Виталий УРМАЙКИН, учитель истории и обществознания школы №403: – Число и качество школ, вузов, театров соответствует масштабу Москвы и ее столичному статусу. Развитие российского образования и просвещения вообще в значительной степени связано с Москвой на протяжении всей истории государства.
Московская Русь после победы на Куликовом поле активно устанавливала связи с Европой, приглашая к себе, как мы бы сказали сейчас, иностранных специалистов (вспомним, например, итальянских зодчих на строительстве кремлевских соборов). Русские люди направлялись для обучения за границу. Потребность иметь свое – опять прибегаю к современному языку – учреждение высшего образования была острой, в 1680-е годы открывается знаменитая Славяно-греко-латинская академия (но неверно было бы представлять, что дела просвещения не двигались в Москве до конца XVII века: уместно сказать о возникновении в 1550-х годах Печатного двора или, например, в 1581 году первой аптеки). В академии обучали греческому и латинскому языкам, помимо богословских дисциплин преподавали грамматику, риторику, логику. Внутренняя организация учреждения во многом была сходна с устройством европейских университетов.В Москве берет свое начало и русский театр. «Комедийная хоромина» для развлечения царя Алексея Михайловича была отстроена в 1672 г. в тогда еще загородном Преображенском, была открыта и школа для подготовки актеров. Со смертью царя новое предприятие заглохло, но только для того, чтобы вновь возникнуть и дать славу русским драматургам и артистам XVIII века.Для сына Алексея Михайловича Петра I важнейшим был практический аспект образования. В 1701 году открывается Школа математических и навигационных наук, разместившаяся в Сухаревой башне на месте нынешней одноименной площади. Школа готовила по специальностям, где требовались точные науки: инженеров, геодезистов, артиллеристов и морских офицеров, «учителей цифири» (математиков). При ней впоследствии была создана обсерватория, оснащенная новейшими для своего времени приборами. В 1707 году открывается медицинское училище при Московском госпитале.Вскоре столица переносится в молодой Петербург, но традиции Москвы, ее «культурный код» продолжают созидательную работу. А.С.Пушкин имел полное право написать, подразумевая всегдашнее соперничество с Северной столицей: «Москва – доныне центр нашего просвещения». Этих слов не было бы сказано без учрежденного в 1755 году по проекту М.В.Ломоносова Московского университета, первого в России. Здесь все пересекается: будущий поэт и ученый учился в Славяно-греко-латинской академии, а Леонтий Магницкий, автор «Арифметики», которую Ломоносов назвал потом «вратами своей учености», преподавал в Навигацкой школе. Университет разместился в здании Аптекарского приказа на Красной площади (ныне на этом месте Исторический музей).Я сказал лишь о нескольких моментах в истории Москвы, сколько-нибудь полная летопись ее заслуг в культурном и научном просвещении составила бы не один том. Уместно будет вспомнить еще одной строчку Пушкина: «Ученость, любовь к искусству и таланты неоспоримо на стороне Москвы». Это не только похвала, но и определенная ответственность для столицы России. Сегодня, как, впрочем, и во все времена, актуальны многочисленные социальные проблемы, нравственная атмосфера в обществе. Их решение во многом определяется качеством образования и уровнем культуры в обществе, тон которым задавала и задает Москва. С этой точки зрения образование, соответствующее современным требованиям, – одна из насущных задач нашего времени.Наталья АЙВАЗЯН, учитель истории и обществознания школы с углубленным изучением английского языка №1359:- Культурное наследие столицы бесценно. Сегодня Москва – это современный европейский город всемирно известных музеев, театров и художественных галерей. В Москве около 200 театров, 120 кинотеатров, более 30 концертных залов, 200 с лишним музеев и около 100 выставочных комплексов. Знамениты на весь мир театры – Большой, Малый, МХАТ, Театр на Таганке, «Современник», Ленком. Коллекции произведений искусства Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина конкурируют с собраниями многих известных музеев мира.Москва – столица великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям – не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира. Задача нынешнего поколения москвичей и россиян – сохранить и приумножить накопленные ценности.С чего же начинается решение этой задачи?С образования – основы основ культуры. В сравнении с другими регионами России московское образование имеет свои особенности: во-первых, в столице очень разнообразны и высоки требования населения к качеству образования, так как население дифференцировано и по ценностным ориентирам, и по социальному положению, и по уровню благосостояния; во-вторых, очень неоднородна среда обучающихся и воспитанников – с каждым годом растет число мигрантов, которые только адаптируются к столичной социокультурной среде и требуют особого подхода при обучении. При этом многообразии ключевой проблемой образования стало создание единой системы нравственного воспитания.Культура москвичей всегда существовала благодаря двум противоборствующим силам – традиции и новаторства. На мой взгляд, сегодня московская культура утрачивает свой дух, вытесняется американской, в результате этого в Москве существенно усиливается потребительская ориентация общественного сознания, индивидуалистические тенденции и карьеризм, стремление к личному обогащению в ущерб интересам других людей, а материальные ценности приобретают все больший приоритет перед духовными. Происходит коммерциализация искусства, образования и медицинского обслуживания, других сфер жизнедеятельности общества. Снижается общий уровень образованности нации, падает традиционно высокий интерес москвичей к чтению, в результате засилья массовой культуры деформируется эстетический вкус общества. Как противостоять этому? Наиболее важным мне представляется использование ресурсов телевидения, сети кинотеатров, школьных и общественных библиотек, музеев, а также тех новых возможностей, которые создаются сегодня благодаря развитию информационных технологий. Но желание приобщиться к культурному наследию невозможно без воспитания читательской и языковой культуры в семье и школе.В настоящий момент русский язык переживает своеобразный кризис: он насыщен ненормативной лексикой, американизмами и многочисленными жаргонами. Часто искаженный язык весьма активно пропагандируют средства массовой информации, а также различного ранга чиновники, которые допускают в своей речи множество ошибок, не придавая этому абсолютно никакого значения. Бессмысленный набор слов, присущий многим песням, становится элементом общения молодежи. Поэтому от нас зависит, останется ли русский язык одним из самых могущественных и насыщенных языков мира или пополнит ряды исчезающих.Я очень надеюсь, что мои ученики в полной мере овладеют всем богатством и красотой русской речи, станут образованными и воспитанными людьми, достойными членами общества и внесут свой вклад в защиту и развитие нашего культурного наследия столицы.«Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча… нет! У нее есть своя душа, своя жизнь». Такой ее видел М.Лермонтов. Такой ее видели и видят многие поколения москвичей, любящих свой город. Наше осознание уникальности столицы – залог ее культурного обогащения и развития.Евгений АБАКУМОВ, учитель истории лицея №1524:- Думаю, никто не станет спорить с тем, что сегодня Москва – это не только лучший город нашей страны в плане экономики и инфраструктуры, но и центр науки, образования, культуры. По воле истории Москва не случайно из смиренного и ничем не примечательного городка XII века стала, по сути, самой Россией, развивалась, окрепла, сформировала свое столичное самосознание и образование: первое высшее учебное заведение, первый университет, первые библиотеки…Сегодня Москва разнообразна и разнолика, так же как сама Россия. Именно в Белокаменной сконцентрированы все крупные и, как модно сейчас говорить, «эффективные» высшие учебные заведения. Здесь же сосредоточены и многие экспериментальные площадки для апробации достижений во всех сферах науки и образования. Москва сегодняшнего дня – своеобразный локомотив развития всего российского образования. Здесь происходит и происходила та необходимая интеллектуальная огранка разработанных в регионах различных схем и находок, которыми так богата Россия. То, что на севере «промелькнуло» или на юге «проклюнулось», в столице продумывается, прощупывается, а потом либо применяется, либо отвергается.Московские школы, гимназии, лицеи по праву занимают лидирующее положение в России во многом благодаря педагогическим работникам, которые умело используют в своей деятельности совокупность материальных и духовных ценностей столицы, да и всей страны, а как известно, исходная форма и первоисточник развития культуры – человеческий труд, способы его осуществления и результаты.Невозможно найти в России город, который мог бы конкурировать со столицей по количеству концертов, спектаклей, выставок, конференций, не в обиду петербуржцам будет сказано. Культура – это ведь особая среда, она объединяет, притягивает, заставляет задумываться, открывает что-то новое. Таким образом, москвичи волей или неволей вовлечены в культурно-образовательное пространство, особенно это касается детей, школьников, ведь им выпала уникальная возможность с младенчества ощущать себя частью московской культуры и истории. Москва не только развивает интерес детей к знаниям, но и учит добывать эти знания самостоятельно, позволяет каждому ученику творить, искать, включаясь в самые разнообразные виды деятельности: учебную, познавательную, проектную, исследовательскую. Москва дает человеку столько пищи для размышлений, столько проникновенного для души, что в этот город невозможно не влюбится. Раз и навсегда… Как все в той же песне:«Песня плывет, сердце поет,Эти слова о тебе, Москва».Александр ГРИГОРЕНКО, учитель истории школы №384:- Столица образования и культуры… Сто-лица… Действительно, сто лиц, тысячи лиц, миллионы, но чем больше город, тем острее чувствуешь одиночество – свое, других. Вероятно, такие же ощущения испытывают и те, кто сейчас учится в школе. Это не потому, что дети эти какие-то неправильные или плохие, дело совсем не в этом. Они живут в сложное время: уход одной эпохи и начало совершенно другой, цифровой эры, когда живое общение заменяется информированием, информационными технологиями, которые сами по себе не станут панацеей от всех бед или неким абсолютным злом.Сейчас нельзя впадать в эйфорию начала XX века, когда ждали, что технологии сделают грядущее автоматически безоблачным и счастливым. Решив вопросы технические, мы не решаем вопросы экзистенциальные, вопросы бытия человека. Взявшись за улучшение материальной базы школы, что, безусловно, нужно, мы иногда упускаем из виду ребенка, который, как и тысячу лет назад, терзается внутренними вопросами: «А зачем я? А как правильно? А для чего все?» Пресловутые социальные сети не уход от социума, а бегство от одиночества. Но мы-то с вами понимаем, что виртуальная среда общения – это не само общество, это его проекция, это «нолики» и «единички» в серверах, хранящих терабайты информации.Современное образование, особенно образование в большом городе, должно взять на себя функцию введения ребенка в социум. Идея эта, конечно, не нова: школа всегда была и остается институтом социализации. Но сейчас вызовы времени иные. Зачастую, кроме школы, ввести ребенка в реальность больше некому. Безусловно, со временем информационные технологии станут настолько же естественными, как автомобили и кино, но сейчас, в период смены эпох, самое ответственное время, когда от нас, учителей, требуется быть одновременно в прошлом, настоящем и будущем. Современный учитель должен владеть новыми технологиями, но не потому, что это модно или выгодно, а для того, чтобы вместе с нашими детьми преодолеть те трудности, которые ставит перед нами информационный век.Наша основная задача не просто войти в виртуальную среду с целью введения ребенка в социум. Мы должны организовать с ним диалог: о человеке, о его месте в этом мире. Не надо думать, что детей интересует лишь карьера и материальный достаток. Может быть, это мы невольно толкаем их на этот путь, постоянно требуя высоких достижений? Несмотря на рейтинг школ, гонку за высокими баллами по ЕГЭ, беготню по курсам и репетиторам, школьники не перестают задавать себе «вечные» вопросы о жизни, наша задача – помочь им в поисках ответов на них, помочь избежать одиночества в большом городе, в городе, у которого сто лиц…Татьяна БУЛАШ, учитель истории и обществознания школы с углубленным изучением отдельных предметов №1392 имени Д.В.Рябинкина:- Московская область – это место, где началась моя педагогическая деятельность, произошла встреча с моими первыми учениками, с удивительным местом, где всегда царят любовь, внимание и доброта, – с Ватутинской школой. С 2012 года наше образовательное учреждение вошло в систему образования Москвы, а педагогический коллектив, потеряв статус сельского, стал частью сообщества московских педагогов. С первых дней нам пришлось перестраивать нашу привычную подмосковную жизнь. Сегодня я живу и работаю в Москве – городе, который никого не может оставить равнодушным. Ведь столица такая разная: величественный Кремль, сталинские высотки, Старый Арбат с его богатыми историческими событиями переулками, золотые луковки церквей. Шедевры Третьяковской галереи завораживают взгляд, заставляют забыть о времени.Москва – необыкновенный город, в котором можно осуществить свою мечту: путешествие в прошлое!Москва – современный город, с особым статусом в системе российского образования. И это не случайно: ведь правительство города выделяет значительные средства на строительство новых школ, укрепление и совершенствование материальной базы учреждений, повышение престижа учительской профессии, тут реализуют инновационные идеи и проекты, внедряют современные интернет-технологии, в которых учитель – носитель образовательной культуры – имеет возможность раскрыть свой потенциал, вырасти профессионально. Это требует от нас, педагогов, не останавливаться на достигнутом, все время идти вперед. Это одна из причин, подтолкнувших меня к участию в конкурсе «Педагог года». Ведь во время конкурса участники проявляют лучшие свои стороны, демонстрируют отработанные и успешно применяемые технологии и методики. Обмен опытом – замечательная школа мастерства, я с удовольствием принимаю участие в работе комиссий по проверке олимпиадных работ, работ по ЕГЭ, потому что это прекрасная возможность познакомиться с московскими педагогами, сравнить их уровень с уровнем мастерства коллег из школы.Отрадно наблюдать за тем, как происходит процесс объединения культуры и образования в Москве. Десятки музеев готовы открыть свои двери для детей и провести увлекательные экскурсии по темам, предусмотренным образовательными программами по самым различным предметам.Один из важнейших вопросов развития системы образования Москвы – повышение качества знаний. На мой взгляд, оно не должно складываться только из оценки академических знаний, баллов ГИА и ЕГЭ, участия и побед на предметных олимпиадах в рамках Всероссийской олимпиады школьников. Качественное образование должно давать возможность каждому ребенку продолжить образование в соответствии с его интересами. Мы должны ориентироваться не на проценты ЕГЭ и обученности, а на личностные результаты обучающегося, на достигнутые учеником успехи в отношении самого себя. Это возможно в тесном контакте всех участников образовательного процесса. Когда ученик – учитель – родитель будут иметь равные права и обязательно нести ответственность за недобросовестное исполнение обязанностей.В своей деятельности я придерживаюсь принципа: «Педагогика – это любовь». Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа, а жизнь. Я не работаю учителем, я живу учителем.В большом городе имеются большие возможности для того, чтобы мы, учителя, помогли ребенку найти себя в жизни, стать образованным и культурным, а это залог качества нашей будущей жизни.Анастасия МАТЮХИНА, учитель года гимназии №1569 «Созвездие»:- Кто в Москве не бывал – красоты не видал». С давних пор укоренилось благочестивое отношение к Москве-матушке в русском народе, а вместе с ним и непоколебимое мужество против врагов православной Отчизны.Минули дни Отечественной войны, великолепного Европейского похода, вознесшие Россию на столь высокую ступень могущества и славы. Возвеличенная, утвержденная победами, да сияет Россия блестящими дарами ума бессмертного, умножает богатство наук и искусств изящных и возвышает нравственное достоинство человека и государства.О Москва! Как не воскликнуть вслед за П.Вяземским: «Город – восточная сказка, город – российская быль! Хартий нам родственных связка! Святы их ветхость и пыль!»Духовный родник и колыбель русской культуры! Вековой неиссякаемый источник печатного слова, дивный град прославленных первенцев российского образования! Как должны быть для нас любопытны все безмолвные свидетели, оставшиеся нам от времен давно минувших и бережно хранимые потомками! Все это наполняет душу москвитянина умилением.На пороге новой эпохи, с тревогой вглядываясь в будущее России, мы в который раз робко спрашиваем: «Что век грядущий нам готовит?»Но уж так испокон веков сложилось, что жизнь русская расположилась между двумя полюсами: основательностью и патриархальностью древней Москвы и смелостью и щеголеватостью молодого Петербурга, уже больше века не умолкают споры о центре русского развития.Бесспорно, двигаться вперед необходимо, однако, мчась вслед за веком, негоже отрываться от родных корней. Развитие возможно лишь при наличии опоры русской жизни, которой, несомненно, стала Москва со своим старинным богатырем-Кремлем, Иваном-звонарем, неподъемным Царь-колоколом и величественной Царь-пушкой. Ни один гордец, входя во святая святых, «в коренной России град», не сможет «не снять шапки».Велика Россия, но Москва златоглавая, даже не будучи столицей, привлекала врагов земли русской. Недаром именно московских ключей ждал Наполеон. И как обливалось сердце России-матушки, отдававшей на поругание свое любимое детище!Москва, многострадальная мученица земли русской! Сколько раз ты горела, первопрестольная?! Но вновь и вновь возрождала из пепла свои сорок сороков! А пока гремят колокола из синевы, «неоспоримо первенство Москвы».Как велико культурное наследие Москвы! Но, сохраняя каждый свой заветный камень, она не застыла в памятных монументах. Наш славный град приумножает свое богатство, и вот уже новыми приметами становятся храм Христа Спасителя, Большой и Малый театры, Оружейная палата, Триумфальные ворота.Любуясь тобой, верю: станешь ты, Москва, еще краше, и взметнутся ввысь невиданные доселе строения, и явят себя миру новые образовательные учреждения, а все накопленное тобой за многовековую историю богатство будет сохранено благодарными потомками, на коих я с огромной надеждой и уповаю!Куда бы ни забросила судьба столичный град России, Москва останется навсегда центром образования, культуры и духовной памяти русского сердца.Иван ЩЕРБАКОВ, учитель истории и обществознания школы имени Героя Советского Союза Д.Н.Медведева:- В наше время практически не осталось настоящих романтиков. Когда-то, еще будучи студентом, я ночи напролет сочинял стихи и песни, думал, рассуждал, мечтал о жизни без ненависти, лжи, лицемерия. Взяв довольно много на себя, я искренне верил в возможность изменить этот мир к лучшему. Перепробовав себя в разных сферах деятельности, осознав, что не так много профессий, где действительно можно реализоваться, не изменяя себе и своей мечте, мечте в лучшую, светлую жизнь, я выбрал профессию учителя.С появлением новых технологий современный западный мир очень сильно изменился. Человек меняется вместе с ним, он становится более эгоистичным, капитализм не предполагает другого подхода, материальные ценности превалируют над духовно-нравственными ценностями. Действительно, зачем думать, зачем познавать, когда можно практически все купить. Настоящее общество – общество потребления и потребителей, «Человек человеку – волк» – именно это выражение подходит для тех, кто получает знания, но не обогащает душу. Мы, учителя, взяли на себя ответственность взращивать новое поколение, учить высшим ценностям, а не натаскивать к экзамену нерадивого ученика. Многие взрослые, педагоги, родители порой забывают об истинном предназначении человека, а это именно быть Человеком с большой буквы: воспитанным, милосердным, честным, порядочным.По-моему, сейчас очень важно, чтобы учитель был настоящим образовательным центром, открывающим двери ребенку в «богатый мир», полный человеческих достижений, помогающим выбрать что-то подходящее для себя, живопись ли это, музыка, архитектура, совершенно не важно, важно, чтобы это одухотворяло, обогащало ученика, выращивало в нем то, чего не хватает многим взрослым людям, – вкус и осознание своего предназначения. На мой взгляд, воспитывать прекрасное в человеке – первостепенная задача педагога, находясь в столице, мы имеем массу возможностей для реализации этой идеи.Москва – прекрасный исторический город. Не использовать те знания, те культурные достижения, которые есть в Москве, – значит упустить массу возможностей для достижения образовательных целей. В нашем городе огромное количество исторических мест, памятников архитектуры, театров, выставок, музеев, это все поле, на котором можно вырастить культурного человека со своим мышлением и вкусом. В своей работе я часто стараюсь организовывать экскурсии для класса, поездки в театры, устраивать внутришкольные мероприятия, и с каждым новым подобным мероприятием я чувствую, что кто-то из ребят немного, но начинает задумываться о вечных вопросах. Иногда мне кажется, что я сам приобретаю новое желание познавать, глядя на своих детей. В такой момент я вспоминаю Н.В. Гоголя, который высказал простую, но в то же время гениальную мысль: «Уча других, также учишься».Моя школа – мой второй дом, мои ученики – моя вторая семья. Начиная урок, вглядываясь в лица своих учеников, я невольно понимаю, что за данные мне сорок пять минут я порой переворачиваю целый мир вокруг себя. Быть учителем – значит быть настоящим романтиком, с огромной ношей на плечах, которая, с одной стороны, давит вниз своей ответственностью, а с другой стороны, окрыляет и поднимает до небес.
Комментарии