Сегодня в Поведниках стартует третий тур конкурса «Педагог года Москвы-2014». В этом туре принимают участие 24 столичных педагога. Мы еще не знаем, кто из них войдет в пятерку лучших, кто станет победителем. Но мы можем понять, почему эти 24 счастливчика стали участниками финала. Помочь в этом нам смогут их эссе, посвященные Москве – городу культуры и образования.
Сергей ЦЫБУЛЬСКИЙ, учитель истории гимназии №1409:Моя жизнь проходит в Москве, и, конечно же, этот город повлиял на становление моей личности. Москва – столица, а значит, тут открыто много учебных заведений, например первый университет в России, складывается благоприятная среда для формирования разнообразных направлений культуры и искусства. Сам город с его бульварами, домами, улицами, вокзалами, университетами, театрами и музеями влияет на человека, который здесь вырос или приехал сюда жить. В ХХI веке образование гарантировано любому жителю нашей страны, но в Москве не только учатся, но и учат. В свое время мне очень понравилась мысль Сократа, которую он высказал в диалоге «Федон»: учитель-философ сравнивает себя с повивальной бабкой. Сократ считал, что он помогает освободить из плена тела-пещеры для познания душу-разум. Для философа быть благородным человеком, личностью означало не только быть грамотным. Сократ беседовал с учениками, вел с ними диалог. Он заставлял ученика думать, открывал ему его собственные нереализованные возможности через беседы и споры. Именно учителю принадлежит важная миссия явить на свет образованного человека. Недавно прошли зимние каникулы, когда образовательный процесс замер в ожидании Нового года. Воспользовавшись случаем, я, как и вся Москва, а с ней и вся страна, пересматривал фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», где главная героиня Надя говорит такие слова о своих учениках: «Я пытаюсь учить их думать, хоть самую малость. Иметь обо всем свое собственное суждение». И эти слова близки идеям Сократа. На вопрос Лукашина, чему ученики учат учителя, героиня отвечает: «Наверное, тому же самому». «Ошибки учителей менее заметны (чем ошибки врачей), но в конечном счете они обходятся людям не менее дорого…» – произносит Надя. Думаю, что люди редко обращают внимание на эти слова, однако мне показалось, что тут есть о чем задуматься. Учитель – одна из немногих профессий, в которой человек учится сам всю жизнь. В Москве созданы прекрасные условия для повышения квалификации и получения дополнительного образования, но самое интересное – это то, чему учат современного учителя современные москвичи. Задумавшись, я спросил своих учеников, чему бы они могли научить своих учителей. Вначале вопрос вызвал недоумение, а затем ребята стали отвечать. Большинство детей предложили разделить с ними их интересы: музыку, спорт, интернет-технологии, танцы. Дети готовы были научить катанию на лошадях, вышиванию, кулинарии, рассказать об особенностях современной моды. Некоторые дети предлагали рассказать о своем опыте обучения в европейских школах, где «самое главное – позволять ученику чувствовать себя свободным». Такой диалог оказался очень полезным, так как сама идея его построена в позитивном ключе и показывает учителю пути развития не только в профессиональной сфере, но и в культурном пространстве современного общества.Москва, как огромный котел, в котором кипят и смешиваются разные культуры, языки, традиции. Наверное, больше нельзя будет прочесть в словаре слова «московское произношение». В нашей столице все очень быстро меняется. Ученики, которые приходят в школы, а затем и в институты, принадлежат к разным социальным группам, национальностям и культурам. Безусловно, современный учитель в Москве должен быть толерантным в таких условиях. В то же время он должен сформироваться сам как образованный и культурный человек, который закладывает основы будущего, передавая своим ученикам накопленные знания и опыт.Ольга РОДИОНОВА, учитель китайского языка Центра образования №548 «Царицыно»:-19 августа 2012 года, аэропорт Домодедово. Рейс «Благовещенск – Москва». 25 августа 2012 года, московское метро: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Орехово».Так заканчивалось мое путешествие длиной в восемь тысяч километров из столицы Амурской области Благовещенска в столицу образования и культуры Москву. Так начинался новый этап моей жизни… В новый этап я отправилась с чемоданом весом шестьдесят килограммов, набитым платьями, туфлями-каблуками (естественно, в театр каждые выходные), китайскими учебниками, словарями, тетрадками (преимущественно по методике и психологии), кистями для каллиграфии, китайской приправой (экзотической для москвичей), столиком для чайной церемонии и, конечно, настоящим китайским чаем. Был захвачен также небольшой опыт работы и учебы в Китае, а также большой (целых 22 года!) опыт жизни в приграничном городе. Однако чем дальше от Домодедово, тем отчетливее я понимала: Москва может дать мне намного больше. Еще не написав диссертацию и прожив в Москве первый – ознакомительный год, я понимаю, что приглашение в аспирантуру, даже не по своей педагогической, а философской специальности – мой шанс ознакомиться с Москвой «образовывающей» – с образовательной столицей. Надо было потратить год на «ненаписание» диссертации, прослушать лекции талантливых ученых, познакомиться с высококвалифицированными специалистами, чтобы понять, сколько всего следует узнать, нужно прочитать и можно достичь. Москва, она загадочная – дает возможности на образование и развитие каждому, главное, разглядеть и не позабыть про них среди повседневной суеты. Главное, выбрать курс на развитие. Возможность работать в школе №548 «Царицыно» – это уникальный шанс узнать Москву и москвичей: больших и маленьких, познакомиться и учиться вместе с моим шестым классом. К сожалению, среди маленьких москвичей есть те, кто не знает о Юрии Долгоруком, и мы стараемся узнать вместе. Всем классом. Я рассказываю им о Благовещенске, чтобы в ответ услышать о Москве. Второй год мы продолжаем учиться вместе, потому что так интереснее. Трудно сосчитать и, наверное, даже осознать, сколькому научила меня школа за этот год: ученики, коллеги, родители, руководители, уроки, стандарты, справочники, экскурсии стали кирпичиками в моем личном процессе учения. Я привезла с собой немного: знание китайского языка и культуры, а получила возможность для реализации идей и планов, так сказать, приращение моих потенциальных возможностей в новой среде – самой благодатной и благодарной среде. Организация конкурсов, фестивалей, создание авторских курсов и подготовка к международному экзамену – все это части нашего общего с детьми образования. Это не значит, что я не нашла бы применения себе в Благовещенске, это значит, что пока мой учитель – Москва и я должна получить образование именно в этом институте жизни. На конференциях и семинарах в вузах Москвы мы знакомимся с коллегами-китаистами, именитыми учеными, встречаемся с преподавателями Благовещенского педагогического университета. Сюда они приезжают издавать книги, выступать. Еще недавно площадкой, где они – замечательные педагоги – давали знания мне, был Благовещенский государственный педагогический университет… Теперь границы расширились, и площадкой стала вся Москва! Москва не может не образовывать, здесь атмосфера знания. Несмотря на обилие гаджетов, я нигде не видела такой концентрации читающих людей на квадратный метр, как в московском метро. И даже если нет книги, то меня стук колес вдохновляет на написание уроков. Пусть и записываю их в телефон… Светлана ШАЛАР, учитель информатики гимназии №1562 имени Артема Боровика: Одно очень интересное стихотворение помогло мне определиться с выбором профессии:Быть на службе государства увлекательно вдвойне, Здесь и самореализация, и забота о стране.Дети – будущие мэры, офицеры и врачи,И актеры, и танцоры, металлурги, скрипачи…И каким бы специалистом стать ребенок был не прочь,У меня мечта простая – в этом каждому помочь. А ведь действительно, мы, учителя – творцы, помогающие ребенку найти себя в жизни, стать образованным и культурным. Что значит быть образованным? Задавая каждый раз себе этот вопрос, обратилась к словарю и обнаружила, что значение этого слова – быть культурным и просвещенным. А ведь именно это закладывается в самом детстве, и нам, учителям, как никому другому, повезло стать проводником в формировании личности. А что значит быть учителем? Быть счастливым! Хотя профессия учителя одна из самых сложных, трудных и ответственных. Это профессия, которая требует полной самоотдачи, самообразования, постоянной работы над собой; дает возможность быть мобильным, уверенным в себе и, конечно же, ежесекундную готовность к нововведениям и неиссякаемый оптимизм, веру в незаурядные возможности детей. Это профессия, у которой нет выходных, отпусков, каникул. И все же это здорово, когда ты входишь в класс и видишь лица, устремленные на тебя в ожидании чуда, чуда познания нового, неизведанного, увлекательного. Я живу и работаю в Москве. Это счастье! Сегодня (я точно это могу сказать) нет в России, да, вероятно, и в мире, другого такого уникального города. Москва разная: мы видим величие Кремля, сталинских высоток, Новый Арбат, уже через несколько минут перед нами Старый Арбат с его переулками, кривые улочки Замоскворечья, благовест церквей, Хитровка, булочная Филиппова, воспетая с такой любовью Гиляровским! Москва – необыкновенный город, в котором можно осуществить свою мечту! Это уникальный город в системе российского образования. Московское образование – одно из самых лучших. А особенность профессии учителя – постоянное обучение, развитие. Именно в Москве есть где и чему учиться, развиваться: участие в конкурсах педагогического мастерства, мастер-классы лучших педагогов столицы, международные семинары. Все это очень помогает в нашей творческой работе. В Москве на развитие системы образования выделяют значительные средства, зарплата учителей становится более достойной, а профессия учителя – престижной. Московская гимназия №1562 имени Артема Боровика за несколько лет работы стала мне родной и близкой. Она неоднократно получала гранты. Самое главное в гимназии – сделать все, чтобы ребенку было хорошо, комфортно учиться, взрастить культурное, образованное подрастающее поколение. Помимо уроков во второй половине дня в нашей гимназии делают очень много для всестороннего развития личности. Столица предоставляет огромное количество возможностей для духовно-нравственного роста учащихся: музеи, театры…Я с гордостью могу сказать: я – Москвичка;я – Учитель;я – Творец. Андрей ШЛЯХТОВ, учитель физической культуры школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора:Утро. Луна. Мороз. Через несколько часов новая встреча.Детские глаза. Ждущие, любознательные, доверчивые.Каждый урок – новый путь, дорога к открытиям, свершениям, преодолению сомнений и новым целям.Зачем я иду к ним? Чему могу научить?Когда-то определил для себя главные правила: Культура. Порядочность. Честь. Ответственность. Уважение. Дисциплинированность. Хорошая учеба.Пытаюсь объяснить свои правила детям. Сначала удивляются, потом задумываются, размышляют, учатся.Каждый день, каждый урок – откровение. Главное, чтобы понимали, доверяли, чтоб душа в душу.Кто не слышал присказки про пифагоровы штаны, выражающей суть одной из самых знаменитых математических теорем? Рассказываю детям, что Пифагор – чемпион Олимпийских игр. Удивляются. Новое открытие.А ведь вся эллинистическая система воспитания и обучения строилась на гармонии интеллектуального и физического развития. Великий ученый не мог не быть великим спортсменом. Это подтверждают примеры Платона, Архимеда и все того же Плутарха.Я учитель КУЛЬТУРЫ, физической, части общечеловеческой.Встреча выпускников. Вспоминают: «Знаете, Андрей Алексеевич, а жизнь-то во многом на наши с вами уроки похожа: захватывающая, увлекательная, сложная. Правила ваши не один раз пригодились». Радуюсь. Когда-то подросток с рыжими волосами, потирая ушибы после встречи с «друзьями», недоумевал: «Зачем эти правила? Вы же просто учитель физкультуры. Научите играть в футбол, лазить по канату…» А теперь он привел ко мне двух своих детей: «Хочу, чтобы они росли по нашим с вами правилам, учились на уроках физкультуры добру, милосердию, уважению, понимали традиции культуры!» Москва – город открытых возможностей. Для каждого. Стараюсь показать детям безграничность этих открытий, удивить таинством поиска. До сих пор не могу сказать, что хорошо знаю Москву. Изучаем ее вместе, говорим о ней, делимся впечатлениями. Вместе. Это важно. Я учу их уважать традиции и культуру всех, идущих вместе, и вместе любить Белокаменную столицу. Тот рыжий паренек сегодня успешный человек: чемпион Европы по дзюдо, генеральный директор крупной международной компании. Главное – состоявшийся человек. Мне хочется, чтобы каждый мой ученик стал личностью, достойным гражданином своей страны.Наталия ТРАПЕЗНИКОВА, учитель географии и экологии школы №1141:Пятница. Закончились уроки, школа опустела и затихла. Пять минут тишины в кабинете – и домой. И вдруг дверь кабинета открывается! Мои любимые шестиклашки Аня, Настя и Коля… с коробкой в руках. – Наталия Александровна, мы принесли книги в библиотеку нашего кабинета!- Ну давайте посмотрим, – говорю я.Открываем коробку. Аня достает книгу Владимира Руги и Андрея Кокорева «Москва повседневная». И вдруг из нее падает сложенный аккуратно лист бумаги. Это карта! Карта Москвы 60-х годов! Мы никогда раньше ее не видели. Всматриваемся. Как же все меняется с течением времени. «Да нет же! – говорит Коля. – Вот Садовое кольцо, Бульварное, Стромынка, Пречистенка, Волхонка…» И мысли нас уносят в увлекательное путешествие в мир удивительных открытий. Вот мы на улице Вавилова. Разве можно упустить возможность и не зайти в Государственный Дарвиновский музей? Поднимаемся в зал «Зоогеография» – перед нами животный мир нашей планеты. Это путешествие позволит нам увидеть самых интересных обитателей всех материков, океанов. Теперь утверждение «в природе все взаимосвязано» больше не вызывает сомнений.Мгновение – и мы на Малой Грузинской. Заходим в Государственный биологический музей им. К.А.Тимирязева. И снова вместе подходим к витрине «Центр мегаполиса». Мы видим, как обеднена экосистема нашего города. «Я поняла! – говорит Настя. – Заповедники необходимо создавать, чтобы сохранить все созданное природой!» Двигаемся к витрине «Городской лесопарк», я открываю им тайну: «Москва – это единственная европейская столица, сохранившая на своей территории разнообразные естественные леса, большие луговые пространства, настоящие озера и значительные массивы болот».Мы продолжаем свое путешествие по Москве. Садово-Кудринская. Мы уже не идем, мы стремительно бежим к дверям планетария. Сегодня мы решили посетить Лунариум. Здесь не только ребята, но и я чувствую себя ребенком-первооткрывателем, вместе мы получаем яркие и незабываемые впечатления. Мы пробуем себя в роли ученых-исследователей. Здесь становится понятно, что знание рождается из опытов и наблюдений. Сказочный калейдоскоп интересных, незабываемых экспериментов и открытий, настоящий пир для живого воображения. Нас зовет Коля: «Ребята! Смотрите, я знаю, как появляются облака!» Передовые технологии 4D-кинотеатра уносят нас далеко от Земли… Солнце на расстоянии вытянутой руки. «Я поняла, почему Земля – уникальная планета», – шепчет Аня. Столько впечатлений! Но от этого глаза моих учеников горят еще сильнее, появляется еще большее желание открывать мир.Спешим поскорее попасть в МГУ им. М.В.Ломоносова. Затаив дыхание, заходим в главный корпус, на лифте поднимаемся на двадцать четвертый этаж. Отсюда начнется наше путешествие по Музею землеведения, а это целых четыре этажа. Строение и происхождение Земли, геологические процессы, горные породы и минералы, природные зоны, физико-географические районы, экологические проблемы современности – темы, которые постигаем мы здесь. Мои дети подходят к окну:- Какой вид открывается из окна?! – Москва как на ладони!- Как же красив наш город! – Вы только представьте, какие возможности он дает нам! – говорю я.Мы снова влюбляемся в Москву. Москва – столица! Москва – центр культуры! Москва – центр образования! Но время идет. Пора домой. Я бережно складываю карту. На сегодня наше путешествие закончилось. Меня переполняют чувства, у меня огромное желание показать моим ученикам необъятный и увлекательный мир географии. А моя Москва мне в этом поможет.Елена МОРГАЧЕВА, учитель начальных классов гимназии №1506:Все ученики, завершая обучение в школе, в той или иной степени задумываются о том, какой будет их взрослая жизнь, какие навыки и умения им следует в себе развивать, что они смогут дать окружающим, выбрав ту или иную профессию. На мой взгляд, при выборе будущей профессии очень важно найти золотую середину между своими личными устремлениями в приобретении желанных благ и тем вкладом, который человек определенной профессии может внести в развитие общества, своего народа, своей Родины. Такой искренний компромисс помогает в самореализации, способствует решению сложных задач на жизненном пути, приносит удовлетворение от результатов своего труда. Все это представляется чрезвычайно важным, поскольку, к сожалению, несмотря на широкие разносторонние возможности планирования будущей карьеры, очень немногие могут с уверенностью сказать, что сделали осознанный выбор и довольны своей работой. Эти размышления помогли мне в свое время объективно проанализировать собственные возможности и стремления, определиться с приоритетами в жизни и направлением своей будущей профессиональной деятельности. Я думала о том, как выполнять свои обязанности ответственно, качественно и с большим желанием, в конце концов пришла к выводу, что, в сущности, получу для этого все необходимые возможности, если выберу профессию учителя начальных классов. Во-первых, учитель начальных классов – это специалист, которому люди доверяют самое дорогое, что у них есть, – своих детей, их обучение и формирование личности представителей молодого поколения. Именно от учителя начальных классов зависят основы духовно-нравственного воспитания, определение главных ориентиров в межличностных отношениях, развитие трудолюбия, усидчивости и многих других необходимых в жизни качеств. Во-вторых, в Москве, которая по праву стала столицей образования и культуры российского общества и одним из влиятельных в этом отношении центров мира, передо мной открывались безграничные возможности не только получения данной профессии и ее успешного применения в любом общеобразовательном учреждении, но и постоянного совершенствования своего мастерства как в теоретическом, так и в практическом отношении. В-третьих, считаю важным то обстоятельство, что работа с детьми помогает обеспечивать преемственность поколений (передавать имеющиеся знания), с одной стороны, и лучше понимать молодежь – с другой, это особенно ценно в современных условиях стремительного научно-технического и информационного прогресса. Профессия учителя начальных классов сочетает в себе все созидательные начала самореализации творческой личности, она способствует саморазвитию, приносит пользу людям и обеспечивает человеку достойное место в обществе на основе уважения и признания результатов его ежедневного труда. Многие люди, которые стремятся выбрать профессию, руководствуясь желанием управлять, в полной мере не осознают того факта, что именно во власти педагогов на протяжении всей истории развития общества находится формирование личности целых поколений, а вот каким именно оно будет, это формирование, – конструктивным или деструктивным – зависит от самого учителя. Я рада, что Москва – один из самых крупнейших культурных центров Европы и всего мира. Сосредоточение в нашем мегаполисе театров, культурных центров, разнообразных образовательных учреждений позволяет мне, как учителю, реализовывать в полном объеме мои педагогические задумки и разработки. Ирина ОРЛОВА, педагог дополнительного образования Московского городского Дворца детского и юношеского творчества:Столица… Сердце страны. Живой мотор – сердце – гонит кровь по сосудам, снабжает питанием самые удаленные клеточки организма. Столица – сердце государства – собирает лучшее, что есть на его просторах. Собирает, приумножает и щедро раздает, питает новыми идеями, технологиями, учеными, мастерами и творцами свое Отечество. Так? Наверное, во времена Грибоедова, Столыпина или Гайдара все было именно так.Из окон моего кабинета виден шпиль главного здания МГУ. Каждое лето тысячи молодых людей штурмуют эту высоту, с завистью поглядывают на студентов, с надеждой всматриваются в лица преподавателей, с любопытством взирают на бронзовую фигуру основателя московской высшей школы…1755 год. В прошлом – поморский крестьянин, а ныне – академик четырех академий, профессор Михаил Васильевич Ломоносов отстаивает право «русского юношества» на образование вне зависимости от сословий: ученые люди нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, исправления нравов, земледельства и предзнания погод, военного дела»… Не для личного прославления – для пользы Отечества создается Московский университет…Всероссийская акция «Ломоносовский обоз» – 300 лет великому ученому. Делегации из Архангельска и Ярославля, из Нижнего и Питера, московские ребята. Мы идем по Красной площади к памятнику Михаилу Васильевичу у старого здания университета, я командую парадным расчетом. Торжественно идем мы во главе колонны с корзиной цветов, водружаем ее церемониально к постаменту.Фото участников с ректором МГУ. Двадцать лет назад приветствовал он меня среди первокурсников лучшего университета на свете, что бы ни говорилось во всяческих рейтингах.А я ведь так и обитаю на Воробьевых горах, только теперь во Дворце детского творчества – оплоте ребячьей фантазии, кладовой педагогических чудес, удивительном месте, где каждый найдет себе дело по душе. Тут нельзя стоять на месте. Под чутким руководством и без всякого руководства, согласно руководящим документам и невзирая ни на какие инструкции хороший педагог постоянно ищет, постоянно учится, пробует новое и находит хорошо забытое старое. Остановишься – отстанешь, дети это моментально почувствуют: «Теряем марку, командир!» Как там у Майн Рида, Excelsior! И словно тот морской волчонок – все выше и выше. И восторг от того, что пришел в голову новый удачный поворот в занятии. И радость от того, что очередной выпускник поступил туда, куда хотел. И приезжающие в отпуск из Рязани и Владивостока, из Мурманска и Балтийска, из Уссурийска и Пскова сержанты и лейтенанты: «Спасибо! Все, чему учили, очень-очень пригодилось и пригождается!» И иногда, очень редко, досада: «Знаете, Коля так устает в школе… Мы, наверное, пропустим этот год…» Что ж, есть куда расти.Москва – столица. Самые лучшие школы, самые именитые учителя, самые известные вузы… Музеи, театры, концертные залы… Стремишься к лучшему образованию – тебе в Москву. А потом?Из окон моего кабинета виден шпиль главного здания МГУ. Тысячи молодых людей, счастливо сжимая в руках твердые синие и красные «корочки», выходят из этих мудрых стен. Куда? В «офисный планктон»? В заморскую аспирантуру или «силиконовую долину»? А может, все-таки сможем быть полезными здесь? Делать открытия – здесь, строить дома и дороги – здесь, писать книги, сочинять музыку – здесь. Хорошо учить детей – здесь, у себя дома. Чтобы, говоря о столице, мы не ссылались на дела давно минувших дней, не прославляли себя творениями Пушкина и меценатством Третьякова, а сами, сегодня и сами, строили будущее своей страны, и тогда столица снова станет сердцем…Лариса СЫЧЕВА, учитель начальных классов школы №896: Столица России – город, формирующий духовный облик грядущих поколений. Москва – один из мировых центров культуры, образования, творчества. Сто двадцать один театр, свыше тридцати концертных залов, галерей раскрывают свои двери для посетителей. Более трети исторических объектов страны сосредоточены в Москве. Государственный исторический музей – настоящая сокровищница и хранилище исторических реликвий. Третьяковская галерея – художественный музей, имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Даже сама архитектура Москвы многое расскажет о прошлом города, России. В мегаполисе около ста вузов, тысячи общеобразовательных учреждений, крупнейшие книжные издательства России, редакции центральных газет и журналов, самая крупная в стране сеть библиотек. В городе есть все возможности для получения образования, расширения кругозора, формирования эстетической культуры. Абонементы, лектории, экскурсии, молодежные и детские образовательные программы в московских музеях, ежегодные фестивали науки ненавязчиво популяризируют науку и искусство, в простой и интересной форме рассказывают о тысячелетней истории и новейших достижениях. Это очень важно для воспитания молодого поколения, поддержания высокого уровня образования в стране, сохранения культурных традиций. Именно образование создает основу социально-экономического и духовного развития государства. Оно способствует сохранению и распространению отечественной культуры, без которой не существует прогресса общества и личности. На сегодняшний день в Москве существует огромное количество типов и видов образовательных учреждений, которые предлагают различные формы обучения, занимаются выявлением способностей и развитием одаренности учащихся. Основополагающая цель современного образования не объем усвоенных знаний и умений, не наличие документа об образовании, а гармоничное развитие личности ученика, его творческих способностей, реализация возможностей, адаптация в социальном и психологическом плане. Нельзя не согласиться с мнением французского писателя А.Барбюса: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Каждый человек, опираясь на полученное образование, оказывает влияние на будущее своего города, страны, общества. Кроме того, только образованная личность способна продвигать новые идеи развития общества. Необразованная личность способна только на деградацию. Следовательно, школа стала основополагающим фактором, способствующим формированию человека будущего, его личностных качеств, творческих способностей, морально-этических норм. Воспитание целостной личности, воспринимающей свою культуру как неотъемлемую часть своей идентичности, должно происходить в школьном возрасте для того, чтобы, став взрослым, ребенок мог выбрать свой жизненный путь не спонтанно, а сознательно, ставя при этом определенные цели. Только так мы сможем сохранить свою культуру, государство, общество, цивилизацию и способствовать их развитию. Московским педагогам повезло, что обучение и воспитание детей можно осуществлять не только по учебникам, но и через посещение музеев, театров, галерей, двери которых так щедро распахнула столица. Не случайно правительство города предоставляет учащимся школ бесплатные билеты для посещения спектаклей, выставок, экспозиций. Нужно ли нам, учителям, использовать все возможности, которые предлагает Москва, для образования и развития школьников? Ответ очевиден. Наше будущее, будущее наших детей зависит от тех шагов, которые мы предпримем сегодня. Главное – сделать правильный выбор. Екатерина НОВИКОВА, учитель испанского языка гимназии №1558 имени Росалии де Кастро: Что же это за город такой, который в полном смысле слова объединяет в себе такие понятия, как «образование» и «культура», спросите вы. Для меня это прежде всего должен быть город воспитания, развития, город с огромной историей и богатейшими традициями. Это моя Москва. Москва всегда была центром просвещения, ведь сначала ей была отведена роль столицы великого Московского княжества, центра торговли и ремесел. Позднее она стала столицей единого Русского государства. Даже в сложные для себя исторические периоды, потеряв статус столицы, Первопрестольная находилась в постоянном развитии и в 1918 году снова стала обладательницей этого гордого титула, на сей раз уже в РСФСР, а затем и в СССР. В нашем городе совершенствовали транспортную инфраструктуру, промышленность, образовательную сферу, строили научно-исследовательские институты, возводили невероятной красоты здания. В 1957 и 1985 годах Москва приняла Всемирные фестивали молодежи и студентов, а в 1980-м – Олимпийские игры. Восстанавливались храмы, соборы, архитектурные памятники. Менялся облик города. Чего стоит один только Московский государственный университет, построенный в 1755 году, самый старейший университет в России!В каком еще городе есть столько высших учебных заведений различного профиля, 400 библиотек, около 2000 школ? Какая столица может похвастать сотней театров, музеев, таким количество киностудий, выставочных центров, да просто таким количеством читающих людей? Разве этот город не заслуживает звания столицы образования и культуры? Но, скажете вы, как и каждая столица, этот город ежедневно сталкивается с трудностями, есть недостатки в политической и образовательной сферах. В какой-то момент мы можем потерять наше культурное наследие, которое оберегали веками! И, дабы этого не случилось, я, педагог, прошедший свой пока еще небольшой путь именно в этом городе, хочу привить своим ученикам уважение к нашей родной культуре, показать им целый мир достижений нашей столицы. Я счастлива, что работа моих коллег объединена одной общей и благородной целью. Мы очень хотим, чтобы ребята знали, в каком городе они живут, гордились им и стремились приумножать его славу, культурные богатства и красоту. Нам хочется, чтобы для наших детей словосочетание «культурная жизнь» ассоциировалось не с клубами и фильмами для широкой, но не глубокой публики, чтобы наши ученики стали действительно образованными людьми, людьми высокой культуры. Ведь очень важно не потерять целое поколение ребят, помочь им стать читающими, интересующимися, воспитанными людьми, пополнить плеяду настоящих ученых и педагогов. Я думаю, что нашу Москву, такую яркую, красивую, с такой историей, делаем именно мы с вами, да, пожалуй, каждый из нас. Кто-то, воспитывая детей в школах, кто-то, спасая жизни в больницах после страшных трагедий, а кто-то, выполняя самостоятельно школьные задания, да-да, сам, на совесть, прокладывая себе тем самым путь в счастливое будущее. Для своего города я хочу видеть оптимистический сценарий, в котором школы, университеты, театры, музеи – локомотивы инновационного развития. Я хочу, чтобы культура и образование в нашей столице были интересны прежде всего молодому поколению, ведь будущее нашей Москвы именно за ним, не так ли?Юлия ТРУТНЕВА, учитель начальных классов школы №1454 «Центр образования Тимирязевский»:Главную роль в развитии человека играет его семья. Москва для каждого москвича своего рода родитель, который и образовывает, и воспитывает, и развивает, родитель, готовый отдать все, что у него есть, чтобы его дети развивались как культурно, так и духовно. Со времен Ивана Калиты Москва – центр светской и духовной культуры, а в нынешнее время она имеет статус крупного мирового культурного и образовательного центра не только России, но и мира.Я родилась в Москве, здесь окончила среднюю общеобразовательную и музыкальную школы, с детства стремилась поступить в престижный московский вуз, потому что всегда знала, что в Москве можно получить качественное образование, ведь со времен Михаила Васильевича Ломоносова тянулись в наш город будущие художники, ученые, писатели и даже нобелевские лауреаты. В нынешнее время ярким свидетельством, подтверждающим факт того, что московские вузы по праву считаются одними из сильнейших вузов мира, стали тысячи иногородних и иностранных абитуриентов, ежегодно приезжающих в Москву для поступления в столичные высшие учебные заведения, некоторые из них, например МГУ имени М.В.Ломоносова и МИФИ, входят в мировой рейтинг высших учебных заведений.Окончив МГОПУ имени Шолохова, я работаю учителем начальных классов в одной из лучших школ Москвы и горда тем, что имею возможность передавать свои знания московским школьникам, чтобы в будущем они смогли выбрать достойную дорогу в жизни, добиться успеха и принести пользу своему городу. Традиции, которые заложила в меня моя московская школа, я продолжаю развивать в своих учениках. Мы часто посещаем выставки, музеи, библиотеки, театры, которыми издавна славится Москва. Это позволяет ребятам расширять свой кругозор, обогащать свой внутренний духовный мир. Сердцем России давно уже стали Москва и Кремль, и, по моему убеждению, невозможно воспитывать подрастающее поколение, не прививая любовь к истории нашего города и страны, поэтому мы с моими учениками не раз посещали соборы Московского Кремля, Оружейную палату, Исторический музей и просто гуляли по Красной площади и Александровскому саду, чтобы рассмотреть поразительные контрасты нашего города – умение сочетать в себе современность и величественную старину.Развивая и воспитывая своих учеников, я и сама постоянно работаю над повышением уровня своего самообразования, благо в Москве созданы для это все условия: академии последипломного образования, научные центры и, конечно же, богатейшие источники знаний – библиотеки. Кроме того, Москва обладает потрясающим количеством памятников истории и культуры, а некоторые входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Я никогда не забуду свои первые детские впечатления после посещения спектакля «Щелкунчик» в Большом театре! Я и по сей день люблю смотреть балеты и драматические спектакли, а с моими воспитанниками мы часто посещаем детский музыкальный театр имени Н.И.Сац, ведь каждый спектакль – это настоящий праздник, источник вдохновения! Я горжусь тем, что мне посчастливилось родиться, учиться и жить в Москве – центре культуры, образования, мысли, прогресса! Для меня, моих учеников и жителей Москвы открыто очень много возможностей не останавливаться на достигнутом, а постоянно развивать свой духовный, культурный и образовательный уровень, ведь в Москве тысячи мест, которые хранят в себе ее историю, культуру, величие, и поэтому она по праву считается столицей образования и культуры.Светлана РАКИТИНА, воспитатель детского сада №473:Я педагог дошкольного образования. Скоро мои воспитанники пойдут в первый класс. Они уже «большие» и часто просят меня рассказать, какими они были «маленькими», как росли. Тогда появляются разные истории и даже сказки.«Когда ты родился на свет, сразу все вокруг тебя пришло в движение.- Что тебе подарить? – подумало солнце и подарило свет и тепло.- Каковы мои подарки? – задумалась земля и подарила щедрость.- А что я смогу подарить тебе? – забеспокоилась Москва и принесла в дар малышу «город чудный, город древний» с его безграничными возможностями в настоящем и устремленностью в будущее. – Я дарю тебе свои улицы, площади. Люби их. Я дарю тебе свою историю, культуру, традиции. Уважай их. Я открываю тебе дорогу в мир науки, распахнув двери лучших вузов. И тебе предстоит долгий и увлекательный путь, ступенька за ступенькой к вершинам науки и культуры. Кем бы ты хотел стать?» Сегодня для моих воспитанников Москва – это детский сад, маленький кукольный театр на соседней улице, прогулки с родителями во дворе и в парке, кинотеатр и здание цирка на Цветном бульваре. Но их завтра начинается уже сегодня, «мобильный, образованный, благоустроенный, комфортный, здоровый, открытый» город талантливых педагогов сам становится школой, которая научит учиться, черпать знания из всего, что нас окружает. Музеи, театры, парки, улицы Москвы, умная и добрая реклама – все это объекты пытливого исследования, инструменты развития мыслей и чувств.Растут мои воспитанники, развивается столичное образование. С одной стороны, оно молодое и задорное, а с другой – зримо дышат столетия в Китай-городе, где располагалась Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение России, с которым связаны имена многих выдающихся деятелей русской культуры и просвещения XVII-XVIII веков, в том числе Михаила Васильевича Ломоносова. Говорю о Москве с родителями моих воспитанников. Вспоминаю встречи у памятника Пушкину, Никитских ворот, у Чистых прудов и на Гоголевском бульваре, звуки музыки в Концертном зале имени П.И.Чайковского, открытие занавеса во МХАТе и полет балерины на знаменитой сцене Большого театра. Везде и всюду люди читают: на остановке, в метро, в автобусе и троллейбусе, в парке, по дороге на работу – читают, читают зимой, весной, летом и осенью. Традиционные бумажные и электронные книги в руках – примета города.Растут дети, меняется Москва. Но неизменно ложатся свежие цветы на гранитную плиту с надписью: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен…» Надежда и гордость Москвы – юные граждане России, для которых она открывает путь в мир образования и культуры. А им, так же как два века назад, душевно близки слова участника Отечественной войны 1812 года Федора Глинки: Процветай же славой вечной,Город храмов и палат!Град срединный, град сердечный,Коренной России град!Наталья РОЗИНА (Русакова), педагог-психолог детского сада №1021:Москва – город индивидуальностей…Любой город приобретает свою неповторимость благодаря тем людям, которые в нем живут. Невозможно представить Москву без ее многочисленных людских потоков, без многообразия лиц с разными следами жизненных перипетий, без человеческой души город умирает, останавливается в развитии. Так, наверное, и Москва – это сосуд, и очень важно, чем он наполнен. Сейчас она представляет собой коктейль с многочисленными компонентами массовости и индивидуальностей, причем каждая личность – та изюминка, которая делает Москву неповторимой столицей. Индивидуализация проявляется во всех сферах, спрос рождает предложение – индивидуальный подход набирает обороты во всех областях жизни: средствах массовой информации, туризме, издательском бизнесе, в сфере услуг и в сфере массового потребления. При этом оптимальный баланс новизны и консервативности напрямую влияет на качество продукта, например, в туризме индивидуальный подход помогает сделать поездку неповторимой, непредсказуемой, авантюрной, разнообразной. При этом проверенные, шаблонные элементы дают гарантии качественного отдыха. Как же проявляется индивидуализация в сфере образования?Чем разнообразнее спрос на образование, тем разнообразнее предложение и выбор (порой разнообразие программ обучения вводит в замешательство родителей первоклассников). Если сравнить современное образование и образование сто лет назад, то нынешнее образование развивается в направлении толерантности и уважения к культуре и вероисповеданию каждого человека. Особенно это проявляется в Москве, ведь именно здесь представлено все многообразие культур, национальностей и религии. Это создает уникальность и неповторимость Москвы. Москва сверкает гранями, как бриллиант, манящий своим блеском образования и культуры, но эти грани заточены людьми, которые здесь жили, живут или когда-то приехали и своим кропотливым трудом огранщика создали этот блеск и цвет современного образования и культуры. Это бриллиант живой, состоящий из человеческих душ, мыслей, действий, поступков, творений. Что означает индивидуальность образования для меня? Это не только своеобразие образования (при сохранении качества и определенных стандартов), но и организация обратной связи – отдачи, чтобы знания могли быть действительно освоены и применены на пользу людям.Благодаря тому что Ломоносов когда-то пришел пешком в Москву, появился первый университет. Кто знает, сколько таких Ломоносовых живет среди нас?Для меня каждый человек имеет значение, в определении направления развития образования.Но от образования зависит, будет это односторонний канал донесения стандартных знаний или возможность раскрытия потенциала человека. Если особенности эффективного донесения информации до человека и обратная связь учитывают в образовании, оно становится пластичным. Как, смешав краски, получаешь неповторимый цвет, так и образование, учитывая индивидуальность, становится вариативным, разнообразным, инновационным, динамичным и пластичным, а индивидуальность человека расцветает, раскрывает его ресурсы и предназначение, в котором он может быть максимально эффективным.Так кто же делает Москву столицей образования? Может, и я тоже? Развиваясь, повышая свой профессиональный уровень, проявляя свою индивидуальность в консультировании и психотерапии, опираясь на багаж уже сформулированных и оформленных знаний в психологии, помогаю семьям справиться с кризисной ситуацией рождения ребенка-инвалида. Несмотря на свою особенность человека с ограниченными возможностями здоровья, я демонстрирую свою безграничность и жажду жизни. Я Педагог. Педагог Москвы.Татьяна ТЯПКИНА, учитель русского языка и литературы специальной (коррекционной) школы-интерната II вида №52: Москва – огромный мегаполис, столица крупнейшего в мире государства, но вот стала ли она при этом городом-столицей образования и культуры? Ответ на этот вопрос я лично для себя сформулировала так. Москва – столица образования? Да! Москва – столица культуры? Нет! Поясню свою точку зрения. Будучи главным городом нашей страны, Москва имеет гораздо больше возможностей для реализации образовательной и культурно-просветительской функции, нежели любой другой город России. Однако если с образовательной стороной все более или менее понятно и достойно (и оснащенность образовательных учреждений лучше, и качество образования, если верить статистике, и поддержка правительства), то вот с культурой дело обстоит гораздо печальнее. Хотя, опять же, с какой стороны посмотреть. Если рассматривать только наличие (и количество) объектов культурного наследия: музеев, театров, выставок, памятников архитектуры, – то Москва и здесь может заткнуть за пояс любой другой город. Но разве можно в вопросах культуры все мерять количеством памятников? Конечно, нет. Ведь что такое культура? Это понятие включает в себя и культуру поведения, и культуру отношений, и духовность. Стоит просто пройтись по улицам, чтобы понять, насколько всего этого недостает нашему городу. Современная Москва больше походит на… джунгли, в которых действуют соответствующие законы. Законы джунглей предусматривают соревнование, борьбу. Культура же – это прежде всего созидание, возделывание, на что нам сейчас просто не хватает времени. Пока город еще живет воспоминаниями о былом величии. Но, наблюдая, как разрушаются памятники архитектуры даже в центре столицы, понимаешь, что недолго нам остается гордиться своими достопримечательностями. Конечно, вы можете возразить, мол, и сегодня у нас проходят выставки, фестивали, музеи устраивают дни открытых дверей, театры ставят новые спектакли. Знаю. Знаю и то, что на эти выставки выстраиваются километровые очереди, и билеты распродаются как горячие пирожки, и театры полны, ложи блещут… Однако, боюсь, это происходит не благодаря развитию города, а вопреки ему. Развитие Москвы связано с развитием образования, повышением уровня жизни, ростом благосостояния. Все эти «развития» настолько захватили умы, что духовная составляющая просто не находит себе места, а без нее люди задыхаются. Особенно в таком мегаполисе, как Москва. Вот и выстраиваются очереди в храмы, в музеи, в театры. Но ведь не все, далеко не все найдут время и средства, чтобы посетить фестиваль или концерт.На мой взгляд, Москва могла бы стать столицей культуры, если бы вопреки, назло законам джунглей обратила внимание москвичей на свои сокровища. Чтобы Москва стала столицей культуры, нужно, чтобы культура стала доступна людям. Недавно я была в Музее наивного искусства, часть экспозиции (меняющаяся каждый месяц) этого музея находится на улице. Люди, просто гуляя по парку, могут приобщиться к прекрасному. Или, к примеру, поезд «Акварель» в метро. Разве не приятно ехать в таком? Разве поднимется рука вандала написать что-то на стене вагона? А если бы таких поездов было больше? Может, тогда и люди стали бы добрее, и культура поведения и отношений, о которой я уже упоминала, повысилась. Ведь культура (духовность) необходима. Люди нуждаются в нематериальных ценностях.Образование, будучи составляющей частью культуры, может и должно способствовать развитию последней. Будучи столицей образования, Москва, хочется верить, сможет стать и столицей культуры. А мы, как учителя, в силах этому содействовать. Иван ПОЛУЯНОВИЧ, учитель математики школы №498:Москву я сравниваю с огромной цивилизацией, со своей историей, множеством неразгаданных тайн и легенд. Никогда она не стояла на месте, со времен основания менялась и развивалась. Когда-то стихийно, когда-то постепенно. А что показатель развития? Конечно, один из аспектов – это образование! История российского образования уходит в глубину времен. В феодальной Москве привилегией образования пользовались духовенство и знать. Мальчиков обучали в княжеских, боярских домах, в монастырях. Однако уже с конца XIV – начала XV в. в Москве читали не только церковные документы, но и светские произведения, например «Слово о полку Игореве». В конце XV века Москва становится центром централизованного государства, соответственно и образование концентрируется здесь же. Оно все больше внедряется в жизнь дворянства, купечества и ремесленников. С развитием книгопечатания образованные жители Москвы знакомятся с букварем Бурцова-Протопопова, «Грамматикой» Смотрицкого. Яркие факты говорят и о том, что Москва сформировалась и как образовательный центр: в начале ХХ в. были созданы Коммерческий институт, Институт путей сообщения, а к 1912 году в Москве среди правительственных и частных учебных заведений действовали: 25 мужских и 49 женских (больше частных) гимназий; 14 реальных училищ; 3 кадетских корпуса; 6 частных коммерческих училищ; 2 частных женских коммерческих училища.В настоящее же время в Москве работают около 2000 школ, это и гимназии, и прогимназии, и центры образования, и именованные, и номерные. А сколько колледжей, вузов, и не сосчитать! Возможно ли полноценное образование только при обучении письму, счету, чтению? На мой взгляд, без воспитания, культурного развития, процесс образования личности невозможен. К.Д.Ушинский говорил: «Нельзя преувеличивать влияние школы на развитие ребенка. Школа не имеет права вторгаться в чуждую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей человека: природы и жизни». Одна из основных задач учителя не только передавать знания, но и развивать личность ученика в рамках внеурочной деятельности. Первые упоминания о формах внеурочной деятельности относятся еще к XVIII столетию. Тогда в одном из кадетских корпусов Петербурга был организован литературный кружок, тогда же начали создавать и детские парки, первый из которых был основан для внука Екатерины II, в будущем императора Александра I. Первыми внешкольными объединениями были клубные, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. После Октябрьской революции внешкольное образование наряду с дошкольным воспитанием было включено в общую систему народного просвещения. Таким образом, в XIX-XX веках Москва была столицей литературы, науки и культуры.На настоящий момент в нашем городе работают порядка 1500 школ, среди них и школа №498, где я работаю. Учу детей математике и четвертый год классный руководитель. Считаю неотъемлемой задачей своей деятельности не только дать грамотные математические знания, но и воспитать в своих подопечных ответственность, солидарность, товарищество, толерантность. Огромное количество культурных центров Москвы оказывают мне содействие. Это многочисленные театры, кинотеатры и музейно-выставочные комплексы. Как полезно и интересно сочетать внеурочную деятельность с изучаемой программой! Не раз замечал, как легко дети ориентируются в том или ином школьном разделе после посещения тематических экскурсий, мероприятий. Могу сказать, что равную Москве дочь России не сыскать! Москва была и остается культурным и образовательным центром. Ирина ДЕУЛИНА, учитель биологии гимназии №1577:Почти тысячу лет стоит на земле Москва. С умом и сердцем строили свой город первые московские жители, словно предвидели, что этой небольшой лесной крепости суждено стать центром объединения русских земель в могущественное государство, а со временем – столицей России. Уже сегодня мы можем уверенно сказать, что Москва стала политическим, экономическим и культурным сердцем страны. Она по праву считается как крупнейшим научным и учебным центром России, так и одним из самых больших научно-образовательных центров мира.Сегодня динамично меняющаяся экономическая среда мегаполиса диктует новые требования к качеству образования как к важнейшей составляющей качества жизни. Большинство школ Москвы сегодня не узнать: модернизация образования, новейшее электронное оборудование, современные лаборатории и спортивные площадки – все это делает московское образование качественным, доступным, способствует развитию интеллектуального потенциала подрастающего поколения, которое может быть конкурентоспособным на рынке труда. В настоящее время в Москве появляется все больше образовательных комплексов, которые благодаря объединению ресурсов дают возможность развития образовательных запросов любого ребенка, позволяют найти в каждом ребенке искру таланта. Теперь участники образовательного процесса с помощью управляющих советов получили возможность принимать участие в решении вопросов о том, как сделать школу более успешной и привлекательной для своих учеников, как сделать образование более качественным.Современному обществу нужны образованные творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения. Все это дает московское образование, благодаря которому город получает граждан, способных генерировать и реализовывать инновационные решения. Ведь московское образование – это доступность, качество, инновационность и максимальное включение в социокультурную среду города.Все мы знаем, что Москва – это культурный центр России, и это верно, так как столица на сегодняшний день представляет собой кладовую шедевров мировой и национальной культуры. Для москвичей и гостей столицы открыто множество театров, музеев, концертных залов, выставочных комплексов, художественных галерей. Для культурного просвещения и популяризации музеев Департамент культуры города Москвы учредил дни бесплатного посещения музеев в третье воскресенье каждого месяца и во время новогодних каникул. В московских школах очень часто организуют для школьников посещения музеев, театров, мюзиклов, выставочных комплексов, которые способствуют всестороннему развитию личности.Учитель уже сам по себе источник культуры, так как педагогическая ценность – это прежде всего диалог между культурами, обмен духовными ценностями, а не просто передача знаний, умений и навыков. В Москве воспитывают уважение к прошлому нашей страны, прививают культуру, развивают образование.Я могу назвать Москву столицей образования и культуры, потому что именно здесь находятся прекрасные детские сады, школы, колледжи и высшие учебные заведения, это, пожалуй, одно из самых главных богатств Москвы, мощный фактор притягательности нашего города и конкурентоспособности столичной экономики.Богатый опыт и традиции столичного образования позволяют нам, конечно, и обязывают нас держать самую высокую планку. В конечном счете успех зависит от каждого педагогического коллектива, каждого преподавателя и воспитателя. В наших надежных и любящих руках будущее Москвы.Юлия КОНДАКОВА, учитель английского языка лицея №1546 «Плехановец»:Думаю о Москве, и перед глазами сразу появляются картины: Арбат, Патриаршие пруды, Воробьевы горы, улочки Таганки, набережная Москвы-реки. На ум приходят разные метафоры, эпитеты, сравнения: какая она – моя Москва? Многоликая, златоглавая, шумная, юная… Старинная, но современная… Яркая, словно шкатулка… Незабываемая, расписная, волшебная…Гуляя по старинным улицам города, я будто совершаю путешествие в другую эпоху. Воображение само переносит в прошлое. Кажется, что вот-вот из-за поворота появится красочная ярмарка с веселыми песнями и плясками, затейливые скоморохи зазовут на кукольное представление, румяные девушки в нарядных сарафанах и расшитых кокошниках угостят хлебом-солью, а из маленького переулка выглянет дружелюбный трактирщик, приглашая отведать наваристых щей с хлебным квасом. И вся эта сказка существует в любимом городе благодаря причудливому соединению прекрасных памятников архитектуры, многовековых традиций с широтой души москвичей. Именно они и создают тот самый не передаваемый словами дух чего-то родного и близкого сердцу каждого, поэтому в Москве и чувствуются колорит и самобытность такой неповторимой, привлекательной и манящей культуры, соединившей навеки восток и запад, дерзость молодости и мудрость веков.Наш город помнит традиции, чтит их и уважает. 9 Мая, в День Великой Победы, идем на Красную площадь, дарим ветеранам цветы, любуемся салютом. 31 декабря, как и вся страна, слушаем речь президента и под бой курантов загадываем желания, поздравляем родных и близких с Новым годом. На Масленицу всем городом водим хороводы, едим блины и жжем чучела. На войну – с песнями, под венец – с песнями, и все всерьез, все до конца, потому что сила национальная – в наших обычаях.Москвичи сами создают памятники. Благодаря их любви появилась в городе стена Цоя на Cтаром Арбате. Мы не завидуем другим, мы все делаем сами и по высшему разряду. Фестиваль танца – пожалуйста, фестиваль моды – пожалуйста, фестиваль современной книги – и такой у нас есть! Москва – ярко светящий маяк, на который ориентируются все города нашей могучей страны. За названием города – история, судьбы, люди всей страны. Кто первым пробует все новинки? Москва. Кто первым читает новые книги? Москва. Кто знает все постановки МХАТа и кто скупил все билеты в Вахтанговский театр на новую постановку «Евгения Онегина»? Конечно, Москва!Москва по праву считается еще и образовательным центром. Ведь именно здесь был основан первый в России университет, имя которому МГУ им. М.В.Ломоносова. Лучшие ученые и светлейшие умы трудятся здесь на благо развития науки. МГУ всегда играл ключевую роль в образовательной сфере, это направляющий вектор развития российского просвещения. Каждый год он выпускает тысячи дипломированных специалистов, и каждый год еще тысячи абитуриентов рвутся сюда со всей России. Ведь Москва – это город огромных возможностей, город, обладающий поистине мощной энергетикой, и, приехав сюда однажды, хочется остаться здесь навсегда.Вот такие мысли рождаются, когда я думаю о Москве. А самое яркое впечатление, которое я слышала о нашей столице, было от итальянца. Описывая Москву, он сказал: «Я думал, что гулять веселее, чем мы, итальянцы, не может никто. После того как я побывал в Москве, я понял, что был абсолютно не прав. Только вы, возвращаясь домой в 6 утра, можете провести экскурсию по своему городу, провозглашая на всю улицу, как он красив, и с восторгом описывать каждый памятник и каждую улочку».Евгения ГЛАЗУНОВА, учитель экологии школы №377:Скажите, когда вы в последний раз смотрели на течение Москвы-реки? Нет, не пробегая мимо по дороге на работу по набережной… Я спрашиваю о тех минутах, когда ничего другого не существует. Есть только течение и ваш взгляд… Не помните? А было ли? Скорее всего не было вовсе. Мы ведь все спешим куда-то. И дождь кажется холодным, и вода в реке грязной, и небо серым. А присмотритесь, задержитесь ненадолго на берегу, отвлекитесь от суетности своей и попробуйте ощутить время! Оно потечет рекой у ваших ног, потоком машин по мостовой, проплывет над головой стайкой птиц, овеет легким ветерком. Почувствуйте этот поток, попробуйте двигаться в нем. Представьте, сколько интересного несет он в себе. Мимо поплывут обрывки чьих-то мыслей, тяжелые неповоротливые теории, легкие гипотезы мелькнут над поверхностью и медленно пойдут ко дну или разбухнут на глазах от впитавшихся в них фактов и унесутся дальше по волнам времени. А вот медленно, плавно, как огромный лайнер, проплывает опыт многих поколений. Он все впитывает и впитывает в себя новые знания и, кажется, скоро закроет собой горизонт, но нет… Поток и его несет легко, как пушинку, все в даль, в даль… Формулы, термины, звуки, научные трактаты и статьи несутся вперед, иногда сбиваясь в блоки, из которых то там, то тут образуются огромные крепкие плоты. Они то становятся для вас могучей опорой, то вновь превращаются в часть потока и тащат вас дальше по реке времени. Мы называем эти плоты образованием. Может, и правда, это слово не случайно? Ведь мы вылавливаем для себя из реки времени то, что там образовалось за многие тысячелетия.А это что? Смотрите, легкие бумажные кораблики. Вон тот из белой салфетки с какими-то записями на борту. Мелкий красивый почерк с росчерком… Блок? Есенин? Как же они часто писали на салфетках обрывки своих мыслей, а потом эти обрывки подхватывало течение, и вот они уже классика, передаваемая с трепетом из поколения в поколение. Пушкин, Толстой, Булгаков, Достоевский – их кораблики тоже здесь, только бумага чуть пожелтела, все же время делает свое дело. А вот расплылась на поверхности воды радуга красок, присмотритесь – она превращается то в «Портрет неизвестной», то в интригующие геометрические рисунки, то в иконописный лик из-под кисти Андрея Рублева. Эхом, легкой рябью проносятся мелодии от очень древних, почти забытых, до самых новых, не всеми понятых, но от этого не менее заметных. Архитектура и театр, кинематограф и выставки – все здесь, все в одном потоке. Выйдите на улицу, пройдитесь по набережным Москвы, вдохните терпкий, вяжущий воздух этого древнего города, в самом названии которого заложено слово «ва» – «вода, поток». А как вам слово «столица»? Нет ассоциации со словом «улица»? Улица ведь – это дома, которые стоят лицом к лицу по линии с двух сторон, как берега у реки. У Москвы есть свое лицо, у нее сто лиц, она «парадный», главный город. Она стоит сотни лет на берегах потока, который несет ей со всех сторон света дары. Культура, искусство, образование, информация, энергия, время, поток…Нам остается только выйти из суеты и дать потоку омыть себя дарами прошлого и унести в будущее… Выйдите из дома, прикоснитесь к знаниям!Екатерина ГОЛУБЕВА, учитель английского языка Центра образования №548 «Царицыно»:Знаете, как иногда приятно забраться с ногами в кресло и, укрывшись пледом, полистать какую-нибудь книгу, а потом сделать глоток вкусного напитка из большой белой кружки. Меня тогда посещает ощущение абсолютнейшего счастья…Был момент в моей жизни, когда я покинула Москву и уехала жить в другую страну. А потом вернулась и поняла, что потеряла веру в этот город: мне стало казаться, что все вокруг чужое, эти бесконечные пробки и рабочие будни, серые куртки и грязные ботинки, бесцельные гонки и отсутствие смысла во всем. Было сложно. Тогда я стала бродить и искать то самое, за что так люблю столицу. Те самые скверы и парки, узкие улочки и широкие проспекты, маленькие кафе и выставки… Ведь она такая разная, эта Москва. Если она сердится, то небо серое, идет промозглый дождь, а на душе тоска и грусть. Если Москва веселая, то кругом свет, солнце, улыбки людей и цветы. Ну а если разгуляется, то тут и сам пустишься в круговерть поистине русских забав, не устоишь пройтись в хороводе под Новый год, прокатиться на санях, встретить Масленицу блинами с икрой. И чучело Зимы обязательно сжечь.А еще «Москва – это большой гостеприимный дом», по словам Марины Цветаевой. С древних времен, как водится на Руси, Москва встречала гостей хлебом-солью. Здесь всегда будут рады, если человек пришел с добрыми намерениями. Поэтому со всех уголков страны, впрочем, как и со всего мира, в Москву стремятся совершенно разные люди. Миллионы этих людей каждый день торопятся на работу, спешат на свидания, едут в электричках и метро, просто гуляют по площадям и проспектам. Именно они определяют такую многоликую жизнь большого города. И все они составляют неповторимый портрет Москвы.И если тут сочетаются такие разные люди со своими суждениями, религиями и догмами, то именно они начинают определять культуру и ценности столицы. Иными словами, то, какой будет наша Москва, зависит от нас самих и от будущих поколений.В школе я каждый день, казалось бы, занимаюсь совсем другим: рассказываю ребятам о другой стране, другом языке и совсем чужой культуре. Но если задуматься, то когда ребенок учится понимать другую культуру, он начинает бережнее относиться к своей, начинает лучше понимать ее. Наверное, в этом моя главная цель как преподавателя: подготовить своих ребят к будущему и помочь им создать что-то хорошее для своего города.Мне кажется, что каждый урок и каждое мое слово – это еще один шаг к воспитанию культуры моих учеников, а если все мы жители Москвы, то именно мы влияем на наш город, участвуем в формировании московской культуры в целом.И если мне посчастливилось стать учителем именно здесь, в городе контрастов и безумных сочетаний, где купола церквей отражаются в стеклянных небоскребах, а люди часто говорят на разных языках, то не это ли главное доказательство того, что Москва – поистине сплав культур, которые как-то уживаются между собой и находят даже что-то общее? А мы, словно частички этого многообразия, каждый день меняем мир и наблюдаем за этими изменениями через витрину любимого кафе с большой белой кружкой в руке…Александр ГАЙНЕЕВ, педагог-психолог центра диагностики и консультирования «Коньково»:Можно долго перечислять все достопримечательности Москвы, как культурные, так и образовательные. По количеству музеев и храмов, вузов и школ, театров и выставок, садов и парков, архитектурных и исторических памятников наш город заметно выделяется не только среди городов России, но и других стран мира. Но только ли количество превращает Москву в столицу просвещения?Недавно в нашем центре мы проводили интеллектуальнаую игру «Дебаты» между учениками одиннадцатых классов на тему «Москва должна перестать быть столицей России». Игроки одной команды предлагали построить столицу на новом месте практически с нуля. Ведь сейчас не так важно географическое расположение: близость к торговым путям, к природным ресурсам, при современном уровне развития науки и техники управлять страной можно из любой точки России.После игры я задал себе вопрос: а возможно ли столичные культуру и образование перенести в другой город? На первый взгляд кажется, что можно, уже сейчас компьютерные и интернет-технологии позволяют посетить любой музей или библиотеку мира. Но все это не передает самого главного – атмосферы этих мест. Взять, к примеру, Государственную Третьяковскую галерею: кроме картин это еще Лаврушинский переулок и само здание Третьяковки. Это не просто исторические и архитектурные памятники, это памятники патриотизма и служения Отечеству. Третьяковы не просто коллекционеры, но и меценаты, без них, возможно, не состоялись бы многие русские художники, большинство московских музеев пропитаны историей и историями.Сегодня интернет-пространство дает возможность «присутствовать» на лекциях университетов и уроках в школах, но учебное заведение – это не только стены и парты, это прежде всего личности, стоявшие у истоков, которые сеяли здесь разумное, доброе, вечное.Московские вузы – МГУ, МВТУ, МПГУ, МГОУ – имеют вековую историю, даже здания, в которых они находятся, имеют историческую ценность – это памятники эпохи. Здесь преподавали и творили всемирно известные ученые, в этих стенах выросло несколько поколений видных научных и политических деятелей, людей искусства. Здесь были созданы такие феномены культуры, как КВН и бардовская песня, здесь зарождались научные открытия и великие изобретения. По инициативе и при содействии Московского университета возникли известные музеи: политехнический, исторический, зоологический, антропологии, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, были открыты Ботанический сад и Московский зоопарк. Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры. Москвичи с большим уважением относятся к истории своего города – возрождены старинные усадьбы Царицыно, Кузьминки, Коломенское.По известному изречению, для того чтобы создать английский газон, его надо стричь два раза в неделю на протяжении 100 лет. Так и культуру, и образование невозможно создать заново – их можно только развивать, опираясь на традиции. Прекрасно и то, что наш город не только чтит свои многовековые традиции, но и активно вбирает, внедряет в повседневную жизнь все современное, интересное, рожденное мировой культурой.Столица – самый значимый, главный город страны, но главенство и значимость определяются не только геополитическими факторами: современная столица должна стоять на пересечении путей истории и современности. Именно это положение занимает сегодня Москва, и наш город по праву может называться столицей образования и культуры, поскольку образование невозможно без культуры, культура невозможна без истории.Наталья ЛОСКУТОВА, воспитатель школы с углубленным изучением экономики №240:Мы задумывались когда-нибудь, как выбираете книгу? По отзывам и советам друзей? По красивой обложке? Вы заглядываете в содержание? Или просто доверяете полюбившемуся автору? Об одной из главных для меня книг я хочу рассказать.В детстве, листая подаренную мне в школе книгу о Москве, я увидела город удивительной энергии, яркой истории, неповторимой судьбы. С увлеченностью читала я исторические очерки о Москве, повествующие о создании Славяно-греко-латинской академии, где могли учиться люди любых сословий, в которой обучался Михаил Васильевич Ломоносов, ставший впоследствии выдающимся ученым-энциклопедистом; об открытии Московского государственного университета – одного из старейших университетов России, при содействии которого возникли известные московские музеи: политехнический, исторический, зоологический, антропологии, изящных искусств; были открыты Ботанический сад и Зоологический сад. Именно в университетах Москва растила своих химиков, биологов, инженеров, врачей.Иллюстрации книги восхищали бесценными коллекциями творений живописи П.М.Третьякова, театральными экспонатами А.А.Бахрушина, редкими книгами из частного собрания библиотеки Н.П.Румянцева. Имена этих меценатов навсегда останутся в истории не только города, но и всей страны. Передавая свои частные собрания в музеи Москвы, они дали возможность москвичам и всем жителям страны всесторонне образовываться. Тогда в Москве открывали не только университеты, музеи, но и первые школы и детские сады.Я Москву представляю как большую книгу жизни, на страницах которой каждое поколение выписывает свою историю, передавая свой опыт, уклад жизни, формируя нравственные ценности, традиции воспитания, образования. На ее живых страницах старинные усадьбы соседствуют с современными высотками, уютные парки ведут к величественным храмам, знаменитым театрам, концертным залам, галереям. В разное время авторами этой удивительной книги были великие люди России: самодержавные цари, героические полководцы, великие реформаторы, известные писатели, ученые, архитекторы и люди, воплощавшие в жизнь их идеи, – простые строители и зодчие, инженеры, рабочие, обычные люди, живущие в Москве.Но так же как быстро меняется мир, меняются и книги, и образование. На смену традиционным, бумажным, приходят книги электронные, виртуальные. Уже в моей, современной, Москве умные электронные и компьютерные классы ждут детей. Все московское образование поражает своим многообразием: многообразием форм обучения, возможностью выбрать свою траекторию для каждого ребенка; многообразием профилей учебных учреждений; многообразием организации взаимодействия с семьей; не остаются без профессионального внимания московских педагогов и дети с ограниченными возможностями здоровья. В начале XXI века образование в Москве представлено даже в виртуальном пространстве: сетью порталов, сайтами библиотек, музеев, школ. Но уникальность московского образования заключается в понимании ценности колоссального культурного наследия города. Москва воспитывает настоящего патриота, гражданина России, искренне любящего свое Отечество.Удивительно, ведь каждый день, окружая детей добром, творчеством, знаниями, умениями, я и сама продолжаю писать книгу будущих поколений москвичей, россиян. Пусть сейчас это дети, весело смеющиеся на площадках в детском саду. Но это те, на кого через несколько десятков лет нынешние взрослые будут опираться в своей старости. Это люди, которые будут управлять государством, экономикой, воспитывать будущих детей.Москва, ты удивительный мир переплетений! Каждый день, находясь здесь, открывая твою новую страницу, ты восхищаешь, ты призываешь меняться, развиваться, ты делаешь счастливыми наших детей, а значит, делаешь счастливым наше будущее!Татьяна ГАССАН, учитель русского языка и литературы НОУ школы ОАО «Образовательный центр «Газпром»:Я родилась, говоря словами пушкинского Пимена, «на грани двух столетий, на переломе двух миров».Мне посчастливилось родиться в 70-е годы XX столетия, в то время, когда Москва, строившаяся буквально по кусочкам, начала набирать невиданную силу. Сегодня она устремляется ввысь вершинами зданий делового центра Москва-Сити, уходит в глубины постоянно разветвляющейся подземки.Мое детство бережно хранит в памяти олимпийского мишку, улетающего в небо летом 1980 года, а 2014-й подарил моим ученикам уникальную возможность стать свидетелями Олимпиады в Сочи.Моя юность пришлась на беспокойные 90-е годы. Для кого-то этот период кажется разрушительным и противоречивым, для кого-то – прогрессивным, а для меня это было удивительное время, время моего студенчества…Никогда не забуду тот день, когда переступила порог Московского педагогического государственного университета! Сейчас я понимаю, что филологический факультет МПГУ – уникальный синтез образования и культуры, символ интеллигентной Москвы, но поначалу меня поразили лишь великолепие и роскошь архитектуры здания на Малой Пироговке: величественные колонны, стеклянные своды, просторный холл… Но это только первое впечатление, а самым важным событием в жизни навсегда останется знакомство с моими преподавателями – Валентином Ивановичем Коровиным, Алевтиной Дмитриевной Дейкиной, Натальей Александровной Ипполитовой, Людмилой Васильевной Занковской.Понимала ли тогда я, семнадцатилетняя девчонка, что мне выпал уникальный шанс стать ученицей настоящих корифеев отечественной науки?! Вряд ли… Я лишь с благоговейным обожанием ловила каждый взгляд и с замиранием сердца внимала каждому слову. Осознание того, что меня учили великие педагоги, пришло позже. Невольно вспоминается известное высказывание Гоголя о роли Пушкина в его судьбе: «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему». Вот и я так же: всем обязана своим педагогам.Столица дает возможность получить образование любому. И дело не только в богатейшем выборе вузов, школ, секций и домов творчества. Современная, умная, молодая – вот образ сегодняшней Москвы, города, открытого для всего нового. Москва – неиссякаемый источник для саморазвития, она пропитана духом просвещения и культуры! Театры и консерватории, художественные галереи и выставки, музеи и архитектурные ансамбли… Город словно приглашает прикоснуться к его самобытной культуре. Стоит только захотеть!Москва – центр национального гения, вмещающий в себя неисчерпаемое достояние прошлого и настоящего России. На протяжении столетий столица вбирает в себя и щедро отдает все самое прекрасное, что есть в нашем народе, становясь отражением русской ментальности. Примечательны в этом отношении строки из стихотворения Евгения Вадимова:Русская культура – это кисть Маковского,Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль -Терема и церковки, звон Кремля Московского,Музыки Чайковского сладкая печаль.Очень точное высказывание! Истоки лучших традиций надо искать в дне минувшем, поэтому так важно привить детям желание сохранять и передавать традиционную русскую культуру!Москва третьего тысячелетия… Какая она? Москва – отражение характера каждого из нас. Мы трудолюбивы – она комфортна. Мы интеллигентны – она благородна. Мы добры – она приветлива и сердечна. Мы стремимся к знаниям, учимся – она молодеет и обновляется. Москва – это мы с вами. Мы любим свой город и понимаем ответственность за его будущее, и наше поколение вносит свою лепту в преображение города. Но во все времена Москва была, есть и будет столицей образования и культуры, гордостью и любовью русского человека!
Комментарии