Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Москва и Московская область оказались самыми сильными

УГ - Москва, №41 от 9 октября 2012. Читать номер
Автор:

Когда в результате Всероссийского конкурса «Учитель года» Большое жюри принимает решение о том, что абсолютных победителей будет двое, это значит, что московский учитель настолько хорош и силен, что не дать ему награду никак нельзя. С другой стороны, каждый год Москва направляет на конкурс претендентов на победу такого высокого уровня, что может получиться довольно неудобная ситуация – первое место всегда будет у москвича. В этом году ситуация для Москвы приятная: первое место разделили учитель русского языка и литературы школы №1479 Вита Кириченко и учитель мировой художественной культуры Сергиевопосадской гимназии Александр Демахин. Этим двум учителям, признанным лучшими, вручил главный приз – «Большой Хрустальный пеликан» – Президент России Владимир Путин. Для «Учительской газеты» это стало двойным праздником: во-первых, 3 октября 2012 года она отметила 88-летие, во-вторых, придуманный ею конкурс «Учитель года» живет и процветает: в этом году в финал конкурса вышли 77 человек. Среди них – 15 учителей русского языка и литературы, 12 математиков, 12 историков, 11 преподавателей иностранного языка, преподаватели физики, информатики, ОБЖ, физкультуры, биологии, географии, химии, изобразительного искусства.Все 77 участников присутствовали на встрече с Владимиром Путиным, который обратился к ним с небольшой речью.

Владимир ПУТИН:- Хотел бы поздравить всех вас, всех ваших коллег с приближающимся праздником – Днем учителя. Через пару дней он как раз состоится, пятого числа. Это один из самых трогательных и знаменательных праздников. С ним сравнится, пожалуй, только День знаний, 1 сентября, когда мы чествуем наших школьников и, разумеется, преподавателей и учителей, отдаем дань общего признания и уважения благородному учительскому труду, нашим наставникам, которые сыграли огромную роль в жизни каждого из нас.Осень – время начала учебного года. Символично, что именно в эту пору по традиции проходит финал конкурса на звание «Лучший учитель России». Это самый трудный и ответственный этап, к которому вы шли целый год. Знаю, что на старт конкурса вышло более ста тысяч учителей. Когда я ознакомился с материалами, посмотрел – сто учителей. А потом внимательно: сто тысяч учителей. Это, конечно, очень достойная, большая аудитория ярких, талантливых, достойных людей.Но именно вы доказали свое право стать первыми в профессии в нашей стране. Я искренне рад за вас, за школы, где вы трудитесь, которые гордятся, безусловно, вами, и, конечно, за ваших учеников. Это большая удача – встретить в детстве, в юности по-настоящему талантливых наставников, знающих, инициативных, мыслящих и целеустремленных.Среди финалистов представители разных поколений. Это и молодые, и маститые педагоги, уже давно давшие путевку в жизнь многим сотням выпускников, даже многим поколениям выпускников. Это говорит о том, что наши юные учителя очень быстро набирают опыт, а более зрелые педагоги идут в ногу со временем, постоянно совершенствуют свое мастерство.Помню, что при посещении одной из школ (я уже, по-моему, публично даже говорил об этом) смотрю, преподавательница, уже такая солидная, сидит, с компьютером работает в Интернете. Я спрашиваю у нее: «Интересно?» Она говорит: «Так интересно – на пенсию уходить неохота прямо стало». Это хороший показатель.Отличительной чертой российского учительства всегда было новаторство, но вместе с тем верность нашим традициям. Такая тесная связка преемственности и развития очень важна для национальной системы образования, для сохранения лучших качеств отечественного просвещения.Наша школа должна быть открыта для всего нового (она всегда, собственно говоря, такой и была) и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина. Убежден, именно такой подход призван определять принципы государственной политики в сфере образования. И конечно, выработку такой политики мы будем вести в прямом диалоге с учительским сообществом, с вами, уважаемые друзья.Безусловно, роль самого учителя и в жизни школы, и в организации учебного процесса будет только возрастать. Подготовка кадров, возможности для повышения квалификации педагогов, новая система оплаты труда, призванные стимулировать качественный и добросовестный труд, – все это важнейшие и приоритетные направления развития школы.Наша задача – создать педагогам условия труда, жизни, достойные их высокой миссии. Наша задача в том, чтобы укрепить престиж учительской профессии. Это колоссальная ответственность – учить детей, воспитывать детей, отдавать себя школе, где, по сути, закладывается фундамент будущей судьбы каждого человека, формируется личность, ее цели, поведение, образ мыслей.У учителей, как у врачей, нет права на ошибку. И государство должно сделать все, чтобы педагоги могли полностью сосредоточиться на работе, имели все возможности реализовать свой потенциал, передать ученикам не только знания и навыки, но и своим примером воспитывать честное, глубокое отношение к делу.Все финалисты конкурса «Учитель года» подают именно такой пример. Хотел бы искренне поблагодарить вас за неравнодушие и высокий профессионализм, пожелать успехов, здоровья, достижения новых высот!Сентябрьские тезисы Владимира Путина    В определенный период времени государство поощряло тех людей, тех педагогов, которые находили в себе силы и чувствовали свое призвание работать где-то в удаленных населенных пунктах, не соприкасаясь лично с теми благами цивилизации, которые предоставляют крупные города.    Я думаю, что подавляющее большинство здесь присутствующих, наверное, согласятся со мной, что все-таки в крупном образовательном учреждении у педагогов есть больше возможностей проявить себя. И у учеников есть больше шансов получить качественное образование. Но кто бы что ни говорил, все-таки преподавать физкультуру и математику одновременно – наверное, кто-то может это делать с блеском, но таких людей все-таки немного. А в малокомплектных ведь приходится, условно говоря, именно этим и заниматься. Поэтому там, где можно создавать хорошие образовательные центры межрайонные, конечно, к этому нужно стремиться. Я сейчас даже не говорю о финансовой составляющей, потому что малокомплектные школы гораздо дороже, как ни странно, чем хорошие образовательные центры, хотя и материально их состояние, оборудование – все намного хуже, а стоят они дороже. Почему? Потому что очень много накладных расходов, связанных с оплатой помещений, электричества, подъездов, технического персонала и так далее. Как в народе говорят, «на круг» получается, что каждая единица такой малокомплектной школы государству обходится гораздо дороже, чем крупное, доброкачественное учебное заведение. Но в то же время, имея в виду нашу огромную территорию, ясно, что создать эти крупные образовательные центры по всей стране, наверное, сейчас трудно или невозможно. Там, где можно, целесообразно, это нужно делать.     Можно придумать все что угодно, но если уровень заработной платы будет низким, то не будет стимулов там работать. Это мы будем делать вместе с муниципалитетами и регионами Российской Федерации, будем вырабатывать и дальше дополнительные стимулы к тому, чтобы люди ехали туда, тем более молодые люди.     По мере исполнения программы модернизации, о которой вы все хорошо знаете, которая связана в том числе с повышением уровня заработной платы учителей до средней региональной по экономике, мы будем и дальше двигаться по этому направлению.    Если мы сегодня говорим о том, что все-таки некоторые вещи в воспитании молодых людей упускаются, или мы имеем дело с мощными информационными технологическими возможностями, но неконтролируемым контентом, который варится в том же Интернете, то, конечно, на таких людях, как вы, сегодня в этих условиях лежит особо трудная задача – подавать позитивный материал так талантливо, чтобы он был интересен для молодых людей, для детей младшего, среднего и старшего возраста. Это неимоверно сложная задача, потому что для того, чтобы разместить в Интернете порнофильм или что-то в этом роде, никакого таланта не надо, но это привлекает внимание. А чтобы подать позитивный материал так, чтобы он отвлек от этих возможностей, привлек молодого человека и тем более ребенка к каким-то сущностным вещам, которые закладывают основы его мировоззрения, нужен талант. Сделать это чрезвычайно сложно в современных условиях.    Преподаватели русского языка, я слышал, говорят, что нужно все-таки научить детей писать, а не только шлепать на компьютере, набирать. Конечно, когда мы говорим об имитации ядерных взрывов в компьютере, это правильно, потому что мы взяли на себя обязательство ядерных взрывов в натуре не проводить, а ядерный взрыв может быть воспроизведен соответствующими способами. Ну а при обучении, конечно, нельзя утрачивать лабораторные навыки.    Обеспечение жильем учителей – это прежде всего региональная и муниципальная проблема. Мы прекрасно понимаем, что достаточно сложно ее решать, хотя, я уже много раз об этом говорил, это всегда вопрос приоритета, это когда денег не хватает, денег никогда не хватает. Поэтому нужно определять приоритеты в рамках наших возможностей, это в значительной степени и прежде всего задача муниципалитетов и регионов. У муниципалитетов пока, надо прямо сказать, реально недостаточно ресурсов. Но федеральный центр может и должен решать вопрос такого триггера – спускового крючка, чтобы толкнуть проблему, заставить ею заниматься. Что касается обеспечения жильем, то у нас в федеральном бюджете на 2012 и на 2013 годы предусмотрено по 1,5 миллиарда рублей на софинансирование первого взноса, который молодые учителя должны вносить по ипотечному кредитованию. Ну и нужно, конечно, разворачивать эти программы по регионам более широко.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту