search
main
0

Москва и ЮНЕСКО: в центре внимания – дошкольное образование

Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования: – Особое место в системе Департамента образования в последние три года занимает развитие дошкольного образования, сеть ДОУ растет количественно, меняется качественно.

В ноябре прошлого года было подписано соглашение между Москвой и ЮНЕСКО. Это было сделано не случайно. Москва не только смогла на первом этапе представить свои интересные наработки, но и сейчас активно готовится к тому, чтобы в 2010 году провести международную конференцию ЮНЕСКО, в рамках которой мы сможем показать свой интересный опыт с участием всей России.

Алишер УМАРОВ, программный специалист Бюро ЮНЕСКО в Москве:

– Наша работа с Москвой – часть глобальной работы по программе «Образование для всех», которая была принята в 2000 году в Сенегале. ЮНЕСКО работает с 194 странами мира – членами нашей организации, крайне редко мы работаем с городами. В этом отношении ЮНЕСКО считает честью работу с Москвой, с ее замечательными педагогами дошкольного образования.

В программе «Образование для всех» дошкольное образование – цель №1 не только потому, что все образование начинается с дошкольного, но и потому, что именно дошкольное образование закладывает основы развития человека на всю его жизнь. когда в штаб-квартире нашей организации была презентация Москвы, посвященная Году ребенка, все наши эксперты были удивлены и приятно поражены, как по-особенному Москва рассматривает вопрос о дошкольном образовании. Поэтому в ноябре 2007 года и было подписано соглашение о совместном проекте.

Мы очень хотели, чтобы проект получился не просто локальным, а в конце концов стал базой глобального значения в том плане, что в этом проекте мы будем рассматривать и уже рассматриваем прежде всего вопрос о доступности всего комплекса воспитания и образования детей младшего возраста. Второй важный вопрос – вопрос качества образования. Третий – обеспечение всестороннего развития детей в возрасте до 6 лет.

В ЮНЕСКО очень многие снимают шляпу перед опытом Москвы, мы хотим, чтобы этот опыт был распространен по всему миру, чтобы весь этот процесс был основан на научном исследовании, чтобы процесс его передачи был полнокровным обменом опытом. Мне кажется необходимым создать в Москве учебные центры по дошкольному образованию, где весь этот опыт мог бы быть аккумулирован с учетом опыта других стран. Я был удивлен, когда узнал, что многие ДОУ Москвы имеют прямые связи с зарубежными ДОУ. В ноябре 2008 года в Женеве Москва будет презентовать наш общий проект.

Татьяна ГУСЕВА, заместитель руководителя Департамента образования:

– Почти 35 тысяч педагогов-дошкольников работают в Москве, у них сложная работа. В их надежные руки москвичи отдают своих малышей. Если учитель в школе может передохнуть между уроками на перемене, то воспитатель такой возможности не имеет. Недавно мы отметили День дошкольного работника. Это очень хорошо, когда есть такие праздники, потому что они сразу вызывают уважение к этой профессии. Все педагоги-дошкольники осознанно выбрали свою профессию. 145 лет назад в Санкт-Петербурге был открыт первый в России детский сад. Сколько времени прошло с тех пор, сколько педагогических династий за эти годы пришло в наши ДОУ, сколько ими сделано интересного, творческого! Почти 300 тысяч маленьких детей приходят в Москве каждый день в свои детские сады, а сколько малышей приходят в детские сады на время, а сколько еще детей хотят попасть в эти замечательные учреждения! Это наша проблема, которую постепенно решает Москва. Дошкольные учреждения – это особый мир детства, ведь именно воспитателям, заведующим родители доверяют самое ценное – детей. В этом возрасте их очень любят, а педагоги учат родителей, как им любить своих малышей еще сильней, как заниматься с ними, как доказать, что их ребенок – самый золотой, самый дорогой, самый открытый для этого мира. Замечательно, когда тебе много лет, а ты вспоминаешь не только своего первого учителя, но и своего воспитателя. В детских садах многое изменилось: там есть великолепное оборудование, многое меняется в содержании ДО, и нам предоставлено право его менять. Вокруг 15 ресурсных центров, созданных в Москве, создается сеть ДОУ, работающих инновационно. Все, что мы делаем, становится базой для школы. Нам бы еще научиться передавать все наработанное в начальную школу, обогатив ее нашим опытом.

Мария ЦАПЕНКО, заместитель начальника Управления общего

и дошкольного образования Департамента образования:

– Быть ребенком – значит видеть вокруг любовь и красоту, мир – в каждой капельке, рай – в каждом полевом цветке, держать бесконечность на ладони и вечность в каждом часе. Я рада, что в московских детских садах есть много замечательных людей, которые создают особый мир для маленьких граждан нашего города.

Сергей КУЗИН, председатель Московского городского совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Я очень хочу, чтобы мы помнили о том, что 145 лет назад в Петербурге открылся первый в России детский сад, и сделали все, чтобы никогда в России не наступил такой день, когда закрылся бы последний в стране детский сад. Детский сад – это то учреждение, то место, тот дом, куда действительно родители отдают на сохранение самое дорогое, что у них есть, – не кошельки, не мебель, а своих детей. Родители надеются, что педагоги ДОУ, приняв их отпрысков в свои теплые и надежные руки, воспитают из них настоящих граждан России, на которых потом будет держаться все в нашей стране.

Официально

Одним из основных в реализации совместного проекта Москвы и ЮНЕСКО признан главный принцип образовательной политики российской столицы, состоящий в том, что все дети имеют право на равные стартовые условия перед началом школьного обучения.

В ходе реализации проекта должны быть разработаны и апробированы различные модели дошкольных учреждений с целевым использованием медико-воспитательных и образовательных услуг применительно к детям с разными образовательными потребностями и возможностями. Создание таких моделей будет базироваться как на перспективных научно-практических разработках, так и на инновационном опыте Москвы. В этих целях в российской столице будет создан учебно-исследовательский центр, который возьмет на себя проведение научно-исследовательских работ, в том числе разработку и апробацию образовательных и воспитательных методик, обобщение и анализ передового отечественного и зарубежного опыта в этой сфере, повышение квалификации кадров для дошкольных учреждений.

Образовательные и воспитательные методики, специальные учебные и просветительские программы, пособия, материалы уже сегодня отрабатываются учеными и специалистами-практиками на базе ресурсных центров, созданных в пятнадцати дошкольных учреждениях, профилирующих свою работу по таким важным направлениям проекта, как инклюзивное образование, интеллектуальное развитие, укрепление здоровья и совершенствование физического развития, экологическое образование, психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитание ценностных ориентиров в процессе первичной социализации ребенка, межкультурный диалог и взаимопонимание.

В этих же целях создана московская экспериментальная площадка по реализации проекта, которая включает тридцать дошкольных учреждений. Это позволяет эффективно координировать научно-методическую и практическую работу по всем основным направлениям реализации проекта в рамках московского мегаполиса.

Деятельность московской системы образования реализуется при поддержке Правительства Москвы, в тесном взаимодействии с зарубежными партнерами. Планируется совместно с ЮНЕСКО организовать обмен делегациями специалистов из разных стран в области воспитания и образования детей младшего возраста, а также создать на постоянной основе мультимедийную систему информационного обеспечения работы в рамках проекта, прежде всего с использованием сети «Интернет». Очевидно, что именно информационная составляющая этой работы в значительной мере определит ее эффективность и реальные возможности практического использования результатов в России и странах-партнерах.

Большое значение придается участию в проекте международных экспертов, представителей международных организаций, специалистов из разных стран и регионов России, работе которых будет оказана максимальная организационная и информационная поддержка.

15-16 октября 2008 года в Москве состоится международная встреча на тему «Мы строим детский сад и школу будущего», в которой примут активное участие сотрудники Секретариата ЮНЕСКО и представители национальных комиссий.

Наиболее значимым мероприятием подписанного Меморандума о сотрудничестве и Соглашения о пилотном проекте станет намеченная к проведению в Москве в 2010 году Всемирная конференция ЮНЕСКО по вопросам воспитания и образования детей младшего возраста. Конференция будет способствовать определению основных ориентиров международной политики и стратегии в этой сфере на перспективу с учетом промежуточных итогов проекта. Как это определено в Меморандуме о сотрудничестве между Москвой и ЮНЕСКО, предполагается совместно спланировать проведение в 2009 году подготовительных встреч и совещаний для содействия организации Всемирной конференции 2010 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте