search
main
0

Москва – столица образования и культуры

​Наталья АНИСОВА, учитель начальных классов школы №240 с углубленным изучением экономики: Москва – столица одного из самых ярких государств. Ежедневно город-герой принимает гостей, которые любуются памятниками истории и культуры, находят здесь пристанище и место для самосовершенствования, как когда-то М.В.Ломоносов, прошедший нелегкий путь от Архангельской губернии до Москвы, чтобы реализовать свои возможности в великой столице. На протяжении столетий Москву пытались завоевать, покорить, значит, есть в столице что-то такое, чего нет в других городах. Москва – это культурная столица с огромным количеством загадок и тайн, которые так интересно находить, узнавать, постигать, расшифровывать.

Чем же так притягивает Москва? Что в ней уникального, что заставляет ее становиться центром событий, обсуждений, споров? Для москвичей и гостей столицы открыты театры, музеи, концертные залы, выставочные комплексы, художественные галереи. Прикоснитесь к удивительному наследию русской литературы – посетите любимый мною Малый театр, который порадует вас погружением в историю, демонстрацией прекрасной дикции и великолепным перевоплощением актеров в героев XVIII-XIX веков, насладитесь тайнами русской культуры, посетив Московский Кремль, архитектурный ансамбль которого живописен и гармоничен. Каждый элемент сердца столицы – символ власти, веры, силы, эпохи, воспитания и образования. Профессия учителя предполагает объединение этих понятий. Современное российское образование тесно связано с культурой, их цели – воспитание человека, его духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, гуманности, толерантности. «Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны», – утверждал Николай Чернышевский. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия разных стран и народов, из отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Образованность – основа общей культуры человека и общества, один из важных показателей социального прогресса. Моя задача сделать так, чтобы ученику было всегда интересно. Поэтому я стараюсь использовать такие приемы работы, которые помогут учащемуся оставаться самим собой, чувствовать себя личностью с уникальным внутренним пространством и индивидуальным процессом познания, позволят ему быть активным и интересным окружающим, как того требуют новые стандарты образования. Сердце, воображение и разум – вот на что мы, учителя, стремимся воздействовать, а это и есть среда, где зарождается культура. Культура сегодня должна войти в само образование, определив его структуру, логику действия учителя и стратегию организации образовательного процесса. Проводя параллели с прошлым, ведя диалог культур, учителя закладывают ту моральную и нравственную основу, которые в будущем позволят сделать из человека ценителя, знатока и творца истории и культуры своей страны. Татьяна АГАФОНОВА, учитель английского языка школы №283: Несомненно, Москва – центр исторического и культурного развития России. Москва – это архитектурные памятники, монументы и памятные места, исторические площади и проспекты, улицы и набережные, парки и скверы, бульвары и переулки. Москва – это летопись истории науки, техники, литературы, живописи, музыки, место, где культура и образование тесно переплетены друг с другом. Не зря именно здесь сосредоточились все главные институты нашей страны. Испокон веков многие молодые люди стремились в Москву, чтобы получить образование в университетах и институтах столицы. Научная мысль неустанно билась в сердце Российского государства. Москва всегда была первой во всем, она определяла стратегию развития всех городов России. Но так ли это сегодня? Большинство памятников архитектуры используют в коммерческих целях, помещения сдают в аренду под офисы и торговые центры. В городе все больше открывают кафе и магазинов, а не культурных центров. Да и в суете рабочих дней москвичи все реже посещают театры, галереи, выставки. Большую часть своего свободного времени они проводят в кинотеатрах и ресторанах, считая это культурным времяпрепровождением. Все это сказывается на уровне культуры наших горожан, особенно на молодом поколении – наших учениках. Одним из основных средств формирования культуры учащихся выступает образование. Современные компьютерные технологии и интернет-ресурсы помогают московским учителям сделать процесс обучения более качественным и интересным. Электронный дневник и сайт школы способствуют продуктивному сотрудничеству родителей, детей и учителей. Сегодня школьник выступает в роли активного участника образовательного процесса, он исследует, анализирует информацию и учится делать выводы, применять полученные знания на практике. Но вместе с тем уровень культуры многих учеников низок, у большинства не сформирована культура поведения в общественных местах и культура общения. Да и знание истории своего города отставляет желать лучшего. При вопросе: «Какие исторические места в Москве вы знаете?» многие вспоминают только Красную площадь. Все это дает пищу для размышлений нам, учителям. Как, используя новые педагогические технологии, повысить уровень культуры наших учеников? Многие учащиеся с педагогами посещают театры и музеи в каникулярное время, но этого недостаточно. Необходимо использовать ресурсы урока и внеурочное время. Я, как преподаватель английского языка, при изучении достопримечательностей Англии провожу аналогию с культурными памятниками нашей столицы. На уроках мы проводим онлайн-экскурсии по Москве, делаем творческие проекты по истории своего города. Недавно мы изучили свой район Северное Медведково, создали мультимедийный путеводитель по его достопримечательностям. В процессе проектной деятельности ребята выступали в роли авторов, дизайнеров, переводчиков – это расширяет их кругозор, повышает творческий потенциал, способствует развитию языковой культуры. Во внеурочное время мы организуем спектакли на исторические темы, игры-дискуссии по правилам поведения в обществе и нормам этикета. В совместной работе с детьми я уделяю большое внимание формированию навыков поведения на занятиях и в играх. Все это помогает моим ученикам рационально сочетать теоретические знания о нормах общей культуры человека и их практическое применение. Таким образом, идея воспитания нравственной культуры учащихся неразрывно связана с идеей усвоения ребенком культурно-исторического опыта в системе разных видов деятельности. Так как именно педагог дает детям знания, прививает культурные ценности и основы нравственности, значит, и сам учитель должен быть образцом культурного поведения и всесторонней образованности для учащихся. Только тогда можно говорить об авторитете педагога и уважении учеников. Алина АНТОНОВА, воспитатель школы №305:Если бы 10 лет назад мне сказали, что я, девчушка из удмуртской деревеньки, буду работать в столице нашей  Родины в сфере образования, я бы не поверила или по крайней мере сильно удивилась. И вот я в Москве, и это не сон…Москва окружает своей уникальной социальной средой: театры, музеи, спортивные центры, научно-исследовательские институты – все это формирует неповторимое образовательное пространство. Мне повезло: я работаю в московском детском саду.  Детский сад – неограниченная возможность для образовательной и культурной деятельности. Воспитать ребенка интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества, это сегодня понимают и дети, и родители, и педагоги.Я, как педагог, создаю стартовую площадку, ту базу, которая открывает дороги в большую жизнь. Дети с интересом слушают мои рассказы о Москве, о ее истории: кем был построен наш город, кто им управлял, как раньше называлась та или иная улица. Но больше всего мы с детьми и их родителями любим посещать музеи, где своими глазами дети могут увидеть наряды царей, предметы их обихода, пушки, отлитые несколько столетий назад, и многое другое.  Мои воспитанники с восхищением и не без гордости слушают рассказы о памятниках ЮНЕСКО, которые расположены в нашем городе, об архитектурных памятниках, музеях и выставочных залах, о театральной жизни, о жизни, которая не прекращается в столице ни на минуту. Закрепляя полученные знания, дети увлеченно создают и оформляют мини-музеи в группе, реализуют детско-родительские проекты как  участники. Я обобщаю и систематизирую этот опыт и представляю его в виде презентаций педагогическому и родительскому сообществу.Именно в Москве легче всего познакомиться с поэтом или художником как из глубинки, так и с человеком с мировым именем, побывать на их выставках, что мы и реализуем совместно с родителями. Наш проект «Природа всегда нова…» посвящен 180-летию И.И. Шишкина; есть у нас музыкально-литературный досуг «Народные посиделки». Мои дети стали победителями Всероссийского конкурса чтецов в номинациях «Защитники Отечества», «Золотая Русь».Рассказывая об истории и культуре Москвы, осознаешь, что этот рассказ не имеет конца, потому что бесконечен процесс развития культуры города, системы образования, которая считается одной из лучших в мире. Для того чтобы продолжать этот рассказ день ото дня, необходимо самой вариться в этом котле, быть в гуще событий. Жизнь в столице культуры и образования в любом случае предполагает живое в ней участие. Сейчас я с уверенностью могу сказать, что воспитание подрастающего поколения стало делом всей моей жизни. Я просыпаюсь с мыслями о своей работе, засыпаю с ними; иногда даже просыпаюсь ночью, чтобы записать очередную идею, находку или новый проект.Екатерина АРТЕМОВА, воспитатель школы №283:Я слышу – Москва! Я вижу город с многовековой историей, богатым культурным наследием, сохранивший свою самобытность, неповторимую красоту и традиции прошлого, с уникальными памятниками архитектуры, в которых находят свое отражение события разных эпох и поколений, бесконечными парками, скверами, музеями, театрами, библиотеками. Я вижу талантливых людей, которые жили и творили в этом городе, людей самых разных профессий, которые живут в нем сегодня, своими делами продолжая вписывать собственные имена в страницы истории. Они создают, а во многом и определяют культурный облик нашей столицы, особым смыслом наполняя свою профессиональную деятельность. Я вижу вдохновенных педагогов, своей любовью и талантом зажигающих сердца будущих архитекторов, писателей, математиков, художников, ученых, способных рассмотреть в ребенке искорки зарождающегося детского творчества, помочь развить в нем новые качества личности. Педагоги сегодня – культурный, образовательный, духовно-нравственный потенциал Москвы. От них во многом зависят возникающие у детей ценностно-смысловые ориентиры. Быть педагогом – значит: …быть музыкантом, затрагивая струны детских сердец, …быть садовником, окружая теплом первые ростки доброты и отзывчивости, раскрывая лепестки способностей, творчества, индивидуальности, успешности и уверенности, …быть архитектором детской души, закладывая основы здорового образа жизни, …быть астрономом, заметив в каждом ребенке новую звездочку, …быть писателем, каждый день открывая вместе с детьми новую главу удивительных и ярких событий. Быть педагогом – значит в сиянии тысяч детских глаз найти призвание свое! Профессия педагога – это не только призвание души и веление сердца, во многом это ответственность за будущее поколение нашей страны, поиск истины в существующих вопросах, какой путь оно выберет, каким станет? Москва по праву может гордо носить звание культурного и образовательного центра страны. Образ Москвы – это мы сами. Мы – часть истории и культуры.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте