search
main
0

Моя философия

Жизнь – это усилие жить

Душа обязана трудиться… Господи, о чем это я? В стране финансовый коллапс, политическая и экономическая истерия, а значит – жди новых инфарктов, инсультов, самоубийств, и прежде всего в самых незащищенных слоях населения (остальные слои меня по-прежнему куда меньше волнуют).

К тому же все эти хрупкие слова – душа, дух, духовность – так затасканы политиками и прочими радетелями судьбы народной, что я уж и не пойму, когда горше было? – когда главный редактор их подчеркивал в тексте, ставя на полях грозный оклик: “абстрактный гуманизм”, или сейчас, когда уже не только отечественные властители дум ими бряцают, как бронежилетами, но и с Запада на эти одежды мода идет – вульгарная мода массовой культуры на…этику, на нравственные “размышлизмы” в духе Умберто Эко и его постоянных колонок в итальянском еженедельнике “Экспрессо”.

А попадать в “яблочко”, в рейтинг этой массовой моды так тошно, что, честное слово, впору “сменить пластинку”… И лечить молчанием, умолчанием эти раненые, обесчещенные, истасканные слова.

…Смеялись люди за стеной,

А я смотрел на эту стену,

С душой, как с девочкой больной,

В руках, пустевших постепенно.

(Е. ЕВТУШЕНКО)

Но что делать? Как быть? Я не могу не жить. А живя, я не могу не делать эту работу: постоянное, напряженное проживание жизни с параллельным думаньем над тем, как, зачем и почему я живу; чтобы все распутанные узелки, все это шитье-бытье узорное переплавлять затем в слова и фразы, которые я могу передать другим, о чем бы я ни писала. А ведь честное думанье, честное деланье себя не может не пригодиться и другим, как всякое честное дело.

Да, и коллапс, и кризис, и вообще Апокалипсис недалече… И нельзя самодуманье, самоделанье не выверять социальной, политической реальностью, тем более в газете, иначе это просто нечестно и очень стыдно. Но что делать, что делать… Мы, похоже, и вправду не можем самолично изменить мир. Но мы властны над тем, чтобы изменить свое отношение к этому миру. Не производственные, классовые отношения, а просто – свое. Это уже территория психологии, этики. Души и духа.

“Новая” вера, “новый” клишированный и усиленный mass media стереотип в новой России не так, в лоб, но не менее изощренно и успешно, чем прежний, формирует лишь опять “новую модель” человека действия, успеха, победы, только обладает он теперь не идеей, дающей ему чувство своей социальной, глобальной, исторической значимости, а имуществом, собственностью. Со всеми вытекающими из этого обладания социальными, психологическими, моральными благами.

А ведь в основе-то – не идея и не имущество, а всего лишь отношение к себе в связи с идеей или имуществом. Очевидно, этот же ход рассуждений и привел Эриха Фромма к тому, чтобы перегруппировать острейшую проблему современной цивилизации как “Быть – или иметь?” А не просто “иметь – или не иметь”, как в популярной песенке поется.

А раз так, раз человек волен избрать, выработать свое отношение к миру, то не есть ли признак свободы способность, стремление человека расширить, укрепить, изменить свое – не имущественное, не политическое не классовое, не экономическое, а именно свое и только свое, отношение к миру? (Личное, психологическое, душевно-духовное – назовите как угодно, но то, которое остается, все равно остается за вычетом всех прочих отношений). Не есть ли, стало быть, это отношение в конечном счете его, быть может, единственной, полностью свободной территорией?

…Неправда будет не в том, чтобы признать значение этой “территории свободы”, право за душой быть свободной. А в том, и только в том случае, если это останется очередной голой декларацией – не политической, так поэтической. Если счесть эту свободу данной априори, эдаким бесплатным приложением к самому факту бытия человека. Ведь правда заключается в том, чтобы признать за душой право и необходимость выполнять работу по самостроительству, самовысвобождению. “Душа обязана трудиться” не потому, что ее опять гонят на принудительный труд и мобилизуют на какую-то еще одну блажную трудовую повинность. (Мало, мол, вам обычной “обязаловки”!) Нет, в поэтической строчке этой (как чаще всего и бывает с настоящими хорошими стихами) явлена всего-навсего лишь правда, лишь истина: жизнь души, то есть жизнь вообще в человеческом смысле этого слова, – это непременно труд, это обязательно усилие, старание, напряжение. В конечном счете – это усилие жить.

Эка, скажете, невидаль: что мы, сами не знаем, что жизнь – это сплошной труд, как ни крути, хоть на капиталиста вкалывай, хоть на мафию, хоть на государство, хоть на вождя… А теперь еще, видите ли, на какую-то душу…

Но в сфере духа тоже действуют свои непреложные законы, просто они формулируются, очевидно, иначе, чем законы рациональные. Не случайно говорят: вечные истины. Не потому, что они даны изначально каждому в бесплатное владение, а потому, что каждый в каждое столетие – тысячелетие, а то и в каждый миг своей жизни их открывает заново и заново. Такая вот у них природа, ничего не поделаешь. Причем такая у них вредная природа эта, что каждый раз требует “штучной обработки”, никак нельзя их выплавку поставить на конвейер, ну хоть убейся!

Продуктами этой работы можно одаривать друг друга, аукаться с самыми великими мыслителями, писателями и просто – с безвестными философами в архивах, да хоть на берестяных грамотах…

Единственное условие – честный труд. Честный вопрос – честный ответ.

Приглашаю вас всех, друзья, на этот труд. Пишите нам в рубрику “Моя философия”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте