Игорь Федоров, академик РАН, председатель Совета ректоров Москвы и Московской области, ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана:
– За 2008 год мы тесно работали с Российским союзом ректоров над обсуждением проблем высшей школы России, московские ректоры входят во многие комиссии Российского союза ректоров, работают в комитетах Государственной Думы РФ. Надеюсь, что позиция московского Совета ректоров оказала влияние на решения в области высшего образования, принимаемые властными структурами страны. Мы стремимся сделать так, чтобы московские вузы адекватно отвечали на огромное внимание и помощь, которые нам оказывают Правительство Москвы, мэр Москвы Юрий Лужков, чтобы вузы Москвы принимали самое активное участие в жизни города, в решении стоящих перед городом задач.
Самая масштабная наша городская программа – это городская среднесрочная программа по взаимодействию и оказанию поддержки московским вузам федерального подчинения в 2007-2009 годах. Она состоит из трех подпрограмм. Первая – разработка перспективных технологий в рамках крупных межвузовских проектов. Это научная программа, в которой есть несколько принципиальных положений, направленных на улучшение научно-инновационного процесса «вузы – город». Главное из этих положений – совместная работа московских вузов, нашего городского совета и Правительства Москвы по формированию крупных межвузовских проектов, и по всем мероприятиям программы выделены организации – координаторы по приоритетным направлениям в системе «Наука. Инновации. Производство. Рынок». По результатам конкурса, проведенного Правительством Москвы с участием Совета ректоров, были отобраны 17 крупных московских проектов. Эти проекты включают 173 самостоятельные разработки, четко ориентированные на комплексное решение проблем городского хозяйства по приоритетным направлениям, к сожалению, финансирование этих разработок пока не открыто. Научные коллективы вузов за счет собственных средств в рамках 17 этих межвузовских проектов создали и исследовали более 173 макетов и моделей новой техники и технологии, которые подтвердили перспективность реализации предлагаемых инноваций в интересах города. Успешное завершение в 2009 году этой подпрограммы зависит от осуществления ее финансирования в запланированном объеме. Эти средства необходимы для разработки и изготовления 173 экспериментальных образцов, включая испытания в условиях предполагаемой реализации и подготовку технических заданий на выполнение ОКР, а также бизнес-проектов.
Вторая подпрограмма – развитие инновационной образовательной деятельности. Особое значение в политике Правительства Москвы в сфере образования занимает проблема качественного совершенствования образовательного процесса по цепочке «школа – вуз – подготовка кадров высшей квалификации – производство – наука – предпринимательская деятельность». На решение этой проблемы с учетом действующего федерального законодательства начиная с 2008 года Правительство Москвы выделяет значительные средства в рамках оказания государственной помощи Ассоциации московских вузов на возмещение затрат по социальному обслуживанию населения в части предоставления образовательных услуг. Напомню, что Ассоциация московских вузов тождественна Совету ректоров по составу, но создана для того, чтобы представлять как юридическое лицо интересы Совета ректоров Москвы и Московской области. На этапе 2008-2009 годов весь спектр решаемых инновационно-образовательных задач определяется согласованным с Департаментом образования перечнем мероприятий, среди которых есть такие, как:
– разработка методических пособий и рекомендаций, в том числе в электронном виде, для развития инновационного образовательного процесса «средняя школа – вуз – рынок труда»;
– подготовка документации для проведения в Москве профильных олимпиад в системе «средняя школа – вуз» в 2009 году;
– разработка и апробация комплекса специализированных образовательных программ в области повышения квалификации и переподготовки специалистов городского хозяйства в 2008 году на основе организации дополнительного обучения и переподготовки кадров;
– обучение рабочим профессиям участников студенческих отрядов, предусматривающее обязательное освоение правил техники безопасности и экономической безопасности, а также производственную стажировку под руководством инструктора-наставника.
Подготовленные научно-методические материалы позволили в течение сентября-октября 2008 года реализовать комплекс образовательных услуг прежде всего по двум важнейшим направлениям: «вуз – средняя школа» (при этом я отмечаю роль МПГУ) и «вуз – предприятие города – повышение квалификации». К сожалению, из-за задержки финансирования, которое фактически началось только в октябре 2008 года, нам не удалось в полном объеме развернуть необходимую работу по оказанию услуг в первой половине 2008 года. Причины задержки в том, что Государственная Дума РФ приняла поправки в экономический блок законов – Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы № 94, № 135 – в декабре 2007 года, в связи с этим Московская городская Дума была вынуждена пересмотреть городской бюджет, и это произошло 28 мая 2008 года. Мы получили его в конце июня 2008 года, вузам на 2008 год, как и было первоначально запланировано Юрием Лужковым, выделили свыше 935 миллионов рублей, то есть на 123 миллиона рублей больше, чем в 2007 году.
По поручению Юрия Лужкова департаменты экономической политики и развития, финансов, образования совместно с Советом ректоров работали над новым регламентом использования помощи Ассоциации московских вузов для социального обслуживания населения в части предоставления образовательных услуг. Так было записано в новой редакции московского бюджета. Помощь этих департаментов нам была очень нужна, так как дело это новое, такая схема впервые использовалась при реализации помощи Правительства Москвы московским вузам, здесь было очень много вопросов. Мы очень благодарны специалистам этих департаментов, которые принимали участие в обсуждении и выработке решений. Кроме того, мы благодарны ректорам Московского государственного университета, Университета дружбы народов, Университета нефти и газа, которые помогли нам за счет выделенных ими средств решить вопрос с НДС. При распределении средств в 2009 году эти средства уже запланированы, и все будет возмещено. Из-за позднего поступления средств из бюджета мы задерживаемся с оформлением как финансовых, так и содержательных отчетных документов. Отчеты сдали всего чуть более 60 вузов.
Сегодня уже можно подвести предварительные итоги выполнения программы работ по оказанию образовательных услуг в 2008 году:
– проведено свыше четырех тысяч образовательных мероприятий, в которых приняли участие около 50 тысяч человек;
– подготовлены порядка четырех тысяч учебно-методических материалов;
– к оказанию всего спектра образовательных услуг были привлечены около 20 тысяч специалистов московских вузов.
Исключительно важно то, что в ходе выполнения подпрограммы возникли новые формы сотрудничества «вуз – предприятие» в сфере повышения квалификации кадров московских предприятий и учреждений здравоохранения. Наряду с проведением циклов занятий по специальным программам, которые мы разработали в 2008 году с учетом новейших научных достижений и конкретных потребностей производства, было выдвинуто предложение по подготовке кадров высшей квалификации на основе индивидуальных творческих программ. С этой целью сейчас начата подготовка создания четырех инновационно-образовательных центров.
Третья подпрограмма – участие системы высшего образования в решении социальных и культурных задач. Для решения задач этой важнейшей подпрограммы Совет ректоров создал несколько комиссий и организационных советов, например, таких, как комиссия по законодательной деятельности, которая провела общественную экспертизу некоторых законопроектов в сфере образования, вносимых на рассмотрение в Государственную Думу РФ, в том числе по созданию федеральных и исследовательских университетов, по особенностям заключения и прекращения трудовых договоров с научно- педагогическими работниками вузов и многих других. Бюро секции президентов вузов под председательством президента Российского химико-технологического университета Павлом Саркисовым вошло в состав Экспертного совета по правовым вопросам развития образования при Комитете ГД РФ по образованию. В осеннюю сессию 2008 года они подготовили свыше 10 экспертных заключений по законопроектам в сфере образования. Кроме того, наши эксперты участвуют в работе над интегрированным законом по образованию. Мы долго говорили об образовательном кодексе, который бы интегрировал все положения, прописанные в разных законах об образовании, но теперь его назвали интегрированным законом, а не кодексом. Нашему Совету ректоров предстоит обсудить концепцию этого закона. Была создана комиссия по здравоохранению, и тут нужно сказать о донорстве. Реальное донорское движение находит отклик примерно у 15% населения. Самый высокий процент желания стать донорами приходится на студенческую аудиторию. При этом высоком проценте сдают кровь на деле от 3 до 5 процентов студентов. Иными словами, огромный потенциал остается неиспользованным. Проблема же эта для города весьма актуальна. Мы пока рассматриваем донорство как разовую акцию, а надо рассматривать как многогранную плановую работу, в том числе и в патриотическом аспекте. Кроме того, есть недочеты в организации этой деятельности. Правительство Москвы провело специальное заседание, на котором рассмотрело вопросы донорства и приняло обращение к студенчеству. Оценка студенческой среды как среды с наибольшим потенциалом донорства требует создания специальных координационных структур по работе со студенчеством. С учетом этого аспекта Совет ректоров Москвы и Московской области и руководство Московской городской станции переливания крови сформировали городской общественный методический совет из активистов студенческого самоуправления, заседания которого проходят регулярно. Этот совет начал координировать проведение Дня донора в вузах. В 2009 году перед Советом ректоров и структурами, отвечающими за донорство в Москве, стоит конкретная задача – увеличение количества доноров в три раза – до 12 тысяч человек.
Существенным событием в городском донорском движении стало принятие городской целевой программы развития донорства крови и ее компонентов на 2009-2010 годы. Наша задача – принять активное участие в ее выполнении. Должен сказать, что наши первые шаги в этом направлении были высоко оценены руководством Департамента здравоохранения и станцией переливания крови. Мы будем и дальше рассматривать эту задачу как первостепенную.
Важным направлением работы Совета ректоров было улучшение жилищных условий работников высшего образования. Есть хорошая традиция – ежегодное принятие наших постановлений: по предложению Юрия Михайловича Лужкова начиная с 1993 года мы каждый год получаем определенное количество квартир для персонала вузов. В 2008 году работа Совета ректоров была связана с реализацией жилой площади, выделенной по плану 2007 года. В 2007 году было выделено 3 тысячи квадратных метров жилья: по договорам социального найма – 1000 метров (17 квартир), по договорам купли-продажи – 2000 метров (31 квартира). Жилье было получено в полном объеме по плану. Две квартиры по социальному найму при этом получил Московский городской педагогический университет.
По программе «Молодой семье – доступное жилье» в 2008 году нам было выделено 40 квартир в поселке Северный. Но выделены они были по проекту, извещения о выделении квартир по факту мы пока не получили. Интерес к этой программе молодых преподавателей высок, однако условия участия в ней, четкий и понятный порядок оформления и прохождения документов от момента вступления в программу и до заселения пока не определены. В нынешний год – Год молодежи – число выделенных квартир возросло до 64, правда, тоже пока по проекту, но мы надеемся, что все трудности удастся преодолеть, и семьи молодых преподавателей и научных сотрудников смогут улучшить свои жилищные условия.
Комментарии