Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Москва управляет с помощью информационных технологий

УГ - Москва, №34 от 26 августа 2014. Читать номер
Автор:

Мэр Москвы Сергей Собянин принял участие в заседании правительственной Комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, которое состоялось под председательством премьера Дмитрия Медведева.

Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ:- Москва – самый сложный мегаполис России, он может и должен управляться с использованием самых современных технологий. Московские власти это хорошо понимают и очень многое для этого делают. Некоторые разработки Москвы, как мне кажется, можно тиражировать (с известными изменениями) по всей стране. В столице уже три года действует программа «Информационный город», которая призвана сделать жизнь горожан максимально удобной. В любом случае эта программа – мозг городского управления. Она предполагает использование информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах городского хозяйства – это и социальная сфера, и безопасность, и инфраструктура, и электронные услуги. Как мне представляется, это очень важно, и не только с точки зрения того, что мы наблюдаем современную картинку, видим, как Москва живет, как она дышит, как по артериям движутся машины. Самое главное, чтобы это было удобно для москвичей, чтобы это в конечном счете создавало результат для огромного города. Судя по той информации, которую я уже получил, это свои результаты приносит. Город таков, что здесь всегда будет огромное количество проблем, но если их не решать при помощи современных технологий, то тогда мы так и останемся в Москве XX века, а это неправильно. Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:-  В Москве принята программа «Информационный город», рассчитанная на пять лет, но каждый год мы горизонт планирования продлеваем, чтобы она была ежегодно в актуальном состоянии, потому что каждый год ставятся новые задачи, новые проблемы возникают, которые необходимо решать. В целом программа рассчитана на предоставление услуг гражданам и обеспечение деятельности органов исполнительной власти. Что касается обеспечения деятельности органов государственной власти, то в программе учтены такие направления, как поддержка принятия решений, электронный офис, аналитика, мониторинг СМИ. Все это обеспечивается с помощью электронного документооборота, безбумажных обращений, видеоконференций, мобильных инспекторов, кадровых и бухгалтерских служб. Должен сказать, что мы от теории перешли к делу в позапрошлом году, и сегодня все государственные служащие обеспечены соответствующей системой электронного документооборота. Помимо государственных служащих еще 2 тысячи учреждений уже включены в эту систему. Можно сказать, что в целом город сегодня имеет единую систему документооборота, переписки и анализа происходящих управленческих процессов. Оказание услуг гражданам идет по нескольким главным направлениям. Важное направление – информирование граждан. Каждый орган государственной власти имеет соответствующие порталы, информацию о своей деятельности, начиная от правительства и заканчивая районной управой. В Москве впервые за всю историю объем электронных жалоб увеличился до количества, которое перекрыло в разы бумажные жалобы, что стало огромным шагом вперед по работе с жалобами граждан, потому что электронные жалобы имеют совершенно другую логистику рассмотрения, контроль, систематизацию и принятие решений. Большинство жалоб, которые приходят в электронном виде, систематизированы по совершенно ясным и четким направлениям, по 160 конкретным проблемам (начиная от ямы на дороге, заканчивая ремонтом детской площадки, уборкой подъезда), подавляющее большинство жалоб мы реализуем в самые короткие сроки, 80% этих жалоб реализуем, ситуация исправляется в течение шести дней, в течение восьми дней приходят ответы на все поступающие жалобы. Небольшой процент жалоб – от 10 до 15% – требует дополнительного рассмотрения, планирования дополнительных бюджетных средств, проектирования, реконструкции тех или иных объектов. По сути дела, горожане включились в контроль за городом, за городским хозяйством и оказывают бесценную услугу по наведению порядка. Сегодня около 300 тыс. человек активные пользователи этого портала и работают наравне с нашими инспекторами, которые за это получают заработную плату, но не всегда более эффективны, чем активные граждане. Городские услуги оказывают на московском портале государственных услуг, сегодня количество уникальных граждан, которые там зарегистрировались, составляет более 3 млн человек. Количество различного рода заявлений на оказание услуг уже в этом году составило 18 млн единиц – это огромный поток. Сегодня уже трудно представить себе работу городских служб по оказанию тех или иных услуг без этих сервисов. Наиболее значительные сервисы – это здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, то, с чем граждане сталкиваются ежедневно. Помимо работы через персональные компьютеры в городе разработана целая серия мобильных приложений, бoльшую часть сервисов уже можно получать через обычные телефоны. Для того чтобы вовлекать граждан в активную работу по решению городских проблем, создана система – портал «Активный гражданин», на котором сегодня зарегистрировано около 200 тысяч человек, хотя мы этот проект начали недавно. Буквально за три месяца десятки тысяч людей заявили о своем желании работать по решению тех или иных проблем, начиная от установления сезонного времени, заканчивая благоустройством тех или иных улиц, проектами, принятием решений по скорости движения в городе и так далее. Каждую неделю город предлагает на решение ту или иную проблему, горожане голосуют на соответствующем портале. Если раньше для выявления мнения горожан нам нужно было делать социологию, которая длилась месяцами (и самый большой охват, который был, – до 5 тысяч граждан, считался мегаопросом), то сегодня мы получаем в течение недели около 100 тысяч мнений граждан, которые участвуют в рассмотрении той или иной проблемы. Наибольшей популярностью пользуются вопросы, связанные с отраслевыми направлениями – образованием, здравоохранением. 6 млн человек записываются к врачу через единую медицинскую информационно-аналитическую систему, что позволило количество задержек на прием к врачу уменьшить в разы. Конечно, это связано не только с информационными системами, это связано и с большой организационной работой, которую проводят в здравоохранении, но тем не менее без информационной системы невозможно было принятие управленческих решений. Единая медицинская информационно-аналитическая система нужна как гражданам, которые записываются на прием к врачу, получают рецепты, обслуживаются в системе здравоохранения, так и руководителям медицинских учреждений и Департаменту здравоохранения, анализирующему все потоки, которые есть в здравоохранении, и те проблемы, которые возникают в связи с обслуживанием граждан. Вторая по значимости система связана со сферой образования, в которой внедрены системы «Комфортная школа», электронная запись в школы, информирование о результатах экзаменов, онлайн-данные об успеваемости и посещении, электронные путевки на летний отдых. «Безопасная школа» – это контроль прохода в образовательные учреждения, безналичный расчет, видеонаблюдение, SMS-информирование родителей. Какие-то из этих сервисов внедрены практически на 100%, какие-то находятся в стадии внедрения. Кроме этого, создана новая информационно-образовательная среда с помощью персональных компьютеров, которые есть у всех преподавателей, у всех учителей школы, интерактивных досок, внедрения новых методик образования. Естественно, для анализа происходящего и для управленческих решений это также бесценная информация. Мы точно знаем, какая школа более популярна, какая – менее, сколько детей записались в первый класс. Соответственно планируются финансовые потоки, исходя из подушевого распределения бюджета города, принимается решение по наращиванию мощностей той или иной школы либо реструктуризации школ, которые вообще не пользуются популярностью и в которых нет записи в первые классы. Такие случаи тоже были, на основании этой системы принимались многие решения по реструктуризации школьной сети, в том числе решались кадровые вопросы. Третье по популярности направление – жилищно-коммунальное хозяйство города. Речь идет об администрировании в области коммунального хозяйства, контроле жилищно-коммунального хозяйства, о контроле движения техники, которая вся практически оснащена системой ГЛОНАСС. Без мониторингового контроля подрядчики сегодня уже не получают деньги за уборку города. С помощью системы видеонаблюдения административные инспекции выписывают в автоматическом режиме штрафы за плохую уборку соответствующих дворов, подъездов. Помимо административного контроля создана система единых платежей граждан за коммунальные услуги, которая традиционно действует в Москве и стала одной из самых популярных и мощных систем в городе и в России. Еще одно направление, которое, я считаю, очень важно для города, – это система безопасности, которая включает систему видеонаблюдения, городские камеры. Их количество составляет уже около 140 тысяч, имею в виду видеокамеры в местах массового скопления, во дворах, в подъездах, школах, на объектах торговли, на системе транспорта: в автобусах, на станциях метрополитена. Вся эта система, конечно, оказывает колоссальное профилактическое воздействие на преступность, мы видим, как в целом качественные показатели безопасности в городе улучшаются, количество раскрытых преступлений с помощью новых технологий с каждым месяцем увеличивается. Помимо наших видеокамер и предоставления возможностей органам правопорядка нужны, конечно, и у них изменения внутренних регламентов, взаимодействия, систем связи и так далее. Это связано с быстрым реагированием на угоны машин, с быстрым реагированием на те или иные факты нарушения закона. Мы в настоящее время активно работаем с Министерством внутренних дел РФ, создавая новые системы реагирования на те или иные нарушения. Кроме того, мы совместно с Главным управлением внутренних дел создали систему мониторинга криминогенной ситуации в городе, с помощью которой мы получаем информацию не только об очагах преступности, но и о совершении конкретных преступлений, видах преступлений, их частоте – вплоть до каждого подъезда, каждого дома. Исходя из этого можно принимать, и мы уже принимаем, комплексные меры по снятию напряженности в тех или иных локальных районах или местах, связанных со службой безопасности соответствующих учреждений или хозяйствующих органов, по увеличению освещенности тех или иных районов, усилению видеонаблюдения, патрулирования и так далее. Это система сегодня проходит обкатку, но она уже показала свою эффективность, потому что позволяет системно и планомерно двигаться по пути улучшения безопасности в городе. Самый большой портал и самый серьезный, пожалуй, городской портал – портал городских услуг, где саккумулированы все услуги городские. Это и образовательные услуги, и в области здравоохранения, социальных пособий, услуги ЖКХ, ГИБДД, ЗАГС и так далее. Как я уже сказал, количество уникальных пользователей в этом году больше 3 млн человек. Это уже составляет где-то порядка 30% от общего объема в России, 3 млн уникальных пользователей в целом. Но при этом количестве услуг и сервисов, я думаю, доля их будет занимать еще больше, потому что вопрос не только в количестве пользователей, а в количестве услуг, которые они могут получать в электронном виде. Количество услуг, полученных только с начала этого года, исчисляется 18,5 млн единиц. Это огромный объем. Мы еще не завершили процесс создания МФЦ, но из 120 районов в 98 уже есть МФЦ, в остальных проблема пока остается. Мы просто физически не знаем, где их размещать, но я думаю, что в ближайшее время мы закончим эту программу в целом. Хотя у нас многие функциональные центры уже работают по экстерриториальному принципу, гражданам можно обращаться в МФЦ, которые расположены в других районах или по месту жительства. Должен сказать, что количество граждан, количество услуг, которые предоставляются интеллектуальными сервисами Москвы, нарастает в арифметической прогрессии. Если мы имели в 2011 году практически ноль таких сервисов, затем около миллиона, то сегодня практически 60% населения в той или иной мере задействованы с помощью наших городских сервисов, вовлекается в управление городом, получение услуг, контроль за тем, что происходит на наших улицах и в домах.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту