search
main
0

Москва. Школа. 2028 год

Победители конкурса эссе имени Виктории Молодцовой в рамках конкурса «Учитель года Москвы»-2018.

Как было бы здорово получить письмо из будущего, автор которого – я сама! Закрываю глаза и представляю…Москва. Новые Черемушки. Моя школа.Здравствуй, дорогая Даша! Пишу тебе из далекого 2028 года! Помнишь, ты услышала интервью со Стивом Джобсом, в котором он сказал: «Когда вы смотрите на мир, будучи ребенком, вам кажется, что все вещи в мире существовали всегда. Для вас нет никакой разницы между деревьями и самолетами. И те, и другие просто есть, и вы не думаете о том, когда и как они появились в мире. Но затем вы становитесь старше и вдруг понимаете, сколько вещей вокруг сделаны руками человека. И многие из них созданы не так уж давно. Вы вдруг осознаете: мир не статичен. Он был изменен людьми. А поскольку вы сами – человек, то внезапно приходит осознание того, что и вы тоже можете его изменить. Я очень хорошо помню именно этот момент своей жизни».Каков же вывод? Мы можем влиять на глобальные изменения вокруг нас, мы можем менять мир, и это придает нам силы и уверенности в завтрашнем дне! Значит, какой станет московская школа в 2028 году, зависело от нас, московских педагогов! Предсказание: «Все, что может быть цифровым, будет им», – в течение 20 лет стало реальностью и говорит об инверсии отношений между физическим и виртуальным миром! Ты думаешь, что в 2028 году виртуальный мир воспринимается как реальный, а физический как отжившая иллюзия?! Этого нельзя было допустить, и этого не случилось! Потому что школа выполняет ключевую посредническую функцию – обучает детей грамотным действиям и способности критически относиться к использованию IT-технологий, то есть учит пользоваться благами цивилизации и при этом безопасно жить в цифровом мире.Мы понимали свою ответственность за наше будущее! Когда спросят: «А что тебе, молодому педагогу, под силу?» – я не сомневаюсь, что ты ответишь: «Создание интересных программ и сценариев уроков для наших современных эрудитов, которые на «ты» с цифровыми технологиями! Именно этим я с удовольствием и занимаюсь сейчас!»Мир поглотила третья тоффлеровская волна! Безусловно, цифровая грамотность не самоцель, это мощная основа для развития общества. Тот, кто выступает за или против, принимает решения, касающиеся будущего. Такое развитие можно сравнить со стремительно несущимся поездом. Кто попытается этот поезд остановить, скорее всего, будет им же и повержен.Скептики могут тебя упрекнуть: а как же духовность, если ВСЁ заменили цифровые технологии?! Твой ответ прост: «В вопросе скептиков есть лишнее слово – ВСЁ! Одно другому не мешает, достаточно прочесть выдержку из размышлений моей ученицы-восьмиклассницы, которая сегодня блестяще владеет самыми современными гаджетами, с огромным удовольствием работает на уроках, выполняя сложные учебные задачи, является победителем регионального чемпионата JuniorSkills «Молодые профессионалы Москвы»-2017, но главной жизненной целью считает реализацию своих способностей для служения высокой цели: «Школьные годы – самое подходящее время для поиска своего предназначения, позволяющего максимально самореализоваться. Главное – не упустить это драгоценное время и не позволить ему стать временем упущенных возможностей». Наше будущее – это наши дети, современное сетевое поколение Z. Но, согласно теории поколений, ему на смену грядет поколение Альфа, талантливые и самостоятельные ребята, стремящиеся достичь высочайших вершин и ставящие перед собой, казалось бы, самые недостижимые цели.Именно такие дети пришли в школу через 10 лет, в 2028 году. Мы вместе с новым поколением стремимся создавать новое, интересное, то, что наполняет нашу жизнь смыслом, а душу любовью, мы создаем счастливый завтрашний день, потому что, как говорил Стив Джобс, «лучше взять и изобрести завтрашний день, чем переживать о том, что вчерашний был так себе».Дорогая Даша, помни: наше будущее в наших руках!Дарья АНДРОННИКОВА, учитель географии «Газпром-Школа»Для того чтобы понимать, какой будет школа в 2028 году, необходимо представить себе хоть немного, как будет выглядеть мир, в котором мы будем находиться к этому времени. На мой взгляд, наиболее точно и емко охарактеризовал эти тенденции Павел Лукша, профессор практики центра развития образования Школы управления «Сколково» – мир «опаньки» (https://takiedela.ru/2017/09/khoroshiy-chelovek-stanet-professiey/). Если кратко, каждый из нас будет ежедневно сталкиваться с большим количеством как технологических, так и социально-политических изменений, и ключевой компетенцией будущего станет быстрая адаптация к любым условиям. Лучше всего в этих условиях чувствуют себя люди, которые способны быстро принимать решения, формировать вокруг себя сообщество единомышленников (быть лидером) или грамотно реагировать на призывы таких лидеров. И именно таких выпускников должна готовить современная школа.Если присмотреться, мы уже живем в мире «опаньки», и совершенно очевидно, что школа в традиционной форме не справляется с подобными вызовами и уже сейчас претерпевает изменения. Мы видим, как дополнительное образование отвоевывает у «традиционной» школы все большее количество временных и интеллектуальных ресурсов школьника. Как учитель, я часто слышу среди старшеклассников и их родителей мнение о том, что «традиционная» школа только мешает эффективному усвоению материала, в частности, при подготовке к итоговой аттестации, отнимая большое количество времени просто в силу устаревания самой формы обучения, даже если там работают гениальные преподаватели. Поэтому есть основания предполагать, что школа в нынешнем виде просто перестанет существовать. Действительно, самой школе очень трудно быстро, да еще и не прерывая текущий образовательный процесс, расшириться настолько, чтобы охватывать все сферы современных потребностей образования. Что же будет вместо нее?По моему мнению, на ее место в каждую как минимум московскую семью придет система «распределенного образования» – это ситуация, в которой каждый ученик обучается одновременно в нескольких образовательных организациях, часть из которых обязательно предполагает очное посещение. Это художественные, спортивные школы, а также «образовательное крыло» при организациях вроде музеев или усадеб. Увеличится количество образовательных «интенсивов» – летних школ, проектных смен типа «Сириуса». Естественным образом в рамках новых организаций возникнут новые предметы: думаю, что в силу информатизации и, как следствие, все большей интровертности общества, самыми актуальными станут курсы и тренинги, позволяющие повысить уровень душевного комфорта и здоровья.Безусловно, частично будет происходить перевод образовательной деятельности в дистанционный формат. В наши дни нет нужды в том, чтобы освоение правил русского языка или формул сокращенного умножения происходило обязательно при очном присутствии преподавателя, поскольку с помощью образовательных систем типа Moodle можно организовать онлайн-взаимодействие между участниками процесса обучения, в том числе привлекая участников из других городов или даже из других стран, если это окажется актуальным для содержания курса. Однако очный формат взаимодействия все равно останется во всех дисциплинах, особенно естественно-научных, чтобы иметь возможность работы с реальными объектами.Выпускной экзамен также просто обязан стать другим: «знаниевая» парадигма государственной итоговой аттестации все же не вполне отвечает задачам современного образования, хотя и решает множество вопросов правового характера. К 2028 году традиционный итоговый экзамен будет дополнен «кейсовой» составляющей, где экзаменуемому предложат описать свои действия в реальной ситуации. Ростки этой тенденции мы можем видеть уже сейчас: это пока еще «молодые» предпрофессиональные экзамены проектов «Медицинский класс», «Инженерный класс» и состязания класса WorldSkills. Хочется надеяться, что этот тренд сохранится и укрепится за счет своей востребованности в нашей стране.Андрей ДУБРОВСКИЙ, учитель химии школы №1535Меня зовут Василий, я ученик седьмого класса московской школы. На дворе 15 декабря 2028 года, и на уроке литературы нам дали необычное задание – написать письмо в прошлое, рассказать о нынешней школьной жизни.Я иду в школу с улыбкой, ведь первое, что меня ждет, – это 15 минут физической разминки. Вместе со своими друзьями, надев шлемы виртуальной реальности и взяв в руки беспроводные контроллеры, мы окунемся в увлекательный мир виртуальных игр и посоревнуемся друг с другом. Азарта добавляет возможность получить бонусные баллы, которые можно потратить, но об этом немного позже. Потом начнутся уроки. Еще в начале года мое расписание составлено так, чтобы я мог каждый учебный день начинать с урока математики. Учитывая мои психофизические особенности, с утра я иду изучать технические дисциплины, потом на урок физкультуры, а после обеда – на гуманитарные уроки. Порой учителям сложно справиться со мной, да и мне самому с собой справиться непросто, ведь я гиперактивен. Тогда наш психолог приглашает меня в игровую комнату, где тьютор помогает мне снять напряжение при помощи активных игр.Сегодня я немного нервничаю, ведь завтра у нас «математический бой» с одной из лучших школ Лондона, так как 2028 год – это Год английской культуры и образования в России. Как же здорово иметь возможность выходить в виртуальную реальность! За бонусные баллы, о которых я уже говорил, можно стать гидом и провести экскурсию для английских ребят по нашей школе, ведь нам есть что показать: просторные классы, насыщенные высокотехнологичным оборудованием, бассейн с морской водой, тренажерный зал… Особенно я горжусь нашей круглогодичной оранжереей. Тут у каждого ученика есть растение, за которым он ухаживает. Свой фикус я, как и положено, принес еще 1 сентября в первом классе и посадил вместе со своей бабушкой. Наша оранжерея дает не только возможность переключиться и отдохнуть от работы в виртуальной реальности, но также используется нашими юными биологами.Кстати о «математическом бое»: в этот раз мы будем соревноваться с командой восьмых-девятых классов лондонской школы. Ведь на предыдущих «боях» против ровесников мы выигрывали с огромным отрывом.А еще у нас много кружков, в том числе и по истории, на котором я узнал, что раньше в школах не было так безопасно, как сейчас: в школу могли проникнуть посторонние. Даже удивительно, как такое раньше было возможно. Сейчас, когда при входе установлены автоматические двери и система распознавания лиц, проникновение посторонних просто невозможно.Учиться мне нравится, да и зиму я люблю, но все равно с нетерпением жду лета. Ведь я поеду в школьный лагерь «Выбери свое будущее». Мне нравятся разные предметы: математика, биология, география, физкультура. Уверен, что в лагере, погрузившись в проектную деятельность, смогу выбрать будущую профессию. Сейчас я загружу это задание – и у мамы на планшете загорится зеленая лампочка, которая просигналит ей о том, что я все сделал и мне можно бежать на улицу играть в футбол. Пока я писал, невольно задумался о прошлом и посочувствовал своим сверстникам, которые учились раньше. Ведь у них не было ничего из того, к чему я привык и что мне уже кажется нормой. Как же у них получалось хорошо учиться и достигать высоких результатов? Это же кажется невозможным! Но, глядя на своих учителей, я понимаю, что все возможно. Мои учителя такие умные, задорные, спортивные и веселые. За счет чего же у них получалось достигать таких результатов? Нужно задать эти вопросы роботу-энциклопедисту в электронной библиотеке нашей школы. Но на сегодня хватит роботов и гаджетов, пора к друзьям, ведь живое общение и активные игры на свежем воздухе ничто не заменит. Михаил ПОПОВ, учитель математики школы № 597

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте