Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С.Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Действительно, театр дает возможность самовыразиться, даже если в реальной жизни человек застенчив.
Однако в детском саду живет не театр, а театрализованная деятельность, но именно она дает ребенку возможность для раскрытия творческого потенциала, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Почему театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым? Прежде всего потому, что в основе его лежит игра, а игра – это не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и нормального развития. Театрализованные игры в детском саду помогают развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства.Я очень ценю и использую в своей работе театрализованную игру. Театрализованная игра близка к сюжетной игре, так как и сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роли, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребенок передает свои чувства в изображаемом действии, художественно передает замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы – заменители в игре. Но существует и различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой, которое состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной таким продуктом станет поставленный спектакль, инсценировка. Особенность театрализованной игры – литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей. В театрализованных играх игровое действие, предмет, костюм или кукла имеют большое значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий. Образ героя, его основные черты действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, представить его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать действия. Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.В группах нашего детского сада организованы уголки для театрализованных представлений. В таком уголке можно найти различные виды театров (бибабо, настольный, пальчиковый, теневой театр), реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски. А если это есть в каждой группе, значит, и дети каждый день будут вовлечены в чудо сотворчества. Разнообразные занятия театральной деятельностью дают детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но и жить в гармонии с ним.Использование театрализованных игр я осуществляю в соответствии с возрастом детей. Для самых маленьких выбираю пальчиковый театр, он дает прекрасную возможность поиграть вместе с ребенком, это помогает развивать речь, мелкую моторику рук, учить общению между взрослыми и сверстниками. Нам с детьми нравится использовать театр на фланелеграфе. Фланелеграф – большая доска, куда можно прикрепить различные картинки – животные, цифры, фигурки, овощи, фрукты. У нас в группе самодельный фланелеграф. Сделать его очень просто, нужно взять тонкую деревянную квадратную доску или плотный картон и обтянуть фланелью. Фланелеграф можно прислонять к стене, а можно играть с ребенком на полу. Картинки можно использовать из дидактического материала, либо нарисовать и вырезать, либо распечатать на принтере и вырезать. Чтобы картинки крепились к фланелеграфу, достаточно с обратной стороны картинок приклеить швейную липучку.В средней группе мы переходим к более сложному театру, знакомим детей с театральной ширмой и с верховыми куклами. Обязательный этап в таком театре – знакомство и «оживление» куклы. Ну а с детьми старшего возраста мы организуем спектакли и театрализованные представления как с участием кукол, так и без них, где каждый ребенок имеет возможность «примерить на себе» понравившуюся ему роль.Огромное значение для развития внимания, творческих способностей, умения слушать других лично я придаю этюдным упражнениям. В моей педагогической копилке их много. Например, упражнение «Будь внимательным». На столе я раскладываю разные предметы и прошу их запомнить, затем ставлю ширму, чтобы предметы были спрятаны от детей, убираю один или два предмета, потом, убрав ширму, спрашиваю, чего не хватает, иногда добавляю предметы и спрашиваю, что изменилось. Как растут внимательность и активность детей! Другое упражнение – «Фантазер». Я предлагаю ребенку сосредоточить внимание на игрушках, сделанных самостоятельно на занятиях в группе или дома с родителями, и сочинить про них сказку, в это время остальные ребята его смешат, что-то говорят ему, мешают, чтобы выполнить это задание, требуется быть очень внимательным. В упражнении «Художник» я предлагаю детям выполнить рисунок из геометрических фигур – квадратов, кругов, треугольников, прямоугольников (количество фигур ребенок выбирает самостоятельно), затем собираю работы и провожу подвижную игру, а после предлагаю ребенку вспомнить, какие фигуры он нарисовал и в каком количестве. Если ребенок не может вспомнить, то прошу его нарисовать на чистом листе то, что было на первом рисунке. Такая тренировка очень помогает. В упражнении «Запомни позу» я включаю детям известную им музыку и прошу исполнить танцевальную импровизацию, по окончании музыки замереть в какой-либо позе. Остальные дети должны запомнить и суметь повторить позу любого ребенка (для танца беру двух или трех детей). Дети очень любят упражнение «Пантомимические этюды», где надо изобразить движение животного (спит, просыпается, боится), как ведут себя сказочные герои (как танцует Золушка на балу, как злится ведьма, как обижается Карлсон).В работе воспитателя театрализованная игра – важнейший методический инструмент воспитания дошкольников. Сейчас, когда начинается переход к ФГОС дошкольного образования, у меня это не вызывает затруднений, потому что я умею и люблю играть с дошкольниками. В этом мне помогает театрализованная игра.Валентина ПУГАЧЕВА, воспитатель
Комментарии