search
main
0

Москва и Хельсинки – две столицы, два партнера

Ежегодно на научные и производственные стажировки, конференции, семинары, учебу в рамках различных форм обмена во многие страны мира выезжают несколько миллионов человек. Это развивает культурные и экономические связи между государствами, способствует общему научно-техническому прогрессу.

В промышленно развитых странах Европы, Азии, Америки и Скандинавии стали нормой краткосрочные заграничные стажировки старшекурсников, выпускников, аспирантов, докторантов, преподавателей, молодых ученых и специалистов за границей, что в дальнейшем облегчает их трудоустройство на Родине. Такие стажировки рассматриваются как полезный обмен научными идеями, исследовательским и технологическим опытом. В процессы глобализации образования и науки все более активно вовлекается Россия. Изменения, произошедшие в нашем обществе в последнее десятилетие, способствовали расширению контактов российской образовательной системы, преподавателей и ученых с зарубежными учеными и научными учреждениями, преодолению определенной самоизоляции от технически и экономически развитых стран.Международное сотрудничество в учебном заведении не самоцель, а средство интеграции в мировое образовательное пространство, повышения качества образовательного процесса в нашей стране, создания творческой атмосферы в коллективе сотрудников и студентов колледжа. Основная цель – повышение качества образования, получение сертифицированных знаний, трудоустройства наших студентов в других странах.Обучение мастерству высококлассных рабочих строительных специальностей в России актуально как никогда. Решение этих задач находит отражение в работе нашего колледжа архитектуры и строительства №7. Основное направление международного сотрудничества колледжа – установление партнерских отношений с зарубежными средними техническими заведениями для интеграции международного опыта в области организации непрерывного профессионального образования, использования современных технологий в обучении иностранному языку, информационным технологиям и вычислительной техники в учебном процессе, построения самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов. Таким образом, мы отошли от слов, перешли к конкретным делам, которые станут мощным мотивационным стимулом к обучению для наших студентов.В марте 2009 года колледж архитектуры и строительства №7 посетила делегация Хельсинкского технологического колледжа Heltech (Финляндия): руководитель колледжа Антти Виртэнен, преподаватель иностранного языка Пекка Кампулэйнен, преподаватель строительных дисциплин и координатор проекта Маркку Кархула. Финских гостей встретили руководители и студенты нашего колледжа, которые провели презентацию своей профессиональной деятельности на английском языке. Гости были приятно удивлены уровнем знания иностранного языка и компетенции студентов. Результатом этой поездки стало заключение договора о творческом сотрудничестве между Хельсинкским технологическим колледжем и КАС №7 в рамках проекта российско-финского сотрудничества под девизом «Две столицы». В ходе переговоров было достигнуто соглашение о направлении групп студентов нашего колледжа в Хельсинки для участия в учебном процессе и стажировки в производственной (профессиональной) практике совместно со студентами Финляндии.Подписав договор, Антти Виртэнен и директор колледжа №7 Сергей Корсаков выразили уверенность, что подобное сотрудничество будет полезным с точки зрения образования, приятным как для финских преподавателей и студентов, так и для российских, что этот документ направлен на взаимовыгодное интенсивное развитие деятельности обоих учебных заведений. Колледж получил возможность совершенствовать учебные программы, используя вычислительную технику по специальным строительным предметам, улучшая языковую подготовку студентов, приобщая к лучшим образцам преподавания дисциплин по европейским стандартам; строить непрерывную образовательную систему для выпускников учебного заведения. Связи, установленные между учебными заведениями, личные дружеские контакты координаторов проекта двух колледжей позволили осуществить новый проект совместной деятельности. Обеим нашим странам нужно достичь высшего уровня образования, но каждая вправе идти к этому своим путем.В марте-апреле 2010 года состоялся обмен группами преподавателей и студентов для прохождения учебно-ознакомительной практики. От нашего колледжа на стажировку были направлены Надежда Волкова – преподаватель информационных технологий, классный руководитель группы ПД-41 и студенты этой группы: Михаил Ефремов, Ольга Антонова, Валерия Кнафель, Ирина Пронина. Для поездки в Хельсинкский колледж непременным условием было, во-первых, владение компьютерными технологиями, во-вторых, знание английского языка, ведь хорошее знание иностранного языка – это прежде всего свобода в общении между людьми, широко открытые двери для познания мира. Группа работала в строгом соответствии с целями командировки, сформулированными в договоре о сотрудничестве.Нас удивила система обучения у наших финских партнеров. Она состоит из нескольких последовательных 2-3-недельных курсов (в отличие от нашего академического образования, когда все предметы изучаются в одно и то же время). В дальнейшем наши студенты проходили обучение совместно в группе с финскими студентами, которые, кроме родного финского языка, свободно владеют английским языком и изучают русский язык, приобретающий все большую популярность в Скандинавских странах. Обучение же шло на английском языке.Оснащенность аудиторий и кабинетов в финском колледже находится на самом высоком уровне, тут множество компьютеров, плоттеров, принтеров и другой необходимой для обучения техники. Все студенты могут распечатать свои работы на листе любого формата и тут же продолжить работу, смотря на чертеж и корректируя ошибки, проконсультироваться с преподавателем по выполняемому заданию. Каждый финский студент имеет свое удобное рабочее место.Наши студенты изучали несколько компьютерных программ – Autocad 3D, Archicad и Tekla structures, каждый день они узнавали много нового, работали в этих программах. Некоторые из них были для наших студентов новыми, например Archicad, а совершенно новая программа Tekla оказалась очень функциональной и удобной в использовании именно для их специальности. Нашим студентам очень хотелось бы, чтобы московские учебные заведения были оснащены так же хорошо, как финские.Производственная часть программы предусматривала интересные поездки на уникальные строительные объекты и в компании. Очень интересно было ознакомиться с работой таких компаний, как FMC GROUP, YIT, где москвичей всегда встречали очень радушно, с удовольствием рассказывали о работе фирм, демонстрировали интересные современные проекты и презентации.В свободное время наши ребята с удовольствием знакомились с Хельсинки, его замечательной архитектурой, многочисленными парками, скверами и фонтанами. Увидев много нового и интересного в жизнедеятельности финского колледжа, участники российской делегации все же сделали выводы о том, что наш колледж сильнее в академической подготовке, не отстает в фундаментальности знаний студентов, богаче и разнообразней во внеучебной деятельности, дающей каждому студенту возможность развития творческих способностей, приобретения навыков общественной работы, расширения социальных связей.Время пролетело очень быстро. Надо признать, что наши студенты соскучились по родной стране, по своим друзьям, тем не менее то, что удалось узнать и достичь своим трудом, дало им бесценный опыт как в области строительства, так и для жизни в целом.Инновации в образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Способствуя, с одной стороны, сохранению непреходящих ценностей, с другой стороны, предусматривают отказ от всего устаревшего и отжившего, закладывают основы социальных преобразований. Главная проблема тут – сохранение разумного баланса между традициями и инновациями.В 2011 году для демонстрации многогранности российского среднего специального образования во время приезда в Москву преподавателей и студентов финского колледжа, помимо учебных занятий, в нашем колледже были реализованы сразу же несколько современных, инновационных и интересных проектов. Один из них – проект психологического сопровождения международного сотрудничества в области профессионального образования под руководством Анны Столбовой.Анна разработала обучающую психологическую программу «Ступени профессионализма». В ходе обучения было предусмотрено создание условий для адаптации иностранных студентов через групповые занятия, формирование профессионально важных, социально и личностно значимых качеств специалиста для наиболее полной реализации себя в учебе и труде, формирование активного приспособления иностранных студентов к социально-психологической среде в образовательном учреждении, формирование конструктивных форм взаимодействия с российскими студентами, социализация личности. После окончания программы была выявлена положительная динамика адаптации иностранных студентов к условиям профессионального обучения, проявилось активное усвоение основных понятий и опыта пребывания в колледже, снижение тревожности и повышение комфортности в коллективе, получение опыта в системе межличностных взаимоотношений, группового взаимодействия, самореализации, социализации личности, получение заряда позитивных эмоций. После завершения психологической программы «Ступени профессионализма» каждый финский участник получил сертификат о прохождении этой программы.Следующим проектом, с которым были ознакомлены финские преподаватели и студенты, была работа творческого коллектива социального театра «Другие люди» под руководством Евгении Незнамовой. В течение недели творческий коллектив театра «Другие люди» проводил мастер-классы для студентов Хельсинкского технологического колледжа. Мы стремились дать ребятам возможность окунуться в таинственный мир яркого театрального света, импровизаций и перевоплощений. Никто не ожидал, что студенты, никогда не слышавшие слова «самодеятельность», за четыре репетиции превратятся в настоящих актеров. Первое непонимание и отрицание происходящего исчезли через мгновение после начала мастер-классов, а результат покорил даже самого искушенного зрителя.Мы искренне надеемся на продолжение совместной творческой деятельности, достижение новых творческих успехов и привлечение к творчеству как можно большего числа студентов. 18 мая 2011 года в нашем колледже проходила международная конференция «Международное сотрудничество в сфере профессионального образования: опыт и тенденции развития», к участию в которой были приглашены руководители учебных заведений, преподаватели и другие заинтересованные лица.Участники конференции имели уникальную возможность обменяться с коллегами опытом организации образовательного процесса, внедрения в учебный процесс новых методов и технологий. В условиях перехода на новые стандарты образования такие встречи педагогов разных стран позволяют выработать единое понимание современной системы образования, обнаружить проблемы и предложить возможные варианты их решения. В рамках конференции финский преподаватель Viskari Pirkko Maria выступила с сообщением «Особенности современного профессионального образования Финляндии». Задача конференции заключалась в интенсификации и обогащении диалога на уровне политики образования в отношении проблем и возможных решений для повышения качества образования, чтобы научиться жить вместе. Я считаю, что эта задача была достигнута. Программа обучения финских студентов была многоплановой и разнообразной, финские коллеги и студенты за время, проведенное на занятиях в нашем колледже, успели ознакомиться с российским средним специальным образованием, посещая различные дисциплины: основы геодезии, инженерная графика, экономика и менеджмент.Особенно хочется отметить работу преподавателя Елены Кононец, которая провела очень большую подготовительную работу, а затем занятия на высоком профессиональном уровне. Первое из них – творческая работа, посвященная знакомству с архитектурой Москвы. Совместно со студентами отделения реконструкции и реставрации финские студенты при помощи специальных книг и плакатов ознакомились с известными зданиями Москвы, в том числе с Останкинской телебашней, Большим театром, Киевским вокзалом. Ребята выполнили на планшетах изображения этих зданий и декорировали их при помощи различной фурнитуры и специальных материалов. Финские студенты были очень довольны результатом своей работы, решили забрать картины домой, чтобы показать их родным и друзьям.Второе занятие – деловая игра по экономике и менеджменту. Ребята работали в мини-группах по 6 человек, каждой группе было предложено ознакомиться с деятельностью и составом малого строительного, проектного или дизайнерского предприятия, построить схему организационной структуры, рассчитать экономическую эффективность использования этим предприятием средств и план возврата кредита, а также разработать и представить рекламный плакат, лозунг своей фирмы. Финские студенты активно включились в эту работу. Они охотно помогали с расчетами, чертили схемы управления, рисовали рекламные плакаты и с удовольствием их представляли. В процессе работы студенты нашего колледжа и колледжа Heltech, несмотря на языковые преграды, хорошо понимали друг друга. Для финских студентов занятия такого типа были непривычны, а поэтому особенно интересны. Нашей задачей было не только показать, как у нас проходят занятия, заинтересовать нашим подходом к процессу подготовки студентов к профессиональной деятельности, но и сплотить ребят, помочь им преодолеть преграды в общении, подружить их. Российское образование не может развиваться изолированно, без связи и тесных контактов в сфере профессионального образования со странами ближнего и дальнего зарубежья. Мы со своей стороны приложим все усилия для развития международных отношений.Приобретенные в проекте знания и опыт станут для всех студентов нашего колледжа мощным стимулом для повышения мотивации к совершенствованию своих знаний, умений, к саморазвитию, нацеленности на результат, развитию коммуникативных и профессиональных навыков, что, безусловно, даст возможность будущим специалистам быть востребованными в ведущих компаниях и конкурентоспособными в современных условиях.С момента подписания договора о сотрудничестве прошло два года. За это время мы успели обменяться дружественными визитами, изучить тонкости организации и методов обучения в наших странах, наконец, по-настоящему подружиться. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и планируем дальнейшее развитие международного сотрудничества, ведь секрет успеха – в открытости, умении общаться и перенимать положительный опыт коллег.Пусть же встреча образовательных систем произойдет не у подножия образования, а на ее вершине!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте