search
main
0

Москва – Минск: новые грани сотрудничества

В феврале 2014 года в рамках проведения XII международной выставки «Образование и карьера» в КДЦ «Дом Москвы» прошел международный круглый стол «Профессиональное образование молодежи. Инновации. Проблемы. Перспективы».

Тогда в Минской городской ратуше были подписаны 6 договоров о сотрудничестве между московскими и минскими учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования (Минский городской учебно-методический центр профессионального образования – Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования Москвы; Минский государственный профессионально-технический колледж швейного производства – московский технологический колледж №24; Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии – московский колледж сферы услуг №32; минский государственный профессиональный лицей №12 строительства – московский строительный техникум №30; профессиональный лицей №2 легкой промышленности – московский технологический колледж №21; Минский городской институт развития образования – Московский институт развития образования).В 2015 году делегация Минского городского комитета по образованию во главе с председателем Михаилом Мирончиком, в которую входили преподаватели учреждений профессионального образования, с ответным визитом посетила Москву. Члены делегации побывали в 5 профессиональных колледжах Москвы и Московском городском педагогическом университете, приняли участие в круглом столе, посвященном перспективам развития образовательной среды.В Департаменте образования состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие первый заместитель руководителя Департамента Москвы Михаил Тихонов, председатель Минского городского комитета по образованию Михаил Мирончик, заведующая сектором профессионально-технического и среднего профессионального образования Комитета по образованию Мингорисполкома Елена Черных, директор минского государственного профессионального лицея машиностроения №3 Александр Болбас. Михаил ТИХОНОВ, первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы: – Несколько дней в Москве работала большая делегация наших коллег из Минска, преимущественно это представители среднего профессионального образования. Тот, кто внимательно следит за международной деятельностью Департамента образования Москвы, не может не знать, что как с никакой другой из стран ближнего зарубежья с Белоруссией, с ее столицей у московского образования наиболее тесные связи. Примерно год назад Минск посетила точно такая же представительная делегация московских работников среднего профессионального образования. Мы традиционно ездим друг к другу на мероприятия календарного плана Департамента образования Москвы и Комитета по образованию Минска. Нынешняя встреча – логичная ступень и логичный этап нашего дальнейшего сотрудничества. Нам интересно узнать, как живет и работает система образования Минска, о тех впечатлениях, которые наши коллеги получили во время пребывания в Москве. Москва готова поучиться у Минска, Минск готов поучиться у Москвы. Если не говорить о собственно преподаваемых предметах – каждое предметное поле имеет свою особенность, то я бы назвал такой общий момент для двух систем профобразования – редкий московский колледж может похвастаться тем, что у него внебюджет составляет 40 процентов бюджетного финансирования, так что нашим колледжам есть чему поучиться у минских коллег, а минские коллеги могут позаимствовать наш опыт по созданию образовательных комплексов. Крупным комплексом может управлять только квалифицированная управленческая команда, формирование такой управленческой команды, разумеется, при лидерстве руководителя – это на самом деле очень сложная задача, которой сейчас мы занимаемся в Москве. В наших планах – совместная работа по подготовке к празднованию 70-летия Победы: мы пригласили минских кадет для участия в московском кадетском параде на Поклонной горе 6 мая 2015 года. Елена ЧЕРНЫХ, заведующая сектором профессионально-технического и среднего  профессионального образования Комитета по образованию Мингорисполкома: – Система профессионального образования Республики Беларусь отличается от московской тем, что у нас по-другому выстроена структура. У нас есть профессионально-техническое образование и среднее специальное образование. На уровне профессионально-технического образования можно получить и среднее специальное образование, то есть два таких этапа. В Минске 22 учреждения профессионально-технического и среднего специального образования: два колледжа среднего специального образования, 10 лицеев, 10 профессионально-технических колледжей. Мы рады, что у нас сохранилась такая система подготовки рабочих кадров. Приехав в Москву для обмена опытом, мы, конечно, убедились, что и в столице России она тоже сохранена, и на достаточно высоком уровне. Нам есть чему поучиться у московских коллег, есть что посмотреть, радует то, что колледжи Москвы готовят высококвалифицированных специалистов на очень хорошем оборудовании, и в этом колледжам помогает бюджет столицы. Мы тоже стараемся поддержать наши учреждения профобразования, доля денежных вложений учебного заведения при этом заметна и из бюджета Минска. Мы занимаемся популяризацией рабочих профессий. Например, в Минске проходит выставка «Город мастеров» с мастер-классами. Спектр профессий, по которым готовят в наших учреждениях профобразования, достаточно широк – начиная с обычной швеи и заканчивая специалистами по нанотехнологиям. Отмечу, что у нас очень серьезно построена работа с базовыми организациями, которые тоже помогают развивать нашу систему профессионально-технического и среднего специального образования. Они нам помогают не только с трудоустройством наших рабочих и специалистов, но также оказывают посильную спонсорскую помощь, которая выражается деньгами и оборудованием, различными другими средствами. В этом году наша система профобразования, как и московская, отмечает 75-летие, мы хотели бы на такой праздник пригласить делегацию Москвы. Нам тоже есть что показать, есть чем похвастаться. Уже подписаны некоторые договоры между нашими учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования и московскими колледжами. Поэтому мы надеемся на дальнейшее сотрудничество. Сотрудничество будет заключаться в обмене опытом между нашими однопрофильными профессиональными учреждениями и московскими колледжами в сфере гостиничного бизнеса, в сфере легкой и швейной промышленности, кулинарии. Соглашения о сотрудничестве были подписаны год назад, и теперь директора минских и московских учреждений профобразования успешно сотрудничают. Александр БОЛБАС, директор минского государственного профессионального лицея машиностроения №3:- Я представляю учебное заведение системы профессионально-технического образования Минска. Наше учреждение готовит кадры для таких гигантов, как Минский тракторный завод, Минский моторный завод, завод имени Вавилова, Минский завод колесных тягачей, и других предприятий Минска. Дело в том, что на сегодняшний день в Минске остались два учебных заведения системы профтехобразования, которые готовят кадры для машиностроения, – это лицеи №9 и №3. Что касается профессий, по которым мы готовим, то это токарь, фрезеровщик, оператор станков с программным управлением, слесарь механосборочных работ, слесарь-инструментальщик, слесарь-ремонтник, электромонтер по ремонту сложного электрооборудования, слесарь по ремонту автомобилей. Обучение мы осуществляем на базе девяти и одиннадцати классов. Наше учебное заведение занимается подготовкой и переподготовкой взрослого населения. В нашем лицее идет подготовка по профессиям «водитель троллейбуса» и «водитель трамвая». Сравнивая московскую и минскую систему, мы отмечаем некоторые особенности. Первая – мы делаем прогноз с нашими базовыми предприятиями по поводу того количества учащихся, которых нам необходимо набирать на обучение. Эти контрольные цифры затем утверждают на уровне Комитета по образованию. Вторая – мы сохранили так называемые базовые организации, которые, естественно, оказывают нам большую помощь в укреплении материально-технической базы, предоставлении оплачиваемых рабочих мест, когда учащиеся выходят на производственное обучение и на производственную практику на предприятия. Когда наши учащиеся находятся на рабочих местах, за каждым из них закрепляют наставника. Что касается заинтересованности наставника в оказании действенной помощи и предоставлении возможности для быстрой адаптации на рабочем месте, то согласно Положению мы производим оплату наставнику за это обучение наших ребят. Если говорить об обучении в учебно-производственных мастерских, то его мы проводим в течение первого года учебы ребят, и отработку всех программ мы производим на выпуске полезной продукции. В Минске в прошлом году был открыт магазин для системы профтехобразования «Профмастер», куда мы поставляем свою продукцию и ее реализуем. Мы выпускаем различного рода садоводческий инвентарь, принимаем заказы от предприятий, предпринимателей. Третья особенность – то, что 40 процентов учебного времени, которое отводится на профессиональную подготовку, идет непосредственно на обучение профессии. Престижность наших рабочих профессий как-то в последнее время упала, молодые люди хотят в основном получить профессии экономиста, бухгалтера, юриста. В связи с этим мы производим интегрирование учебных профессий, например, если взять профессию «механическая обработка металла на станках и линиях» и специальность «слесарь по ремонту автомобилей», то в процессе обучения учащийся имеет возможность получить два разных разряда, то есть то ли токаря, то ли фрезеровщика и плюс слесаря по ремонту автомобилей. Чтобы повысить популярность рабочих профессий среди молодежи, мы работаем весь учебный год, в Минске проходят такие праздники, как 9 Мая, День независимости, День города. Мы на этих праздниках выставляем свою продукцию, рекламные материалы, буклеты, на этих площадках мы проводим мастер-классы, где учащиеся школ видят, как можно выполнять тут или иную работу по той или иной профессии. Буквально две недели назад в Минске состоялась ежегодная выставка «Образование и карьера», в которой мы принимали участие. Наше учебное заведение занимается внебюджетной деятельностью. Эта деятельность у нас проходит через уроки производственного обучения, как в мастерских, так и на предприятиях. При обучении на предприятиях учащийся получает заработную плату, потому что находится на рабочем месте, 75 процентов зарплаты получает непосредственно он, а 25 процентов идет на укрепление материальной базы лицея и материальное стимулирование наших работников. Мы занимаемся платными образовательными услугами: это проведение различного рода факультативов, спортивных занятий, подготовка взрослого населения на платной основе. Михаил МИРОНЧИК, председатель Комитета по образованию Мингорисполкома:- Мы ощущаем чувство без границ в общении систем минского и московского образования: приезжая в Москву в очередной раз, мы не чувствуем, что находимся в другом государстве, напротив, чувствуем себя как дома. Те контакты и те дружеские отношения, которые налажены с Департаментом образования Москвы, очень дорогого стоят. Год назад мы встречались в Минске на конференции, посвященной проблемам профессионально-технического образования. Эта конференция в определенной степени была знаковой, так как до того мы изучали опыт москвичей в основном в области дошкольного и среднего образования, а тут решили сверить позиции по профессионально-техническому и среднему специальному образованию. В нашей конференции участвовала очень представительная делегация Департамента образования Москвы, были подписаны соглашения между различными учреждениями профобразования. С тех пор вот уже год мы работаем вместе с московскими коллегами по этой проблематике. В марте 2015 года состоялся наш ответный визит в Москву, где мы еще раз повстречались с уже знакомыми нам руководителями столичных колледжей, сверили некоторые позиции на предмет дальнейшего сотрудничества в рамках заключенного соглашения. Мы благодарны за то, что у нас есть возможность такого взаимодействия, сотрудничества двух столичных систем образования. Я очень надеюсь на то, что это сотрудничество будет многолетним, может быть, даже вековым. Дай бог, чтобы такое понимание, которое сегодня сложилось между нашими системами столичных образований, существовало многие, многие годы.Система образования Минска может быть не столь масштабна, не столь грандиозна в планах, в количестве учреждений образования. В Минске сегодня проживают 2 млн человек, в масштабах Москвы это, наверное, два округа. Вся организация образовательного процесса в наших учреждениях образования осуществляется в соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь. Сеть наших городских учреждений – это 250 учреждений общего образования, из них – 50 гимназий, два общеобразовательных лицея, есть начальные школы и комплекс «детский сад – школа», два кадетских училища и санаторная школа-интернат для детей, страдающих какими-то недугами, в частности сколиозом. Что касается системы специального образования, то у нас работают семь специальных общеобразовательных и вспомогательных школ, школ-интернатов, 12 специальных яслей и детских садов (я знаю, что в Москве такого понятия, как ясли, нет, а у нас они сохранились) в системе инклюзивного образования, хотя у нас на законодательном уровне пока это еще не закреплено – сейчас подготовлены соответствующие поправки в Кодекс образования РБ, есть 10 центров коррекционно-развивающего обучения. В нашем городе идет увеличение численности детей школьного возраста, но в прошлом учебном году у нас была самая за последние десять лет провальная ситуация в демографическом отношении: число тех выпускников, которые окончили среднюю общеобразовательную школу, было чуть больше 8 тысяч, выпускников девятых классов – чуть более 13 тысяч. Но сегодня у нас демографическая ситуация выглядит лучше: количество первоклассников стремительно растет, поэтому Минск испытывает проблему нехватки мест в детских садах, в ясельных группах. Поэтому мы идем примерно тем же путем, что и Москва – организуем группы кратковременного пребывания в дошкольных учреждениях, но все равно это пока не снимает ту напряженность, которая существует. В среднем в системе дошкольного образования заполняемость мест в ДОУ составляет более 120 процентов. Это связано с тем, что сегодня Минск очень интенсивно застраивается, подъезжая к нашей столице, можно увидеть в новых микрорайонах очень большое количество строительных подъемных кранов. В Республике Беларусь и в Минске уделяют очень большое внимание строительству жилья для многодетных семей. Но есть проблема – как всегда, возведение объектов социокультурного назначения чуть-чуть отстает от темпов возведения жилья, поэтому именно в этих микрорайонах есть нехватка мест в детских садах, но детей минских семей в возрасте трех лет мы практически обеспечиваем на 99,7%, то есть дети получают дошкольную подготовку. Что касается системы общего среднего образования, то сегодня в Минске востребованы гимназии, среди 50 гимназий у нас есть колледж – гимназия искусств. Правила приема в гимназию у нас, наверное, такие же, как и в Москве – с пятого класса после прохождения экзаменационных испытаний. Это те дети, которые приходят из других школ, хотя при большинстве наших гимназий существует начальная школа, однако это не значит, что исключительно ученики этих начальных школ потом становятся гимназистами, это далеко не так. Сегодня в системе общего среднего образования Минск, как и в целом вся Республика Беларусь, возвращается к профильному образованию. На протяжении последних лет мы пытались уйти от него, оставив гимназический компонент профильности обучения, но практика показала, что это не совсем правильно, и со следующего учебного года мы все-таки вернемся к профильному обучению на третьей ступени – в 10-11-х классах. Наши выпускники школ (76%) поступают в вузы, поэтому нас, как и наших московских коллег, беспокоит проблема вседоступности высшего образования. Конечно, у нас есть альтернатива для тех, кто не получает высшее образование, – это система профессионально-технического образования. В Минске работают 53 учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, из них 22 – коммунальной формы собственности, то есть это те учреждения, что находятся в подчинении городского Комитета по образованию (другие – республиканского или ведомственного подчинения). В этих учреждениях обучают более 13 тысяч ребят. Профилей обучения много – начиная с подготовки специалистов для легкой, швейной промышленности, и заканчивая учреждениями, которые готовят кадры машиностроительного профиля. Сегодня наш город работает над тем, чтобы возродить в системе столичного профессионально-технического образования педагогические колледжи. В начале 2000-х годов мы ушли от педагогических колледжей, их тогда в Минске было два, мы не смогли их сохранить, так как в систему образования столицы – как в дошкольные, так и в школьные учреждения – приходили исключительно педагоги с высшим образованием. В результате мы сегодня испытываем определенный дефицит кадров в системе дошкольного образования и понимаем, что возродить педагогический колледж – дело нашей чести. Наверное, только возродив педагогический колледж, мы сможем в ближайшие три-четыре года решить кадровую проблему в системе образования. Есть момент, который стал отличительным в нашей системе профессионально-технического и среднего специального образования: каждый выпускник у нас имеет право получить первое рабочее место. Это говорит о том, что есть система распределения. Но тут есть и другая сторона медали: каждый выпускник, получив это право, несет и ответственность – если он не приступил к работе, то обязан возместить бюджету все то, что потратило государство на его обучение. Мы, как бы это ни было сложно, сохранили госзаказ на подготовку кадров, до последнего пытаемся сохранить наработанную практику взаимодействия с базовыми предприятиями, или, как называют их в Москве, социальными партнерами. Сегодня наши базовые предприятия в равной степени с образовательными учреждениями несут ответственность за подготовку кадров, ибо они заинтересованы в притоке молодых кадров. Все производственные практики наши учащиеся проходят на предприятиях, практики оплачиваемы, поэтому это дает возможность и учреждениям профобразования получать средства на реализацию каких-то проектов, улучшать свою материально-техническую базу, и самим учащимся этих учреждений чувствовать себя защищенными, приходить с этой практики с зарплатой.В ведении Комитета по образованию есть теперь только институт развития образования, все вузы – их у нас в Республике Беларусь 52, более 30 в Минске – не в компетенции комитета.Чем нынче живет наша молодежь, чем живут наши ученики и учащиеся? Мы всегда старались сделать так, чтобы система воспитательной работы была на высоком уровне. В этом году мы, так же как и москвичи, готовимся отметить 70-летие Великой Победы в Великой Отечественной войне, реализуем все наши планы и мероприятия, которые направлены на подготовку. В прошлом году мы отпраздновали 70-летие освобождения Белоруссии. У нас в Минске открылся новый музей Великой Отечественной войны, и я думаю, что это очень достойное место, где можно формировать мировоззрение современного подростка, место, где сохраняют историю без искажения фактов Великой Победы. Одной из таких мощных акций, которой мы дали старт в прошлом году, стала акция «70 символов Победы», есть очень большое количество различных акций Белорусского республиканского союза молодежи, так как в нашей республике 2015 год объявлен Годом молодежи. Мы также сохранили пионерское движение, и у нас есть пионерская эстафета «70 добрых дел». Таких эстафет и акций у нас очень много. В прошлом году мы праздновали 30-летие Поста №1 – такие посты есть и в Москве, и в Минске, те дети, которые несут вахту у Вечного огня на площади Победы в Минске, участвовали в празднике 70-летия освобождения Белоруссии. Во время нашего нынешнего визита в Москву мы обсуждали наши совместные планы по подготовке к празднованию 70-летия Великой Победы, готовы рассмотреть любые предложения. Четыре года мы в преддверии Дня учителя проводим фестиваль молодежных перспектив среди педагогов, к нам приезжают молодые педагоги из многих регионов России, мы приглашаем на этот фестиваль и молодых москвичей. Очень важно, что, когда на такой слет приезжают молодые педагоги, они делятся своими инициативами. Могу сказать, что мы благодарны московским партнерам за открытость, за то, что они делятся с нами своими наработками, а в России, и прежде всего в Москве, они были всегда самыми передовыми. Меня, например, очень заинтересовал Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ, у нас в этом плане есть пробел – мы пока на законодательном уровне не смогли осознать понятие инклюзивного образования, у нас есть центры коррекционно-развивающего обучения, но это несколько другое. В центре я посмотрел особенности работы с детьми-аутистами, для меня это ново, но проблема работы с такими детьми уже существует, ко мне на прием в Минске приходили родители таких детей, поставили передо мной задачу решения этой проблемы. Я был вынужден попросить коллег из Департамента образования Москвы, чтобы мне показали наработки по этой пока мало изученной мною проблеме. В московском центре я попытался с помощью моих коллег-москвичей глубоко погрузиться в эту тематику, был восхищен тем, какие специалисты работают в этом центре и занимаются этой тяжелой работой. Я завидую Москве и понимаю, что этому нам надо учиться. Я ознакомился с системой подбора руководящих кадров в Москве. Действительно, нынешние руководители в образовании прежде всего должны быть состоявшимися менеджерами. То, что нынче переживает система образования Москвы в плане создания многопрофильных образовательных комплексов, мы только обдумываем. Когда традиционно мы имели директоров детских садов, школ, это была некоторая местечковость, а вот когда директор возглавляет целый комплекс, тут ему нужно быть до глубины души управленцем, видеть перспективу, мыслить глобально, масштабно. Мы всегда выделяем ярких, способных учеников, точно так же нам нужно научиться выделять и директоров, ведь у нас есть и аксакалы, и те, кому еще надо учиться. Хорошо, что есть молодежь, в хорошем смысле агрессивная и видящая все на перспективу, мне кажется, таким молодым управленцам, как и в Москве, нужно давать дорогу, «зеленый свет». Лет шесть-семь назад мне кто-то сказал в Лингвистическом университете, что профессия учителя в карьерном плане тупиковая. Да, если 250 школ в городе, то из 30 тысяч педагогов только 250 могут стать их руководителями, понятно, что ими должны становиться те, кто имеет масштабность и глобальность в своем видении и мышлении. Быть хорошим педагогом хорошо, управленцем – сложно. Я прекрасно понимаю директора 1-го МОК Юрия Мироненко, который уже взял более 40 зданий, я понимаю, насколько сегодня нужно быть высококвалифицированным менеджером в отрасли, в этом плане нам есть чему поучиться у Москвы. Мы пригласили московских коллег к сотрудничеству по многим направлениям и проектам, а кроме того, министра образования Москвы Исаака Калину и его коллег, с которыми мы сотрудничаем уже не один год, – в Минск на День освобождения Белоруссии 3 июля 2015 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте