В 2019 году в школе №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора открылась уникальная дошкольная группа «Росток». Воспитатели применяют современные подходы в образовании, чтобы продуктивно и качественно подготовить воспитанников к успешному обучению в школе.
Наш «Росток» оснащен современным оборудованием, которое предоставляет возможность выбрать самое занимательное для ребенка направление деятельности.
В современном образовании все чаще встречается аббревиатура STEAM. Это сочетание новых технологий преподавания и гибкой среды обучения, основанное на интересном учебном материале и направленное на побуждение в детях мотивации к изучению нового. STEAM-подход основан не на обучении отдельным предметам, а на изучении конкретных явлений и тем с учетом тесной взаимосвязи научных и технических направлений. То есть STEAM в образовании строится на основе применения междисциплинарного и прикладного подходов, что позволяет эффективно развить ключевые компетенции воспитанников.
Технология STEAM заинтересовала воспитателей нашего комплекса, и на все дошкольные учреждения был закуплен конструктор «Моя Москва». Педагогические работники прошли обучающие курсы «STEAM-практика применения конструктора «Моя Москва», которые открыли увлекательный мир STEAM-образования. И в результате было создано специальное STEAM-пространство.
Целью создания такого пространства стало формирование ключевых компетенций наших воспитанников. При этом были поставлены следующие задачи: изучить основы STEAM-подхода и применить их на практике, создать уникальное STEAM-пространство, способствующее развитию детей.
Наш путь в STEAM-образование начался с использования конструктора «Моя Москва» в проекте на тему «Московское метро. Город под Москвой». Это был увлекательный месяц новых открытий как для воспитателей, так и для детей. Тему «Московское метро» мы постарались рассмотреть со всех сторон согласно STEAM-подходу.
Наш проект был разделен на три этапа. На первом, подготовительном, этапе исследовательские группы рассматривали архитектурные объекты Московского метрополитена. Детям была презентована история создания метро. Ребята совместно с родителями подготовили фото, видео и выступления об опыте проезда в московском метро. Большинство семей специально посетили московское метро и подготовили много интересных рассказов и фотовидеоотчетов.
Дети ознакомились со схемой Московского метрополитена через приложение Яндекс.Метро и попробовали составить несколько маршрутов со всеми возможными пересадками.
Ознакомились с настенной картой из конструктора «Моя Москва», попробовали найти станции метро и предположили, где может находиться наш детский сад.
Расширили и углубили представления о метро с помощью блока «Метро» приложения МЭШ «Дошкольники».
Изучили на смарт-доске фото разных станций московского метро, видеоролик «10 самых красивых станций московского метро». Провели онлайн-экскурсии проекта «Из метро», виртуальный тур по метро «Кольцевая линия», пофантазировали на темы «Метро будущего», «Моя подземная станция».
С помощью ряда экспериментов о свойствах грунта выяснили, с какими трудностями сталкиваются при прокладке метрополитена. С помощью подручных средств и воды узнали, что происходит с туннелем, если в грунте много вод. Ответили на вопросы: в каких грунтовых породах удобнее и дешевле прокладывать метро и почему? Какая порода грунта сильнее пропускает воду? Что происходит с туннелем, если на него попадает большое количество воды? Что нужно сделать, чтобы защитить туннель от размывания? Прочитали рассказ «Метро» Николая Носова, рассмотрели иллюстрации и обсудили, почему могла случиться такая ситуация в метро.
Просмотрели мультфильм «Приключения Зины и Кеши в метро», вспомнили правила поведения в метро. Поиграли в сюжетно-ролевую игру «Мы – пассажиры метро».
Посмотрели познавательный фильм «Метрополитен как произведение искусства». Внимательно изучили картины художников, изображающих Московский метрополитен в различных стилях. Нарисовали свои собственные станции метро. Посмотрели с помощью приложения Go Art, как бы выглядели эти детские рисунки метро, если бы были созданы в стилях кубизм или реализм.
После продуктивного подготовительного этапа мы перешли к основному этапу проекта. Вначале дети собрали напольную карту из конструктора «Моя Москва», нашли на этой карте объекты будущей постройки. Далее мы предложили детям сконструировать архитектурный объект – Московский метрополитен. Дети выбрали Lego Duplo из конструктора «Моя Москва» и мягкие блоки. При работе с конструктором ребята самостоятельно разделились на подгруппы, сами выбрали, какой элемент общей конструкции они будут делать.
По завершении работы ребята объединили свои конструкции в единый ансамбль. Мы проанализировали с детьми их постройки, обсудили, что они конструировали, что получилось, какие трудности возникали во время самостоятельной работы. Ребята самостоятельно по собственному замыслу сконструировали станцию метро из мягких блоков. Во время этого занятия все дети действовали единой командой. На заключительном занятии воспитанники попробовали создать вагон поезда метро на интерактивной доске в программе Lego Digital Designer. Детям настолько понравилось конструировать в этой программе, что по итогу они с помощью родителей установили ее у себя на компьютерах для конструирования дома.
На итоговом этапе дети играли в сюжетно-ролевые игры со своими постройками из конструктора «Моя Москва», а также из мягких блоков: «Строительство метро», «Приключение в подземном городке». Проигрывали такие ситуации, как «Правила поведения в метрополитене», «Найди свою станцию», «Определи маршрут». Во время игр ребята имели возможность изменять свои постройки, дополнять их новыми элементами.
Эта интересная работа в рамках STEAM-подхода вдохновила нас на создание специального STEAM-пространства для качественной реализации этой технологии.
Анастасия ХОМЯКОВА, воспитатель школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора
Комментарии