В мостах вражды
Нам нет нужды, –
Давай спалим мосты вражды,
Мосты войны,
Мосты тревог,
Обиды пройденных дорог.
Основы
Новой
Путь не прост,
Давай построим новый мост
От сердца к сердцу напрямик,
С материка
На материк.
Построим мост.
На том мосту
Поставим дружбу на посту.
И будем вместе строить мост
С земли до звезд,
С земли до звезд!
Михаил Дудин
Многие размышляли о мостах. С философской и символической точки зрения, с точки зрения поиска художественных смыслов… Мост – это всегда путь. В современной жизни – функциональная часть города.
Дорогомилово иногда называют Дорогомиловским полуостровом и даже сравнивают с Венецией. Москва-река очерчивает границы района красивой дугой, как будто выделяя его и подчеркивая уникальное значение: по другую сторону реки очень близко расположены важные стратегические объекты – символы настоящего и будущего всей нашей страны: Кремль, Дом Правительства Российской Федерации, комплекс Москва-Сити. А в самом центре района, на Дорогомиловской заставе, стоит важнейший памятник героическому прошлому – обелиск «Городу-герою Москве». В годы Великой Отечественной войны москвичи отстояли свой город, а памятник поставили в Дорогомилове, потому что именно по западной дороге к нам приходили враги и в Средние века, и в XVII, и в XIX, и в XX веке. Да и весь Дорогомиловский район считается мемориалом военных побед, он хранит в себе очень значимое историческое содержание, важное не только для Москвы, но и для всего государства. Памятники М.И.Кутузову, П.И.Багратиону, В.С.Гризодубовой, Триумфальная арка, Поклонная гора – это те драгоценности, которые заключены, как в оправу, в обрамление семи мостов. Вот и получается символический смысл: в центре района историческое ядро – прошлое страны, а за его пределами – будущее. Каким оно будет? Это главная проблема, которую ставят перед слушателями юные экскурсоводы школы №56 имени академика В.А.Легасова. Именно патриотическая тема является ключевой во встречах школьников с жителями района.
Общение участников программы «Московское долголетие» и учеников можно тоже назвать мостом, связью поколений, которая не должна прерываться. Именно поэтому таким встречам, тематическим беседам в актовом зале школы, экскурсиям придается большое значение. Ребята серьезно готовятся к мероприятиям. Для этого вместе с руководителями школьного музея они ведут исследовательскую работу. Гости экскурсий – жители района Дорогомилово и участники проекта «Московское долголетие» – с большой готовностью и теплотой слушают и помогают собирать материал, обогащая труд школы своими воспоминаниями, фактами истории. Школа благодарна за предоставленные личные фотографии мест района, которые уже давно перестроены, за живые рассказы и готовность участвовать в дальнейших краеведческих исследованиях. Например, Сергей Евгеньевич Климов, хранитель памяти района, сейчас помогает ребятам в разработке новых тем. Большое спасибо!
Экскурсии в этом учебном году проводились регулярно независимо от погоды, поэтому иногда они были виртуальными. Ребята используют старые фото, сравнивают их с современными видами, монтируют фильмы, защищают проекты на конкурсах… Это творческая и очень увлекательная работа.
Мосты, как известно, бывают железнодорожные, автомобильные, метромосты, пешеходные, велосипедные, комбинированные (например, автомобильно-железнодорожные)… В районе Дорогомилово есть почти все их виды.
Самый старый из семи мостов – Дорогомиловский железнодорожный мост, до реконструкции он назывался Старый Дорогомиловский мост.
Дорогомиловский автодорожный мост (Мост Сити) – двухъярусный балочный мост на трассе третьего транспортного кольца, соединяющий Дорогомилово и Пресненский район.
Смоленский мост – старейший метромост Москвы. Он расположен между станциями метро «Смоленская» и «Киевская» Филевской линии Московского метрополитена.
Пешеходный мост «Багратион» появился относительно недавно, строительство было закончено в 1997 году, в год 850‑летия Москвы. Мост соединяет Краснопресненскую набережную и набережную Тараса Шевченко.
Второй пешеходный мост Дорогомилова открыт тоже недавно – в 2001 году. Это мост Богдана Хмельницкого (старое название Киевский), он соединяет Ростовскую и Бережковскую набережные, расположенные неподалеку от Киевского вокзала. Оба пешеходных моста очень современны: под стеклянным колпаком расположены магазины, кафетерии, сувенирные киоски и смотровые площадки с балкончиками.
Новоарбатский мост – комбинированный: автомобильный и пешеходный. Этот мост – важное звено Москвы, поскольку помимо своей основной функции он также выполняет задачу соединения множества важных инженерных сетей столицы.
Бородинский мост тоже комбинированный: автомобильный и пешеходный. Бородинский (старое название Драгомиловский) мост – хранитель истории, когда-то он представлял собой деревянные настилы, которые плавали прямо на поверхности воды. В 1812 году он выдержал сначала переход русской армии, а впоследствии и французской. По Бородинскому мосту (уже перестроенному) уходили и на войну с фашистской Германией. Очевидцы рассказывают о большой колонне танков Т-34, которые в годы войны проходили по нему.
Тема войны звучит особенно часто в нашем школьном музее, потому что без прошлого нет будущего. А прошлое нашей страны, нашего города, нашего района – малой родины Дорогомилово – героическое, несущее уверенность и способность побеждать.
Елена и Кирилл ОВОДОВЫ, руководители школьных музеев школы №56 имени академика В.А.Легасова
Комментарии