search
main
0

Москва – столица профессионального образования?

С 18 по 24 октября в Москве проходили Дни профессионального образования. Неделя профобразования объединила отраслевые департаменты Правительства Москвы, органы исполнительной власти, депутатов Московской городской Думы, представителей Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, Московской торгово-промышленной палаты, Московской федерации профсоюзов. Прошли более 40 мероприятий более чем на 100 площадках Москвы. Знаковыми событиями стало проведение I Московской ассамблеи работодателей и социальных партнеров системы профессионального образования, межрегионального конгресса педагогических работников, форума выпускников системы профессионального образования.

еделя профобразования стартовала после принятия Правительством Москвы 27 сентября 2011 года государственной программы развития образования города Москвы на 2012-2016 годы «Столичное образование», в которой выделена подпрограмма «Начальное и среднее профессиональное образование». Государственная политика в области развития профессионального образования в Москве – в стратегии подготовки профессиональных кадров для устойчивого социально-экономического развития столицы.Пожалуй, впервые в Москве прошел столь масштабный марафон системы профессионального образования, в который были включены образовательные учреждения, школы, ассоциации работодателей и социальных партнеров, выпускники московских колледжей, работающие в разных отраслях городского хозяйства. Грандиозность замыслов Недели профобразования обусловлена важным социальным заказом государства и общества – Москве нужны молодые квалифицированные кадры, на современном уровне готовые работать в условиях инновационной экономики, динамично развивающихся социальных инфраструктур города.Информация к сведениюКолледжи Департамента образования работают на социально-экономический заказ отраслей городского хозяйства, экономики, социальной сферы города Москвы: 13 колледжей строительной отрасли, 11 – сферы ЖКХ и благоустройства, 29 – промышленной политики и предпринимательства, 20 – сферы услуг и торговли, 3 – сферы искусства и культуры, 13 – сферы образования, 1 – сферы туризма и гостиничного хозяйства, 1 – социальной защиты населения.«Ремесло нынче в цене!» – так сказал министр образования Москвы Исаак Калина, риторически ясно и просто отрубил, ответив на все вопросы о том, зачем Москве нужна Неделя профессионального образования.Октябрьские дни профобра стали смотром достижений системы профессионального образования, единой площадкой для публичного обсуждения проблем подготовки кадров с представителями власти, общества, образования, работодателей для принятия взвешенных решений, определения перспектив совместной работы.Любопытный парадокс: в Москве создана и динамично работает система профессионального образования, но Москва о ней мало знает! Вероятно, оттого что «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстояньи»… Вероятно, также оттого что выбор учреждений высшего и среднего профобразования в Москве огромен: 120 государственных вузов, 250 негосударственных вузов, более 300 учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования. Столица остается лидером развития профессионального образования в стране.В период с 2005 по 2010 год Правительством Москвы приняты и под руководством Департамента образования реализованы городские целевые программы модернизации профессионального образования «Рабочие кадры-1» и «Рабочие кадры-2», обновлено учебное, учебно-практическое и торгово-технологическое оборудование на 58% от общей потребности, проведен капитальный ремонт 181 здания, что составляет 63,2% от общей потребности, обеспечено открытие новых профессий и специальностей.Информация к сведениюВ образовательных учреждениях СПО трудятся 6772 преподавателя и 1976 мастеров производственного обучения. Около 5% состава инженерно-педагогических кадров имеют ученые степени, из них 12 докторов наук. В системе профобразования успешно реализуется программа подготовки кадрового резерва, в которой участвуют молодые (до 35 лет) работники образования. За последний год директорский корпус обновлен на 12%.В результате модернизации профессионального образования в столице московский колледж сформировался как новый тип учреждения среднего профессионального образования, в котором интегрировано реализуют программы общего среднего, общего полного среднего образования, профессиональной подготовки, начального профессионального, среднего профессионального образования, повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки, дополнительного образования (детей и молодежи).В сентябре 2011 года количество первокурсников увеличилось на 20% по сравнению с прошлым годом. В московских колледжах открыты 14 новых профессий и 16 новых специальностей, в том числе по инновационным направлениям: «ремонт медицинской техники», «медицинская оптика», «флористика» и др.Профессиональное образование Москвы реализует социальную функцию, сопровождение и адаптацию различных категорий обучающихся и студентов: сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидов, лиц с ОВЗ и др. Более 60% обучающихся – дети из неполных семей. В колледжах созданы образовательные условия для обучения 3252 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Для профессионального образования более трех тысяч сирот созданы условия полного государственного обеспечения, социально-психологической адаптации, психолого-педагогического сопровождения и сопровождения профессиональной карьеры.Для успешной социализации обучающихся и студентов колледжей созданы и успешно работают сетевые учреждения системы профессионального образования: Московский дом научно-технического и художественного творчества, Московский центр физического, военно-патриотического воспитания, в которых реализуют программы дополнительного образования, проходят конкурсы, фестивали, спортивные марафоны, соревнования, акции, проекты. Выявление и поддержка талантливой молодежи, активизация научно-технического и художественного творчества, профориентации, военно-патриотического движения, спорта и физической культуры, искусства, развитие предпринимательства и социальной активности – таков абрис сетевых и городских конкурсных проектов, в которых принимают участие студенты и педагоги московских колледжей.Научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования осуществляют НИИ развития профессионального образования и Учебно-методический центр по профессиональному образованию. Широк спектр научно-методического руководства: экспериментальная деятельность, внедрение инновационных разработок, повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров, конференции, «круглые столы», научно-методические семинары, мастер-классы, публикации, конкурсные программы учебно-методических разработок, профессионального мастерства инженерно-педагогических и руководящих кадров московских колледжей.Неделя профессионального образования всколыхнула Москву: вся система одновременно распахнула свои двери москвичам. Все перемешалось в московских колледжах: работодатели, выпускники, ветераны профтеха, волонтеры и рационализаторы, абитуриенты и их родители. В самом деле, вода камень точит, и если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе!Одновременно с Неделей профессионального образования в Москве проходила Неделя профориентации, где московские школьники двигались по маршрутам выбора профессии. Странно, что не оказалось перекрестка у этих двух тематических недель. А как было бы полезно для всех, если бы Неделя профориентации побывала в гостях у Недели профобразования! Как было бы правильно и справедливо скоординировать планов громадье, чтобы московские школы увидели перспективность и современность московских колледжей. Разве не единая цель у московского образования?Неделя профобразования оказалась зеркалом, в котором система профессионального образования увидела сама себя. Есть в системе достижения, завоевания, солидные материально-технические вложения, продуктивные результаты усилий педагогических коллективов, инновационно-технологические прорывы, альянсы с работодателями, надежное социальное партнерство, поддержка власти и бизнеса. Есть в системе проблемы, которые необходимо решать системно. Главный событийный смысл недели профобразования – консолидация сил, формирование единого профессионального сообщества системы профобразования, социальных партнеров и работодателей.Пусть бы в следующем году Неделю столичного профессионального образования увидела страна. Инновационные практики и достижения московских колледжей должны быть сопоставимы с лучшими образцами научно-практического опыта российского и международного профессионального сообществ.Посмотрим, как ляжет карта… Не политическая и географическая, а профессиональная карта мира, на которой Москва может стать столицей профессионального образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте