search
main
0

Москва узнала имена лучших учителей и самые инновационные школы. В столице завершился конкурс в рамках нацпроекта «Образование»

В соответствии с Указом Президента РФ от 06 апреля 2006 года №324 «О денежном поощрении лучших учителей», постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2006 года №269 «О порядке распределения и предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату денежного поощрения лучших учителей», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 мая 2006 года №102 «Об утверждении правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей» проведен конкурсный отбор лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы. В соответствии с Указом Президента РФ и постановлением Правительства Российской Федерации № 89 от 14 февраля 2006 г. «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» в системе образования города Москвы был реализован приоритетный национальный проект «Образование» в части конкурсного отбора образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы:

– Для обеспечения качественного проведения экспертизы и конкурсного отбора учителей и школ к экспертизе были привлечены 14 гражданских институтов. Материалы, представленные участниками конкурсного отбора – учителями, были проанализированы экспертами от 3 до 6 раз, всего проведено 2287 независимых экспертиз. Материалы каждого инновационного учреждения школы эксперты проанализировали от 6 до 10 раз, проведя в целом 1397 независимых экспертиз.

Каждая экспертиза проводилась индивидуально, ее результаты не оглашались. Информация об участниках конкурсного отбора заносилась в базу данных. Различные эксперты оценивали материалы одного и того же участника с незначительным разбросом баллов, это говорит об объективности оценки и общем видении оценки результативности деятельности учителя. После окончания экспертизы был выстроен рейтинг, определены 394 лучших учителя и 118 лучших школ, набравших наибольшее количество баллов.

Чрезвычайно большое внимание мы уделили конкурсу учителей, ведь именно от учителя в основном зависит успех работы образовательных учреждений и качество обучения.

Гражданские институты наиболее высоко оценили динамику роста учебных достижений за последние три года; позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам; использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения по предмету и в воспитательной работе.

Критерий конкурсного отбора «Позитивные результаты деятельности в качестве классного руководителя» позволил выявить большую воспитательную внеклассную работу учителей в организации школьных объединений – клубов, научных обществ, летних лагерей, школьных редакций и так далее.

Анализ представленных документов позволил сделать вывод о том, что профессиональная деятельность учителей-предметников, занявших призовые места в конкурсе в рамках национального проекта «Образование», осуществляемая в рамках педагогических систем для разных категорий детей, позволяет им включать в преподавание учебного предмета новое содержание образования, использовать такие новые способы, как обучение ключевым компетенциям и способам проектной, исследовательской деятельности; интегрированные курсы; формировать понимание способов приобретения знаний, критического осмысления знаний, опыта и способностей самоконтроля, самооценки, рефлексии в подростковой школе, заниматься экологическим образованием; готовить школьников к инновационной и креативной деятельности.

При этом используются такие технологии, как обучение в процессе проектной, исследовательской деятельности, в малых группах и по индивидуальным планам, блочно-модульное обучение, дискуссии, методы проектов и метод проблемного обучения, исследовательские методы, разноуровневое обучение, развитие рефлексии, ролевые и деловые игры; информационно-коммуникационные компьютерные технологии.

В практике работы учителя используют современные способы оценивания, в частности, стандартизированные контрольно-измерительные материалы, портфолио, критериальную и накопительную системы оценивания, создают условия для обучения детей с особенностями в развитии, детей-инвалидов, а также способствуют созданию развивающей образовательной среды для разных категорий детей, развития их способностей и выбора индивидуального образовательного маршрута. При этом организация образовательной среды становится необходимым условием достижения требуемого качества образования. Суть этого направления заключается в насыщении учебного процесса системой дополнительного образования и внеклассной работы, различными видами деятельности, что позволяет школьнику осуществлять выбор образовательного маршрута, развивать свои индивидуальные способности, осваивать новые способы деятельности. Изменяются позиции учителя, нынче учитель мотивирует, консультирует, организует, корректирует, контролирует деятельность учащегося, осуществляет рефлексивное управление, большое внимание уделяет использованию здоровьесберегающих технологий и снятию стрессовых состояний.

В целом деятельность учителей характеризуется осознанным выделением в качестве приоритетного содержания образования наравне с предметным содержанием, обучения различным компетенциям (умениям), имеющим внепредметный смысл. Например, учитель физики на своих уроках организует такие учебные ситуации, в которых он обучает детей основным видам публичных выступлений (логически проработанный монолог, дискуссия, ответы на вопросы и так далее), рефлексивным умениям (например, умению анализировать свою деятельность), учит понимать, сравнивать, прогнозировать ситуации, обобщать и делать выводы, учит умениям, связанным с организацией собственной деятельности, – постановке целей и определению средств ее достижения.

Характеризуя деятельность учителей Москвы в целом, можно сделать вывод, что их действительно интересует качественное преподавание своего предмета, а результатом для них становится качественное его усвоение учащимися. Причем используемые ими способы преподавания предмета, в том числе и компьютерные технологии, направлены на более глубокое и всестороннее овладение учащимися данного предмета.

Можно констатировать, что конкурс учителей в первую очередь стимулирует действительно качественное преподавание учебных предметов, что на сегодняшний день отвечает реальным требованиям родителей. В то же время учителей, ставящих своей задачей не только преподавание предмета, но и обучение различным умениям более общего, социально значимого характера (исследовательским, проектным, работа с информацией и текстами, анализ собственной деятельности и так далее), оказалось значительно меньше.

Основным позитивным итогом проведения конкурса учителей можно считать стимулирование внедрения новых технологий обучения и переход от реализации исключительно предметно-ориентированной классно-урочной системы к построению динамичных образовательных пространств, включающих в себя реализацию нового содержания образования, создание мотивации к обучению, интерактивных, деятельностных методов обучения (проекты, дискуссии, компьютерные технологии, технологии, связанные с развитием критического мышления), формы дополнительного образования и клубные формы взаимодействия учащихся и педагогов в образовательном учреждении.

Чрезвычайно интересен был и конкурс школ.

По результатам экспертной оценки наиболее высокий процент школ-победителей – в Южном учебном округе, учреждениях городского подчинения. Кстати, все эксперты отметили высокую культуру и качество подготовки материалов Южного учебного округа – 91,3% учреждений вошли в список победителей конкурса.

Важно отметить, что и тут различные эксперты оценивали деятельность одного и того же образовательного учреждения с незначительным разбросом баллов, что говорит об объективности экспертизы. Распределение баллов в соответствии с показателями экспертной оценки свидетельствует, что средний балл колеблется от 7,20 до 8,21, то есть оценка примерно одинакова по всем критериям.

Эксперты наиболее высоко оценили создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организацию дополнительного образования; обеспечение условий пожарной безопасности, условий охраны труда участников образовательного процесса и доступности качественного образования. Наименьшее количество баллов, к сожалению, получил показатель «Сочетание принципов единоначалия и самоуправления (демократический характер принятия решений, эффективная деятельность органов самоуправления)», что свидетельствует о том, что школам нужно провести в этом направлении серьезную работу.

Анализ представленных документов показал, что образовательные учреждения выстраивают свою деятельность исходя из программного подхода, в целом заявленного в системе столичного образования. Это означает, что весь комплекс запускаемых преобразований начинает рассматриваться как средство реализации целей и задач программы развития как образования Москвы, так и самого учреждения.

Сами подходы к образовательному процессу, обеспечивающие его инновационный характер, различны, но можно выделить направления, характерные в целом для системы образования, но реализуемые в разных вариантах в конкретных образовательных учреждениях.

Во-первых, это процесс обновления содержания образования, варьирующийся от простого расширения учебных тем и курсов до введения специальных интегративных модулей, включая метапредметы как средство интеграции всего содержания общего образования. Наличие большого числа учебных курсов, выходящих за рамки стандартного школьного тематизма, почти по всем предметам – математике, физике, биологии, литературе, праву, иностранному языку и так далее – подтверждает готовность школы переосмысливать на своих основаниях содержание образования.

Во-вторых, процесс внедрения новых форм организации образовательного процесса в дополнение и обогащение традиционной классно-урочной системы, обеспечивающий более осмысленное и заинтересованное участие детей в учебной деятельности. Обогащение образовательного процесса активными формами – конференциями, слетами, учебными и оргдеятельностными играми, проектами, фестивалями, образовательными экспедициями свидетельствует о включении детей в процессы мыслекоммуникации, необходимые новой школе будущего.

В-третьих, школам свойственны переход к более широкому использованию деятельностного подхода и введение элементов исследовательской, проектной деятельности в образовательный процесс наряду с традиционной учебной деятельностью школьников. К сожалению, трудно определить качество этой работы, так как представленные материалы не содержали критериальных подходов к отслеживанию получаемого результата. Однако явно наметилась тенденция к использованию активных технологий педагогической деятельности (например, интенсив, погружение, развивающие специальные модули).

В-четвертых, заметен переход к оформлению углубленного и обновленного содержания образования в виде мультимедийных курсов, вплоть до создания собственных мульти- и видеотек, обеспечивающих технологическое сопровождение всего образовательного процесса. Этому способствует также и расширение контактов с высшими учебными заведениями, причем образовательное учреждение может одновременно сотрудничать с несколькими разными вузами.

Школы предпринимают попытку проводить мониторинг по разным основаниям с использованием разного инструментария. В целом намечается выход к новому уровню и качеству этой работы с применением компетентностного подхода, что также может стать характеристикой школы будущего.

Таким образом, уже сегодня можно выделить основные тенденции в системе столичного образования, по отношению к которым образовательные учреждения дают свой вариант решения и задают перспективу для школы будущего. Теперь очень важно предпринять все возможные меры для того, чтобы конкурс в рамках нацпроекта «Образование» дал нужный импульс для дальнейшего развития столичной системы образования, чтобы опыт работы лучших учителей и инновационных школ стал достоянием всех образовательных учреждений Москвы. Сегодня мы уже анализируем представленные лидерами программы развития для определения наиболее значимого для московской системы образования опыта и создания банка инновационных программ, в самом скором времени проведем мониторинг реализации программ развития школ – победителей конкурса и распространения опыта их работы.

Информация к сведению

В экспертизе принимали участие:

Международная ассоциация «Развивающее обучение»,

клуб учителей «Доживем до понедельника»,

НП «Столичный учитель»,

Московский городской комитет Профсоюза работников народного образования и науки,

Академия творческой педагогики,

региональная организация Московской академии культуры и развития образования,

Совет по развитию общественного и негосударственного образования,

Совет ректоров московских вузов,

Фонд поддержки российских учителей,

Ассоциация лучших школ России

А также:

Совет ветеранов педагогического труда,

Совет молодых учителей,

Совет родительской общественности,

Совет старейшин педагогического образования.

Для участия в конкурсе инновационных школ в рамках нацпроекта «Образование» было подано 183 заявки образовательных учреждений разных видов. Из них 81 общеобразовательная школа, 42 школы с углубленным изучением предметов, 27 гимназий, 10 лицеев, 16 центров образования, 6 школ с этнокультурным компонентом и одна коррекционная школа. Наибольшее число общеобразовательных учреждений, заявивших об участии в конкурсе в Южном, Юго-Западном, Северо-Западном округах и в учреждениях городского подчинения.

Для участия в конкурсе была подана 651 заявка от учителей из образовательных учреждений столицы.

Наибольшее число заявок поступило от учителей школ городского подчинения (85), учителей Южного административного округа (76) и от учителей Юго-Западного административного округа (69).

Активно участвовали в конкурсе учителя русского языка и литературы (105), начальных классов (96) и математики (83).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте