Сегодня учитель перестал быть единственной фигурой в образовании. Педагоги проводят тренинги, консультирование, руководят проектными работами, выступают экспертами в различных отраслях научного знания и т.д. Уже сегодня можно выделить десяток различных профессиональных позиций в учительской деятельности, не вписывающихся в традиционное штатное расписание школы (тьютор, учитель-психолог, сетевой администратор, модератор, тренер, гувернер, разработчик УМК…). И к этим видам деятельности нужно готовить будущего учителя уже в процессе обучения в вузе.
Проблема модернизации системы подготовки кадров для столичного образования занимает центральное место в стратегии развития МГПУ. Эффективность профессиональной подготовки учителя во многом обусловлена тесным взаимодействием (научно-исследовательским, научно-методическим и практическим) с образовательными учреждениями. К примеру, в рамках Университетского научно-образовательного округа работают экспериментальные площадки по новым технологиям подготовки учителя. Учителя-практики получают научно-методическую помощь. А научные сотрудники университета получают возможность включиться в образовательную среду школ, обозначить точки роста педагогической науки, наметить пути решения тех или иных проблем. Результаты исследований и научных разработок включаются в содержание учебных курсов, учебников, монографий. Студенты в ходе профессиональной подготовки, опытные учителя через систему повышения квалификации вооружаются передовыми технологиями, знаниями.
Анализ результатов педагогической практики, мониторинг деятельности наших выпускников в первые три года после окончания университета позволяют делать определенные выводы. Так, стало ясно, что необходимо переходить от подготовки урокодателей к формированию выпускников вуза, способных к ответственному планированию и организации инновационной педагогической деятельности.
Московский городской педагогический университет с первых же дней включился в работу над проектом «Школа Будущего».
В скором времени у нас появится новый учебный курс «Инновационная педагогика» для студентов четвертых – пятых курсов.
Задачей теоретической части курса станет введение будущих сеятелей разумного и вечного в пространство педагогических инноваций. Предстоит проанализировать и описать основные сложившиеся в Москве типы школ. Но главное внимание будет сосредоточено на создании авторских педагогических мастерских. Включение их в работу обеспечит студентам самое полное представление об укладе каждой школы. Предполагается создать банк данных лучших учителей (лауреатов Премии Президента РФ, гранта Москвы), способных стать педагогами-наставниками, проводниками в мир инновационной педагогики. Именно через систему таких авторских мастерских будет реализована практическая часть курса «Инновационная педагогика». Все теоретические знания будут закреплены на практикумах, проходящих на базе инновационных школ, через включение в педагогическую деятельность педагогов-новаторов.
Проектируется сетевое взаимодействие образовательных учреждений, входящих в Университетский научно-образовательный округ.
Разработаны организационно-педагогические и методические условия внедрения педагогических мастерских в систему профессиональной подготовки учителя в МГПУ (встраивание в существующий учебный план, подготовка учебно-методического пособия, формирование школьных кейсов).
Для научного сопровождения этой деятельности создана совместная научно-исследовательская лаборатория (МГПУ – НИИ ИСРОО) «Педагогика Школы будущего».
Комментарии