search
main
0

Москва за нами

И​нтегрированные уроки уже давно стали неотъемлемой частью образовательного процесса.Литература и история, главные составляющие гуманитарного цикла предметов, решая каждая свои задачи, изучают ряд общих тем, дополняя и уточняя друг друга. Если история оперирует фактами, точными цифрами, свидетельствами очевидцев, то литература мыслит художественными образами, благодаря чему рассматриваемое явление характеризуется как объективно, так и субъективно.

Однако погружению в эпоху способствуют не только и не столько чтение многочисленных разножанровых источников, сколько возможность наглядно убедиться в масштабности изучаемого события. Просмотр документальных хроник, живописные полотна, макеты расположения войск или фотоснимки позволяют учащимся воссоздать в своем воображении картины далекого прошлого.Жизнь Российского государства на протяжении всего XIX века определялась двумя важнейшими историческими событиями: этапами войны с Наполеоном и как ее следствие восстанием декабристов в 1825 году. Отечественная война 1812 года – это целая эпоха не только в русской истории, но и в русской литературе. Как отмечают историки, Россия одержала столь блистательную и, казалось бы, невозможную победу над величайшим из полководцев благодаря мощному порыву, объединившему нацию, – патриотизму. Литература XIX столетия, отвечая на насущные вопросы современности, переосмысливает влияние военных событий начала века на общественное сознание и актуализирует роль личности в истории с философской позиции. Посвящая войне 1812 года свои произведения, авторы по-своему интерпретировали ее ход. Например, для М.Н.Загоскина война с французами всего лишь фон, на котором разворачивается основное действие его романа «Рославлев, или Русские в 1812 году», тогда как у А.С.Пушкина значительное место занимает описание сожженной Москвы; московский пожар воспринимается как центральное событие войны с Наполеоном, как жертва, искупившая победу России. М.Ю.Лермонтов уже раскрывает тему русского народа как активной силы истории, но все же главным произведением, посвященным историческим событиям начала XIX столетия, является «Война и мир» Л.Н.Толстого.Безусловно, изучение произведений об Отечественной войне 1812 года традиционно сопровождается экскурсией в музей «Бородинская панорама», которая, к сожалению, уже не представляет такой ценности, как, возможно, еще 20 лет назад. Московские школы активно используют киноверсию Сергея Бондарчука «Война и мир» на уроках как литературы, так и истории. В гимназии №1306, Школе молодых политиков, возможности привлечения иллюстративного материала шире, так как по инициативе директора Елены Спорышевой была создана уникальная галерея российской славы.Представленные в музее этапы войны с Наполеоном знакомят учащихся с выдающимися военачальниками и соответственно героями романа-эпопеи Л.Н.Толстого. Учащиеся 10-го класса получают возможность сравнить портретные характеристики, например, М.И.Кутузова или Наполеона, данные в трактовке писателя, с их изображением на живописных полотнах. Кроме того, на этом уроке в музее перед ребятами стоит поставить проблемный вопрос: насколько объективно Л.Н.Толстой изображает своих героев?Используя музейные экспонаты, учитель может проверить читательскую эрудицию десятиклассников, предложив найти эпизод, изображенный на картине, в тексте романа-эпопеи. Если таковой фрагмент в произведении существует, учитель просит ребят провести сопоставительный анализ изображенного на картине с авторским текстом, должное внимание уделив деталям. Особенности военного мундира кавалеристов, артиллеристов или военачальников позволяют школьникам увидеть отличительные черты различных родов войск и определить их место в армейской иерархии.Но все-таки самая сильная сторона музея – наличие экспонатов, представляющих сражения на разных этапах русско-французской войны. Картины В.В.Верещагина позволяют учащимся увидеть масштабность военных баталий и проникнуться тем особым духом русского войска, о котором слагали легенды и М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино», и А.С.Пушкин в «Воспоминаниях в Царском Селе», и который, по мнению Л.Н.Толстого, явился наиглавнейшей причиной поражения Наполеона и его армии.Проведение уроков в галерее в подобной форме предоставляет школьникам возможность максимально приблизиться к эпохе, оставившей заметный след в истории Российского государства и так подробно описанной в романе Л.Н.Толстого, понять взгляд писателя на изображаемые события и составить собственное представление об Отечественной войне 1812 года.Е.ЮРЧЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте