Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Москва скорбит

УГ - Москва, №10 от 10 марта 2015. Читать номер
Автор:

Ушел из жизни народный учитель СССР Владимир Абрамович КАРАКОВСКИЙ Великий педагог современности, автор гуманистической теории воспитания детей, он создал школу, ставшую для многих поколений истинным ориентиром в определении жизненного пути.Маршрут 825-й, проложенный им, предполагает, что главный инструмент воспитания – коллектив школы, представляющий содружество детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.60 лет жизни Владимир Абрамович посвятил школе, уделяя особое внимание как воспитанию, образованию, так и становлению личности молодого человека.Он обладал даром открывать в людях лучшее, он создавал гармоническую систему мировосприятия.Он был Эпохой, ее Светочем, ее Гордостью!Владимир Караковский говорил: «Давайте жить по законам порядочных людей…»

​Когда многие годы… любишь и уважаешь человека, очень трудно говорить ему: «Прощай!»

При директоре московской школы №825 Владимире Караковском учебный день начинался с общего круга и песен. Когда дети и педагоги чувствуют плечо друг друга, когда их голоса сливаются воедино, тогда, как считал Владимир Абрамович, и начинается таинство процесса воспитания, которое потом продолжается на уроках и вообще в школьной жизни.

В последние годы жизни Владимир Абрамович любил приезжать в школу и сидеть в кресле недалеко от входа. Здоровье не позволяло уже быть директором – в 2011 году он передал свое детище в надежные руки своего ученика, ставшего доктором наук и специалистом в области воспитания, но сам не ушел из школы, был заместителем директора по науке, и время, когда он снова видел детские лица, видимо, было для него существенной подпиткой, дающей жизненные силы.

Владимир Караковский был первым и единственным председателем Всесоюзного совета по народному образованию – это доверие ему, лауреату премии ВЛКСМ (данной за большие заслуги в педагогической деятельности, значительные достижения по развитию инициативы, самодеятельности, творчества пионеров и школьников), коллеги-педагоги оказали на Всесоюзном съезде работников образования, состоявшемся в 1988 году. В то время Владимир Абрамович уже был известен стране как педагог-новатор, один из авторов педагогики сотрудничества. В следующем году он защитит докторскую диссертацию на тему «Воспитательная система школы как объект педагогического управления», еще через год станет членом-корреспондентом Российской академии образования, затем народным учителем СССР, лауреатом Премии Президента РФ в области образования.

Он был велик не только своими многочисленными трудами, своей практической работой, которую начал еще давным-давно в родном Челябинске, но и воспитанием педагогов – выпускники школы, обучавшиеся в педагогических классах, поступали в Московский педагогический государственный университет и возвращались на работу в родную школу. Владимир Караковский за многие годы стал основателем педагогической династии в 825-й школе. Его молодые учителя не были его сыновьями и внуками в буквальном смысле этого слова, но они были его идейными наследниками, соратниками, продолжателями великого дела даже тогда, когда в стране вдруг решили, что школа не должна заниматься воспитательной работой. В 825-й ею занимались и обучали не только детей, но и учителей из Москвы, регионов России и даже из-за рубежа. Эта школа завоевала право учить других потому, что ее директор Караковский был образцом честности, порядочности, смелости и самое главное – интеллигентности. Несколько лет назад Владимир Абрамович так сказал в интервью «Учительской газете-Москва»: «Какой бы жизнь ни была вокруг, давайте в нашем общем доме жить по законам порядочных людей. Давайте жить так, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо!» Как было бы хорошо, чтобы этот завет педагоги (и не только педагоги) помнили и сверяли свою жизнь с этими словами, оставленными нам в наследство Великим педагогом.

Кредо Владимира Караковского:

«Главная цель воспитания – счастливый человек!»

«Воспитывают слова, дела и отношения. Слова могут быть верными и неверными, дела могут быть удачными и неудачными. Но если отношения правильные, они компенсируют, поправят и неточное слово, и неполучившееся дело. Отношения, по моему убеждению, более всего влияют на воспитание, на образ жизни коллектива».

«От события до события меня воспитывали и воспитывают мои ученики».

«Воспитание не может осуществляться стихийно, беспорядочно, нужна четкая и ясная воспитательная программа. Раньше она была единой для всей страны и всех школ. Теперь положение принципиально изменилось: сегодня каждая школа имеет право на свой путь развития и выбор типа учебного заведения. А их, этих типов, великое множество: государственные и частные, гуманитарные и математические, экологические и художественные, военные и спортивные, языковые и специализированные школы, гимназии и лицеи. В этих условиях напрасно рассчитывать на универсальную программу воспитания; каждая современная школа и школа ближайшего будущего должна разрабатывать свою авторскую воспитательную программу».

«Педагогическая культура – часть общей культуры человечества и отдельной личности. Она способна проникать во все сферы общественной жизни, где есть передача знаний, опыта, традиций – всех тех богатств, которые выработало человечество».

(Владимир КАРАКОВСКИЙ. Из опубликованного в «УГ-Москва» в разные годы.)


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту