране.
– Постоянный житель государства, пользующийся его защитой и обладающий правами и обязанностями.
2. Конституция России – Основной Закон страны, потому что…
– Все законы и правовые акты составляются на ее основе.
– Она принята всенародным голосованием.
– Она составлена в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека.
3. Укажи Флаг России (предлагаются рисунки трех флагов):
4. Укажи Герб России (предлагаются рисунки трех гербов):
5. Укажи флаг Хабаровского края (предлагаются рисунки трех флагов):
6. На современном гербе г. Хабаровска изображены:
– “Две сопки с червлеными пламенами”.
– “Вилообразный лазуревый крест, сопровождаемый внизу червленой рыбой”.
– Стоящие на задних лапах белогрудый медведь и уссурийский тигр.
7. Я – …
– Являюсь гражданином России, потому что родился в этой стране и пользуюсь ее защитой.
– Стану гражданином России, когда получу паспорт.
– Стану гражданином России, когда получу права и начну выполнять конституционные обязанности.
8. Каким правом пока не могут пользоваться ребята твоего возраста?
– Правом объединяться в общественные организации.
– Правом на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
– Правом свободно передвигаться по территории России, выбирать место пребывания и жительства.
9. Какое дополнительное право ты бы в первую очередь предоставил ребятам своего возраста?
– Право на свободную форму одежды в школе.
– Право на участие в решении важных вопросов школьной жизни.
– Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Почему ты выбрал именно это право?
10. Какой вопрос ты считаешь самым важным сегодня для жителей Хабаровска и предложил бы собрать собрание граждан для его решения?
– Борьба с лесными пожарами вокруг города.
– Повышение платы за проезд в городском и пригородном транспорте.
– Открытие детского парка с аттракционами.
11. О каких городах Хабаровского края идет речь?
а) Этот город – первое русское поселение на Тихоокеанском побережье Российской империи. Он основан в 1647 г. Герб городу дарован и высочайше утвержден 26 октября 1790 г. императрицей Екатериной II. Сегодня этот город – один из центров рыбной промышленности Хабаровского края. Город называется…
б) 1(13) августа 1850 г. Г.И.Невельской основал первый военный пост на мысе Куегда в устье реки Амур. В 1856 г. пост получил статус города, а чуть позже стал первым центром Приамурской области. 1 февраля 1892 г. правительственный сенат утвердил герб города. Сегодня этот город является морским портом и центром рыбной промышленности Хабаровского края. Город называется… Что общего между этими городами? Назови три и более признака.
12. Придумайте свою собственную интересную историю про то, как тигренок, медвежонок и рыбка стали символами Хабаровского края.

Ольга СТРЕЛОВА,
кандидат исторических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте