search
main
0

Москва – Италия: грани дружбы, сотрудничества и поддержки

Уникальность проекта, реализуемого в Северном округе и итальянском городе Таранто, пожалуй, в неформальности его реализации. На первый взгляд может даже показаться, что школы действуют сами по себе: у каждой есть свой партнер, своя программа, свои планы. Но на самом деле точно так же, как самая прекрасная мозаика складывается из различных кусочков, так и проект в целом складывается из той работы, которую ведут разные школы Северного округа.

Здравствуйте, Эрнесто Грасси!

рнесто Грасси – президент школы имени Баттисти, так в Италии называют руководителей образовательных учреждений. Мы сотрудничаем с этой школой города Таранто, и нам очень нравится, как Эрнесто все устроил в ней. Тут учащиеся имеют право выбирать не только программу обучения в соответствии со своими интересами, но и учителей. Учителя здесь очень творческие люди, и нам понятно, что ученики хотят поучиться у каждого, переходя от одного учителя к другому.

Конечно, мы с удовольствием бываем в школе имени Баттисти. Наших детей поражают теплое синее море, лазурное небо, яркая субтропическая растительность, город-порт, связывающий южную Италию со всем миром, город – промышленный центр, выпускающий продукцию, пользующуюся спросом не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Но больше всего наших детей, да и нас, педагогов, поражает та сердечность, с которой нас встречают в школе. Это всегда школьный оркестр, исполняющий российский гимн, это всегда ученики школы, которые поют наш гимн, прижав руку к сердцу. Это русские песни, которые поют сверстники наших ребят, и особенно замечательно звучащая в их исполнении «Калинка». Во времена поездок в Италию наши дети много поют, танцуют, мастерят, учат итальянский язык и помогают юным хозяевам осваивать русский язык. Москвичи и итальянцы устраивают совместные выставки творческих работ, праздники, а завершается все участием в Фестивале детского творчества, который стал уже традиционным в Таранто. Покидая Италию, мы всегда бросаем монетки в море и мечтаем о том, чтобы вернуться сюда снова. Хотя бы на короткое время.

Светлана МАКСИМОВА, директор школы №1250

Школа воспитывает будущих учителей

осковская школа с углубленным изучением французского языка №1251 (директор – заслуженный учитель России Т.Кравец,), ассоциированная при ЮНЕСКО и награжденная медалью ЮНЕСКО, развивая международные проекты, в 2000 году начала тесное сотрудничество с итальянской школой из города Таранто, носящей имя итальянского поэта начала XIX века, современника великого А.С.Пушкина Уго Фосколо (директор – доктор А.Миньонья).

За пять лет дружбы, партнерских побратимских связей московская и итальянская школы разработали и теперь успешно реализовывают систему школьного международного проекта. В эту систему входят:

– обмены ученическими, учительскими и родительскими делегациями;

– обмен педагогическим опытом, мастер-классы;

– регулярное общение учеников друг с другом, в том числе с помощью Интернета и электронной почты;

– лингвистические лагеря;

– ежегодное участие в фестивалях талантливой молодежи в Италии и в Москве.

Одно из наиболее ценных звеньев этой системы – изучение итальянского языка в школе №1251 как учащимися, так и педагогами и изучение русского языка в итальянской школе «Фосколо».

Школа «Фосколо» для изучения русского языка и для партнерства – очень благодатная почва. В этой школе в учебном плане большое внимание уделяют предметам художественного и эстетического циклов. В уроках технологии, информатики, кружковых занятиях также преобладают эти направления. «Фосколо» – красивая, уютная школа, она всегда наполнена цветущими растениями и творческими работами учащихся школы – картинами, мозаиками, керамикой, скульптурами. Учебный процесс в школе «Фосколо» построен на активном использовании проектных и исследовательских технологий, а смотр ученических проектов приурочивается к различным памятным датам. Например, к Рождеству учащиеся представляют созданные ими «вертепы», а к празднованию годовщины окончания Второй мировой войны (8 мая) – проекты с проблематикой по толерантности, миролюбию и осуждению нацизма и фашизма.

Изучение русского языка в школе «Фосколо» удачно сочетается с изучением английского и французского языков, что сблизило российскую и итальянскую школы. Изучение русского языка в школе «Фосколо» происходит по очень интересной методике: в группы по изучению языков включены как учащиеся, так и их родители. Русский язык изучают в школе вместе с культурой России. Первым русскоязычным проектом здесь стал проект по изучению творчества А.С.Пушкина (аналогично в школе №1251 учащиеся исследовали творчество У.Фосколо). Следующим проектом стало изучение обычаев двух стран, которые роднят и объединяют Россию и Италию: Рождество, Новый год, Пасха, Масленица и карнавалы.

Возможно, что именно системная и глубокая работа по изучению языка и культуры России дала великолепные плоды: в 2007 году двое учащихся школы «Фосколо» успешно сдали международный экзамен по русскому языку в Риме. В истории сдачи экзамена по русскому языку это были самые молодые участницы. И это произошло в год, объявленный в мире Годом русского языка!

Может гордиться своими успехами в изучении итальянского языка и московская школа №1251. В ней уже преподает итальянский язык выпускница школы, которая поступила в МГУ на филологический факультет не на французское, а на итальянское отделение. И таких выпускников в школе №1251 уже 10 человек.

Галилей был бы доволен

ентром и душой российско-итальянского проекта САО стала одна из старейших школ г. Таранто – школа имени Галилео Галилея «Galileo Galilei», которая выпустила своих первых учеников в 1927 году, ровно 80 лет назад. Она расположена в одном из самых живописных мест южной Италии – на берегу Адриатического моря с видом на разводной мост, соединяющий старую и новую часть города, в комплексе Палаццо Чьюра.

Эта общеобразовательная школа им. Галилея – единственное учебное заведение на острове, поэтому весьма активно занимается восстановлением культурных традиций, исследованием исторического и художественного наследия города и улучшением использования ресурсов территории.

Сегодня школа работает в течение целого дня (это то, что у нас называется школой полного дня), и помимо обычной учебной деятельности занимается образовательными программами, реализуя такие проекты, как «Дружеское море», «Информатика», «Прикладное искусство», «Журналистика». Помимо всего прочего большое внимание в школе уделяют работе курсов русского языка, театру, фольклору, проводят экскурсии для учеников.

Особая атмосфера в школе создается во многом, конечно, благодаря ее директору Дженаро Эспозито, атмосфера эта во многом связана со стремлением администрации и педагогического состава к развитию поликультурных связей на территории своей родной школы.

К тому же школа активно работает для реализации проекта «Россия – Италия», в рамках которого она стала школой-побратимом с Центром образования №1409, школой №251 и с поликультурным центром.

В связи с мероприятиями, связанными с побратимством, уже в первой половине 2003 года школа им. Галилея организовала и провела ежегодный фестиваль «Ragazzi in Gamba» – «Наши лучшие ребята», в котором теперь принимают активное участие итальянские дети и дети из московских школ.

Сотрудничество между московскими и итальянской школами продолжается уже на протяжении пяти лет, главным результатом этого сотрудничества стало введение итальянского языка как основного иностранного языка в первом классе ЦО №1409.

Благодаря проекту, координаторами, энергетическим центром и душой которого по праву можно назвать директора школы им. Галилея Дженаро Эспозито и директора ЦО №1409 Ирину Ильичеву, благодаря дружбе между школами России и Италии учащиеся этих школ ежегодно имеют возможность принимать участие в фестивале «Ragazzi in Gamba», посещать международные конференции и семинары, знакомиться с национальной культурой двух стран. Но, конечно же, одной из главных задач, которая связывает все школы, стало распространение итальянского языка в России и русского языка в Италии. Этому во многом способствует организация ежегодного летнего лагеря в Италии и возможность учащихся московских и итальянских школ каждую весну жить в семьях принимающих сторон, что помогает лучше понять культуру, обычаи и язык другой страны.

Русская школа говорит по-итальянски

Основанная в 1959 году школа с этнокультурным русским компонентом образования №141 – городская экспериментальная площадка, которая ставит как одну из основных целей – обеспечение процесса духовно-нравственного образования, развития и воспитания личности в условиях поликультурной социально-экономической среды. С учетом этнокультурного статуса школы большое внимание педагогический коллектив уделяет формированию и развитию духовно-нравственной личности учащегося на основе ценностей русской традиционной культуры.

Приоритетный принцип в работе школы – это воспитание цельной личности человека посредством плодотворного освоения и развития русской национальной культуры и образа жизни, глубокого содержательного понимания философской, научной, художественной, исторической, религиозной, государственно-правовой и экологической мысли русского народа.

С 1967 года в школе работает Музей имени Рихарда Зорге. В музее идет интересная краеведческая и поисковая работа.

С 2005 года школа сотрудничает с итальянской школой «Де Каролис» в рамках проекта Россия-Италия «Толерантность – единство многообразия». Две школы проводят совместные мероприятия: мастер-классы, конференции, фестивали детского творчества, открывают ежегодно детский лингвистический лагерь на побережье Ионического моря.

Этой осенью итальянские педагоги-побратимы посетили московскую школу. Директора школы «Де Каролис» Мариелену Николетти и ее преподавателей встречали по русскому обычаю караваем и песнями. Итальянские педагоги посетили уроки, побывали на фольклорном празднике в начальной школе, посмотрели спортивные соревнования в старших классах. Каждый класс приготовил для гостей маленькие сюрпризы, а школьный хор спел им песню на итальянском языке. Пройдя по школьным коридорам и классам, гости увидели новое лабораторное оборудование, познакомились с теми информационными технологиями, которые применяются в школе, и с гордостью за московских коллег отметили: руководство округа и города вкладывают большие средства в образование детей.

В будущее смотрим с оптимизмом

каждым годом проект «Россия – Италия» расширяется. Если в 2002 году, когда проект только начинал свою работу, в нем участвовало всего шесть общеобразовательных учреждений, то сейчас их число растет с каждым годом. В проекте сегодня принимают участие еще и Центр молодежного творчества «Гермес», Поликультурный центр дополнительного образования детей, Московский государственный университет природообустройства, Методический центр Северного округа, окружная территориальная профсоюзная организация работников образования и науки. Реальными участниками проекта стали работники посольства Италии в России, многие высшие учебные заведения и Центр итальянской культуры имени Данте Алигьери. Это говорит о том, что проект востребован, постоянно расширяется, а управление образования заинтересовано в дальнейшем его развитии.

Особую значимость имеет тот факт, что проект реализуется на уровне префектуры САО с участием всей социальной сферы округа, вузов, промышленных предприятий, учреждений бизнеса и предпринимательства.

Участники проекта реализуют очень важные задачи. Через традиции своего народа, помогая учащимся освоить родной язык и культуру, одновременно знакомят их с традициями и судьбами других людей и народов, сокровищами мировой культуры. Это особенно значимо в Год русского языка в России и в мире.

Проект самым непосредственным образом развивает проблемы толерантности. В век технического прогресса, где главной ценностью стал Человек, его духовность, учащиеся и педагоги непосредственно на примере этого проекта предстают как носители мира и согласия между странами. Подробное знакомство с историей разных народов и их культурой, понимание постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур, их тесной связи друг с другом позволяет воспитывать наших детей в духе дружбы, сотрудничества и культурного взаимообогащения. Участвуя в проекте, учащиеся начинают понимать, что каждый народ – это часть мировой цивилизации. И поэтому терпимое отношение к людям разных вероисповеданий, искоренение невежества, пренебрежения и предрассудков являются главными задачами для строительства нового гражданского общества.

Интересно отметить, что развитие данного проекта проходило в точном соответствии с перспективами и задачами сотрудничества двух наших стран, которые были намечены во время официальной встречи в итальянском городе Бари между Президентом России В.В.Путиным и премьер-министром Италии Романом Проди. Поэтому на сегодняшний день можно сказать, что проект «Россия – Италия» в Северном административном округе стал частью общегосударственной программы в области международных отношений.

Целью проекта стало построение и развитие совместной образовательной деятельности, направленной на формирование технологических и методических ресурсов, реализацию преемственности и обогащения образовательной траектории учащихся в целостном европейском образовательном пространстве при решении задач поликультурного воспитания и формирования толерантности.

1. Формирование на базе образовательных учреждений округа ресурсного центра по изучению языка, культуры и традиций итальянского народа на базе центра образования №1409.

2. Построение системы технологического, методического, кадрового обеспечения совместных образовательных программ для различных категорий детского населения.

3. Организация совместной исследовательской и проектной деятельности московских и итальянских образовательных учреждений в области культуры, науки, информационных технологий, экологии, молодежной политики.

4. Проведение ежегодных фестивалей и выставок детского творчества в Италии и Москве.

5. Распространение русского языка в Италии и итальянского в России посредством взаимообогащения культур.

6. Организация стажировок итальянских учителей русского языка в России и российских учителей итальянского языка в Италии.

7. Организация летней оздоровительной программы в Италии для московских детей и в Москве – для итальянских.

С 30 октября по 6 ноября 2007 года Северный округ Москвы в очередной раз принимал у себя итальянскую делегацию города Таранто. Важно, что делегацию возглавляли президент провинции Таранто Флоридо Джованни, заместитель мэра по вопросам культуры и образования Чоча Паоло, начальник управления образования города Таранто Анна Каммалери, а в ее составе были руководители образовательных учреждений.

Проект «Россия – Италия» продолжается. Растет его роль в развитии и углублении дружеских связей между Москвой и Италией, открываются новые перспективы культуры и образования. И все его участники не на словах, а на деле реализуют идеи и принципы построения правового гражданского общества, основанного на мире и согласии между народами, реализуя свой девиз «Толерантность-дорога к миру».

Виктор КИЧАТОВ, профессор, начальник Северного окружного управления образования

Содружество двух великих культур

Российско-итальянский проект помог стать партнерами московской школе №1223 и итальянской школе «Бетолло», подружиться ее директорам – Галине Тимофеевой и Стефано Милда.

кола №1223 с первых дней входит в проект САО «Италия – Россия». Результатом 5-летнего сотрудничества стало не только изучение итальянского языка в школе №1223, но и изучение русского языка в школе «Бетолло». Мастер-класс и уроки учителя школы №1223 дают в школе «Бетолло», а итальянские, наоборот, – в московской школе. Педагогические коллективы обеих школ активно участвуют в международных конференциях.

Но самым интересным и самым главным школы считают участие школьников в фестивале «Талантливые дети» в городе Таранто и в Москве, участие детей в совместных спортивных состязаниях.

Летний лингвистический лагерь в Италии, в котором дети не только изучают итальянский язык, но и отдыхают совместно с итальянскими детьми, укрепляет дружбу и взаимопонимание.

Российско-итальянский проект позволяет детям и взрослым России и Италии лучше узнать друг друга, понять и оценить особенности национальных культур обеих стран, взаимообогащаться на основе изучения традиций мировой истории, воспитывать «новых европейцев», в благородном порыве пытающихся образовать «новую историческую общность». Этой великой цели служила и Декада итальянской культуры, которая проходила в школе №1223 в октябре 2007 года.

За пять лет сотрудничества двух школ окрепла и развивается связь с итальянскими школьниками и их семьями, возрос интерес юных москвичей к истории и культуре Италии, изучению ее традиций во время поездок в Таранто. Все больше и больше детей 1223-й школы проявляют интерес к удивительно красивому, музыкальному итальянскому языку. Интерес к Италии у детей искренний и огромный. Это и показала Декада итальянской культуры в школе №1223. Она оказалась яркой, динамичной, познавательной и, конечно же, радостной, веселой, незабываемой. Две недели подряд в школе звучала классическая и популярная музыка лучших итальянских композиторов, узнаваемая и новая. Звуки музыки задавали добрый тон, четкий ритм и бодрое настроение детям и взрослым, создавая мажорный фон для всех творческих дел Декады.

Школа «кипела» и на время превратилась в Италию, которая была ближе и понятнее, дороже всем участникам Декады.

Школа №1223 превратилась в яркую и жизнерадостную картинную галерею, созданную в рисунках детей. Пейзажи волшебного итальянского края, дети и их увлечения, мечты о будущем – все это и многое другое можно было увидеть в работах ребят.

А сколько фантазии, сколько творчества вложили школьники в организацию выставки фотографий «Я был в Италии». Самый большой интерес посетителей вызвали фотодокументы, рассказывающие о дружбе русских и итальянских ребят. Сами заголовки фотогазет рассказывали о многом: «Виват, Италия!», «В волшебной сказке – Таранто», «Город моих друзей». Фотомонтажи и фотогазеты по просьбам ребят еще долго украшали школьные коридоры.

В дни Декады несколько раз выходила радиопередача «Италия – наш друг». Это были своеобразные радиоуроки, рассказывающие об Италии: ее географических особенностях, о политическом устройстве, о знаменитых людях, художниках, музыкантах, писателях, о традициях и обычаях итальянского народа.

Школьная библиотека предложила ребятам книжную выставку «Сказки об Италии» и тематические подборки из разных областей знаний об этой стране. В библиотеке и в классных кабинетах школьники активно готовились к викторине «Знаешь ли ты Италию?», которую очень темпераментно и весело провели команды учащихся 9-х и 10-х классов во главе с их педагогами.

В школьном историческом музее ребята публично защищали рефераты по истории культуры и архитектуры Италии. Их учителям истории, С.Загородней и И.Олейник, было интересно и приятно подводить итоги этой работы, награждать победителей.

Нельзя не отметить удачно поставленный учащимися 9-х и 10-х классов спектакль на итальянском языке по произведениям Джанни Родари «Пестрые сказки». А на уроках литературы в дни Декады ребята говорили о произведениях великой итальянской литературы. В 5-х классах были проведены конкурсы знатоков итальянских сказок, в 6-7-х классах дети читали рассказы Пиранделло, в 8-9-х – звучали сонеты о любви Петрарки, а в 10-11-х – сопоставляли «Божественную комедию» Данте с произведениями русской классики XIX века.

В программе Декады было и посещение экспозиции «Древний Рим» Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, и просмотр видеофильмов «Знать Италию» (подарок школы «Бетолло») на уроках, и классные часы, посвященные русско-итальянскому проекту.

Едва Декада итальянской культуры завершила свою работу, а ее активные участники и победители различных конкурсов получили заслуженные награды, как московские ребята начали предлагать все новые и новые формы проведения следующей Декады, которые обязательно будут реализованы в следующем учебном году.

Декада ярко показала, что московские и итальянские педагоги, учащиеся теперь живут интересами сотрудничества, что две великие культуры только взаимообогащаются в этой дружбе и что иначе не может складываться общечеловеческая солидарность века XXI.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте