Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Позиция

Мотивированные или запрограммированные?

Учительская газета, №01 от 27 января 2021. Читать номер
Автор:

О тех, кто оказался за бортом успешности

Прилагательное «экзистенциальный» было выбрано словом 2019 года по версии онлайн-словаря английского языка Dictionary. Именно это слово, по данным словаря, чаще всего употреблялось в речи людей при обсуждении экологических проблем и климатических изменений. Но я хочу замолвить слово не о климате и экологии, а об образовании. И в качестве часто употребляемого обратить внимание на словосочетание «мотивированные дети».

Я слышу это словосочетание достаточно часто. От продвинутых мам, которые убеждены, что делают все для образования своего ребенка. И главное в этом всем – отдают в такую школу, куда ходят только мотивированные дети. И не важно, что возить любимое чадо надо за тридевять земель. Оно ж мотивировано, выдержит. Я слышу это словосочетание от учителей – справляются с трудными заданиями и соответственно получают отличные оценки мотивированные дети. Оно звучит и у педагогов дополнительного образования – только мотивированные дети показывают хорошие результаты в музыке, хореографии, рисовании, спорте.
Мне казалось, что дети бывают шумные, любопытные, эмоциональные, спокойные, способные, балованные и воспитанные, обидчивые и не очень, усидчивые и подвижные, трудолюбивые и ленивые. А мотивированные дети – это вообще кто?

Покопавшись в Интернете, нашла определение в одной из учительских статей. Высокомотивированный ребенок – ребенок, у которого высоко развита внутренняя и внешняя потребность быть успешным в определенной области знаний и деятельности. Пожалуй, под это определение подходит выпускник школы, который уже определился с выбором будущей профессии и нацелен на успешную сдачу нужных предметов. Подходит ребенок, который решил связать свою жизнь со спортом высоких достижений и соответственно делает все для победы. Или, например, будущий музыкант, который спит и видит себя играющим на сцене Московской консерватории или Карнеги-холла. Но ведь обо всех детях так явно не скажешь! А ведь они тоже ходят в школу!

Попробовала подойти к этому словосочетанию с другой стороны. С позиции тех, кому нужны такие мотивированные дети. Вспомнила разговор со знакомой мамой восьмиклассницы. Мама спрашивает дочь: «О чем ты мечтаешь?» И та отвечает: «Я мечтаю хорошо сдать выпускные экзамены, чтобы поступить в хороший вуз». Мама в восторге – это именно то, что она хотела услышать. Какой удобный ребенок: не нужно заставлять делать уроки, не нужно уговаривать идти к репетитору, нет поводов волноваться, что на прогулке задержится. А ведь в восьмом классе как не мечтать нравиться мальчикам, иметь красивую фигуру или объехать весь мир?
Учителю мотивированный ребенок тоже по душе. Такие дети активны и внимательны на уроке, у них нет отставаний, все делают в полном объеме и в срок, они знают, как нужно общаться с педагогом. Одна из учителей начальной школы так и сказала родителям об итогах контрольной работы: «Ну, пятерки получили мотивированные дети». А на вопрос, кто же это такие, сказала: «Мотивированные дети знают, зачем они ходят в школу». А немотивированные, выходит, не знают.

И кто им должен об этом рассказать? Родители, скорее программирующие, чем мотивирующие ребенка на успех? Упорная учеба – хорошие оценки – успешная сдача ЕГЭ – хороший вуз – прибыльная работа. Или школьные учителя, перекладывающие ответственность за успешную учебу на самого ребенка, вместо того чтобы искать и находить мотивы, побуждающие ученика к познавательной деятельности? Каждого ученика, а не только мотивированного.

Сложный вопрос, как и тот, как действительно побуждать ребенка к учебе, какие мотивы на самом деле важны и как правильно расставлять акценты. Не находя ответ лично для себя, решила искать его у мудрецов. На ум пришли двое – Януш Корчак, который лично для меня самый что ни на есть настоящий Учитель, и Стив Джобс, один из самых успешных и богатых предпринимателей в мире. Первый не уставал напоминать родителям, что все дети разные. «Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример «удачного ребенка» и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» – писал он в книге «Как любить ребенка: ребенок в семье». Второй же перед самой смертью завещал: воспитывайте детей так, чтобы они стремились быть счастливыми…

Возвращаясь к началу этих размышлений и к слову 2019 года «экзистенциальный», что трактуется как имеющий отношение к существованию, действительно существующий и находящийся под угрозой, задаюсь еще одним вопросом: действительно ли существует такой феномен, как мотивированные дети, и не находятся ли под угрозой оказаться за бортом успешности и нашего внимания дети немотивированные? Мы вообще каких детей любим больше – мотивированных или нет, и кто все-таки в ответе за мотивацию каждого ребенка? Что скажете?

Ольга МОХОВА


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt