search
main
0

Мотивация – основа урока

Современные модели обучения

В преддверии нового учебного года предлагаем очередной материал из цикла «Технологии современной дидактики» («УГ» №9 от 28.02.2023, №17 от 25.04.2023, №26 от 27.06.2023). Различные модели обучения подробно рассмотрены в методическом пособии под редакцией доктора педагогических наук, профессора МПУ, академика Международной академии наук педагогического образования Людмилы Петровны Ильенко.

Людмила ИЛЬЕНКО

 

Подача педагогом учебного материала – основа школьного процесса. Но этот процесс не должен быть односторонним, он состоит из взаимодействия учителя и учеников. Это позволяет обучающемуся занять активную творческую позицию, а учителю – получить отдачу не только в изучении предмета, но и в оценке собственного труда.

Задача учителя не оставить ученика равнодушным, научить проявлять инициативу, а для этого необходимо наладить обратную связь, дать ребенку возможность выразить свою точку зрения. Насколько доступно и увлекательно был подан материал, все ли понятно, остались ли лакуны в изучении темы… Доверие ученика к учителю состоит в первую очередь в возможности высказаться и задать вопросы в процессе или по окончании проведенного урока.

 

В последнее десятилетие XX века прочно вошло в жизнь школы одно из ключевых понятий – «модель обучения». Что означает это понятие?

Модель обучения – образец обучения, который строится на основе целостной картины деятельности учащихся: сочетание учебной деятельности в современных дидактических поисках форм, методов, приемов, видов, технологий с учетом логико-содержательной стороны обучения (цель, единство преподавания и учения), но и с последовательностью, динамикой во времени, что важно для целостного представления о картине учебного процесса.

Итак, модель обучения предполагает четкую формулировку учебных целей, образцы усвоения учебного материала учащимися, диагностический контроль и коррекцию для достижения эталона усвоения знаний, то есть финального результата.

Следовательно, чтобы добиться высоких ожидаемых учителем результатов обучения учащихся, необходимо выстроить схему или план действий процесса обучения, основу которого составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует учитель. Поэтому эффективна будет работа того учителя, который реализует в процессе обучения такие технологические модели обучения, которые направлены на достижение всеми учащимися гарантируемого уровня обученности (конечно, оптимального или, по крайней мере, допустимого). Вот тогда-то учитель становится оператором используемых дидактических средств обучения, а ученик – объектом конструируемого обучения с заранее продуманной учителем результативностью (то есть что же хочет получить учитель от учащегося, какие результаты).

В педагогической практике последнего десятилетия широкую популярность получили следующие модели обучения учащихся (модели уроков):

  • поисковые, исследовательские;
  • учебно-игровые.

Эти модели ставят учащихся в инициативную позицию в ходе учебного процесса, а учитель занимает позицию партнера-помощника в мотивации, расширении и углублении знаний, умений и навыков обучающихся.

Поисково-исследовательские модели обучения (или модели уроков) основаны на продуктивной деятельности учащихся на уроке в ходе решения проблем, которые предлагает учитель.

Поисково-исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения будет результативна, если ученики сами придут к необходимости ее проведения. Кроме того, они должны верить в реальность своей работы, которая, несомненно, поможет мотивации, плодотворности, результативности их исследований. Учащиеся в таких случаях будут чувствовать себя открывателями новых истин, исследователями в поиске новых знаний.

Поисково-исследовательская модель требует, чтобы педагог давал возможность исследовать свои предположения и сделать выводы в индивидуальной или групповой форме, но при условии свободной и ненапряженной обстановки.

Такие уроки чаще всего могут проводить учителя по следующим областям знаний: естественно-научной, физико-математической, историко-филологической.

Однако следует заметить, что учителя начального звена тоже могут проводить такие уроки (например, природоведение, русский язык, математика и др.).

Иной раз к выводу, который их удовлетворяет, учащиеся могут прийти через один или несколько уроков (зависит от темы исследования, для которой необходимо собрать данные).

Игровая модель обучения – это не новость. Между тем обучение по самой своей сути – целенаправленная деятельность, которую педагог организует, подчиняя ее заранее поставленной дидактической цели, выходящей за пределы игровых задач.

Игры способствуют формированию и развитию познавательной активности, носят эмоциональную насыщенность и вызывают интерес обучающихся к предмету. Игры ролевые (драматизация) и дидактические учителями школы используются чаще всего: игры-упражнения, игры-иллюстрации, в ходе которых учащиеся вовлекаются в различные ситуации и решают проблемы, поставленные учителем и педагогом. Например, на уроках естествознания, химии, географии можно проиллюстрировать значение экологического загрязнения окружающей среды.

Имитационно-моделирующие игры широко распространены в преподавании гуманитарно-общественных наук на различных ступенях обучения в школе и в других учебных заведениях.

Например, на уроке истории игра «Партийная борьба» моделирует работу законодательного органа Российской империи – Государственной думы. Обучающиеся получают игровые карточки, каждая из которых представляет российскую губернию и позиции избирателей по вопросам гражданского права, образования, обороны, национальных ископаемых ресурсов и т. д. Обучающиеся аргументируют и ставят на голосование свои предложения. Выигрывает тот, кому удается получить большее количество голосов.

Наиболее актуальными в наше время являются дискуссионные модели уроков: круглый стол, техника «аквариума», панельная дискуссия, форум и т. д.

Круглый стол – беседа, в которой на равных участвуют 5-6 учащихся, обменивающихся своими мнениями, а затем итог докладывается одним из них классу. А эксперт-учитель оценивает их ответы.

Панельная дискуссия – беседа, в которой также участвуют группы по 5-6 человек (с заранее выбранным руководителем). Члены обсуждают проблему, а затем каждый кратко, но убедительно излагает свою позицию всему классу.

Форум – обсуждение заранее подготовленных докладов, выступлений, после чего докладчик отвечает на вопросы.

Техника «аквариума» – дискуссия, в которой участвуют 3-4 группы по заранее предложенной теме. Выбранный руководитель докладывает точку зрения группы. На доклады отводится определенное время. Затем могут выступить все желающие «аквариумного» обсуждения. Экспертная комиссия (чаще всего педагог-эксперт) дает оценку дискутирующим.

«Судебное заседание» – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство. Например, суд над героем художественного произведения (урок литературы), политическим деятелем (урок истории), суд над углекислым газом (урок химии).

Симпозиум – более формализованное (по сравнению с форумом) обсуждение, в ходе которого участники выступают, защищая свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы присутствующих на симпозиуме.

Дебаты – формализованное обсуждение, построенное на основе подготовленных заранее выступлений двух групп, опровергающих в ходе выступления друг друга и доказывающих свою точку зрения.

Популярны в настоящее время урок-концерт, урок-семинар, урок-зачет, урок-конференция, которые часто используются педагогами в практике своей работы. После изучения одной из тем можно провести урок-семинар по вопросам, данным заранее учащимся, по которым они готовились к семинару. Это очень важно, так как учащиеся в течение 1-2 недель имеют возможность подготовиться и продемонстрировать свои знания и умения.

Итак, внедрение новых, оптимальных и рациональных моделей уроков основано на активном поиске учителей, умело ориентирующихся в меняющейся обстановке учебного процесса в зависимости от целей и задач образования.

По материалам методического пособия под редакцией Л.П.Ильенко «Инновационные технологии в процессе модернизации управления методической работой в школе» (М. : АРКТИ, 2012).

Елена МАЛЬЦЕВА, доктор педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте