На первом в этом году совещании директоров Новой Москвы, которое состоялось в школе № 2067, выступил начальник окружного управления образования ТиНАО Алексей Александров.
Прошло 1,5 года, как Москва приросла новыми территориями – Троицким и Новомосковским округами. Образовательное сообщество Москвы увеличилось на 72 государственных, 33 муниципальных и 6 негосударственных образовательных учреждений. В настоящее время численность обучающихся школ составляет 25,2 тыс. человек, численность воспитанников дошкольных учреждений – 11,8 тыс. человек.Мы выбрали эту некруглую дату для подведения итогов нашей работы, так как посчитали, что произошел перелом как в работе образовательных организаций, так и в сознании педагогического сообщества, – когда коллективы реально ощутили себя гражданами Москвы не только по названию, но и по существу понимания тех социально-образовательных изменений, которые происходят в городе. Пришло осознание, что социальные процессы в рамках одного поселения не могут развиваться локально и независимо от всего городского пространства. Урбанизация новых территорий в первую очередь определила самую актуальную задачу – максимальное удовлетворение запросов населения в качественных образовательных услугах. Поэтому на протяжении 1,5 лет основные усилия сосредоточились на создании необходимых материально-технических, финансовых и организационных условий для реализации образовательного и воспитательного процессов, выравнивания их с основной территорией города Москвы. Обеспечение доступности дошкольного, общего и дополнительного образованияНаиболее острой проблемой для нас было и остается удовлетворение спроса населения на дошкольное образование. С 1 сентября 2012 года очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет сократилась с 3704 до 389 детей. В настоящее время очередь детей этой возрастной категории сохраняется только в Щербинке. Администрация Щербинки получила необходимые межбюджетные трансферты на перепрофилирование групп в дошкольных учреждениях и взяла на себя обязательства по ликвидации очередности в муниципальные детские сады детей в возрасте от 3 до 7 лет к 1 апреля 2014 года. Вместе с тем потребности в услугах дошкольного образования растут опережающими темпами. Это связано с большими объемами жилищного строительства и внутренней миграцией населения ТиНАО. Поэтому на 1 сентября 2014 года мы ожидаем, что очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет составит около 1300 человек. Обеспечение доступности общего образования За прошедший год численность школьников увеличилась более чем на 2 тысячи человек, что составило 9% роста. Таким образом, по численности обучающихся ТиНАО обогнали ЗелАО почти на 500 детей. В 2014 году увеличение контингента учащихся мы прогнозируем на уровне 3%.Несмотря на то что в 2013 году были введены 2 школы на 675 мест и 1000 мест (в поселениях Остафьево и Внуковское), планируемый рост численности населения на новых территориях уже сегодня ставит серьезную задачу обеспечения местами в школах. Особенно остро проблема стоит в школах НАО, в которых наполняемость в отдельных классах превышает 30 человек, а число параллелей доходит до 3-4. Есть территории, на которых возникают риски перехода на двухсменное обучение. Это школы поселений Московский, Сосенское, Рязановское. Например, в школу №2065 в поселении Московский за 10 дней с момента открытия регистрации в 1-й класс зарегистрировались 105 будущих первоклассников, тогда как за прошлый год их пришло 203. И наконец, третья задача – удовлетворение спроса населения на дополнительное образование детей. Охват детей дополнительным образованием составляет более 14 тысяч человек, или 57% от общей численности. Программы дополнительного образования для детей, проживающих на территории ТиНАО, кроме Троицка и Щербинки, реализуются в:- 266 объединениях в государственных общеобразовательных организациях;- государственных учреждениях культуры и физкультуры и спорта.Программы дополнительного образования для детей, проживающих на территории Троицка и Щербинки, реализуют в 84 объединениях дополнительного образования школ и в 6 муниципальных учреждениях дополнительного образования.В основном дополнительное образование представлено такими программами, которые требуют минимальных условий для их реализации, то есть при использовании имеющихся в школах материальных, финансовых и кадровых ресурсов. Это относится к программам спортивной направленности, не требующих специально оборудованных площадей (гимнастика, боевые искусства), эстетической и творческой направленности, также требующих минимального оснащения и невысокой квалификации педагогов (рукоделие, вокал, изостудии). Большим подспорьем в этой работе стали 7 спортивных комплексов, построенных в 5 школах Троицкого округа в рамках программы благоустройства образовательных организаций и 2 школах-новостройках. Вместе с тем нереализованными остаются направления дополнительного образования, которые могут служить профессиональным ориентиром для детей. Это технические, военно-спортивные и научные направления дополнительного образования. Кроме этого в ТиНАО сложился серьезный дефицит услуг психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Их сейчас нет, население вынуждено обращаться в организации ЮЗАО.Таким образом, имеющаяся инфраструктура дополнительного образования детей не обеспечивает многообразие форм дополнительных образовательных программ для учащихся и ограничивает возможность выбора. Открытость деятельности образовательных организаций Обеспечение доступности образования невозможно в полной мере реализовать без открытости системы образования. Открытость системы образования подразумевает не только ее информационную прозрачность, но и возможность участия в ее управлении семей, представителей общественности, так как именно они основные заказчики образовательных услуг и главные оценщики их качества. Открытость системы образования можно рассматривать с нескольких позиций: – использование открытой, независимой от человеческого фактора системы электронной записи в ДОУ, первые классы и объединения дополнительного образования; – создание информационной среды учебного заведения;- государственно-общественное управление системой образования. За прошедший период была проделана большая работа по формированию базы дошкольников, созданию и организации территориальных ОСИП, но в настоящее время у населения отсутствует возможность самостоятельно зарегистрировать детей на портале госуслуг из-за отсутствия адресного перечня, сформированного БТИ округа, поэтому регистрация детей осуществляется непосредственно в школах и ОСИП. И если нормальное функционирование системы электронной регистрации детей на государственные образовательные услуги не зависит от самих учреждений, то обеспечение информационной открытости и взаимодействия с внешней средой лежит в поле ответственности самих учреждений. Все школы ТиНАО ведут электронные журнал и дневники и обеспечивают наполнение школьных сайтов. Однако анализ их использования показал, что данные их этих ресурсов не передают на портал государственных услуг школы №1391, 2061, 2071. По данным ежемесячного мониторинга информационного наполнения сайтов, из всех учреждений только 3 учреждения разместили требуемую информацию в полном объеме. Средний процент заполнения минимально необходимой информации по ТиНАО составляет 80%, это говорит о том, что руководители образовательных организаций не до конца осознали, что школьный сайт не просто визитная карточка учреждения, но и активный инструмент взаимодействия с родительской общественностью. Во всех учреждениях завершена работа по созданию управляющих советов. В состав включены, а зачастую и возглавляют, представители администраций поселений, муниципальных собраний. И поэтому сейчас важно переходить на новый уровень включенности управляющих советов в жизни школы. Третьей важной проблемой, которую мы решаем в приоритетном порядке, было и остается ресурсное обеспечение образовательных организаций: материальные, финансовые, кадровые ресурсы. Ресурсное обеспечение Формирование материально-технической базы образовательных организаций За последние 1,5 года произошли качественные изменения в обновлении материально-технической базы образовательных организаций. За это время в систему было вложено более 1,2 млрд руб. Удельные расходы бюджетных средств на создание материально-технических условий в расчете на 1 обучающегося показывают рост вложений в 2013 году в 2 раза. Активно идет обновление парка ИКТ-оборудования.Финансирование образовательных организаций Динамика финансирования государственных заданий и предоставления целевых субсидий на обеспечение образовательной инфраструктуры: в расчете на 1 обучающегося, воспитанника финансирование с 2012 года увеличилось в 1,2 раза, прогноз на 2014 год составляет 89,5 тыс. руб. на 1 обучающегося, воспитанника. Кадровые ресурсыОднако важно не только получить деньги, но и грамотно ими распорядиться. На кого направлена основная доля расходов субсидий? На работников, которые непосредственно участвуют в образовательном процессе, на повышение их уровня оплаты труда. Возрастная структура педагогических кадров неоптимальна – доля руководителей и учителей, проработавших в общеобразовательном учреждении Москвы свыше 20 лет, практически в 6 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет. Доля педагогических работников пенсионного возраста составляет более 20%. Это говорит о застойном характере кадровых процессов. При проведении кадровой политики мы руководствовались, с одной стороны, организацией системы обучения и повышения квалификации кадров, с другой стороны, обновлением их состава, все это старались сопровождать повышением уровня оплаты труда. Средний рост заработной платы основного педагогического персонала за 2013 год составил 51% в государственных школах; 46% – в школах Троицка; 28% – в школах Щербинки. Среднемесячная заработная плата воспитателей за прошедший год увеличилась на:- 64% в государственных детских садах; – 46% в ДОУ Троицка;- 42% в ДОУ Щербинки.Рост заработной платы в государственных образовательных организациях обеспечен не только за счет роста нормативов финансирования, но и за счет изменения структуры расходов, например, из штатов школ выведены повара, оплата услуг Интернета, противопожарных мероприятий, обслуживание компьютерной техники осуществлялось не за счет субсидии на выполнение госзадания, а за счет целевых субсидий. При этом в уровне оплаты труда работников школ ТиНАО и остальных округов Москвы сохраняется дифференциация, причины которой:1) Меньшие фактические расходы на 1 обучающегося. 2) Низкая наполняемость классов отдельных школ (в основном в ТАО). Из 30 государственных общеобразовательных учреждений ТиНАО 6 школ имеют численность контингента менее 200 обучающихся и наполняемость классов менее 15 человек, и 17 школ имеют численность контингента менее 550 обучающихся. Среднее соотношение учитель-ученик в этих шести школах составляет 1:13. Несмотря на то что в целом по ТиНАО уровень заработной платы педагогических работников ниже, чем средняя заработная плата в экономике региона, 4 школам удалось выполнить указ Президента РФ в части доведения оплаты труда педагогических работников до уровня средней заработной платы по экономике Москвы (57 323 руб.). Качество образования Насколько эффективно вложенные ресурсы влияют на качество образования в наших образовательных организациях? Для оценки качества образования использованы результаты стандартных процедур оценивания: ЕГЭ, всероссийской олимпиады и независимой диагностики качества образования. Характеризуя результаты сдачи ЕГЭ учащихся, следует отметить, что:- рост зачетных результатов ЕГЭ в динамике за период 2011-2013 годов, за последние 3 года доля выпускников, сдавших ЕГЭ более чем на 220 баллов по трем предметам, увеличилась с 10 до 17,6%; – в сравнении с другими округами Москвы в ТиНАО результаты ЕГЭ все еще относительно низкие.Результаты всероссийской предметной олимпиады 2013 года показывают сопоставимый с московскими школами уровень результатов только в Троицке.Показательны результаты независимой оценки качества образования.В стартовой диагностике качества образования приняли участие все школы ТиНАО, но на рубежную диагностику, например, по физике вышли 13 школ из 42, в которых есть 11-е классы. В отношении остальных школ можно сделать вывод, что сами педагоги настолько сомневаются в качестве своей работы, что не готовы к независимой диагностике своих учеников. Независимая диагностика по физике в 11-х классах показала, что в 3 школах ТиНАО результаты выше, чем средний уровень по Москве: МАОУ «Лицей города Троицка», МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова», школа №2057 (поселение Кокошкинское). В остальных школах качество преподавания физики оставляет желать лучшего, а профильный класс в школе №2070 показал низкий коэффициент результативности – 0,65 при среднем коэффициенте по городу – 1. Причины недостаточного уровня образовательных результатов: – несоответствие квалификации педагогов современным требованиям качества образования;- отсутствие возможности у детей выбора образовательных программ или профиля;- отсутствие целенаправленной работы с одаренными детьми и детьми, мотивированными на высокие результаты;- не используются возможности дистанционных технологий в образовательном процессе, ресурсов ведущих вузов и научных организаций. Состояние воспитательной деятельностиОбразование и воспитательная работа – это неразрывные процессы педагогической деятельности школы. Воспитательная компонента образовательных программ в школах реализуется через программы дополнительного образования, программы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, через развитие ученического самоуправления, внедрения навыков здорового образа жизни. В ТиНАО отсутствуют центры дополнительного образования и воспитания, поэтому начиная с 2014 года в обоих округах определены школы, которые выступают в качестве ресурсных центров по направлениям воспитательной работы – по патриотическому воспитанию, формированию культуры здорового образа жизни, по программам толерантности и профилактике асоциальных явлений. На реализацию комплексных мероприятий по этим направлениям на уровне округа этим учреждениям в 2014 году дано государственное задание на выполнение госработ. Понимая, как сложно измерить результаты воспитательной работы, мы серьезно и внимательно рассматриваем такие показатели, как численность обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, и количество правонарушений среди обучающихся. В настоящее время на учете в КДН состоят 70 обучающихся. Снижение показателя составило 12,5% по сравнению с 2012-2013 учебным годом. Оценка эффективности управления финансовыми ресурсамиУмение грамотно управлять бюджетом школы в конечном счете должно сказываться на результатах ее деятельности. С одной стороны, школы просят деньги на обновление инфраструктуры, а с другой стороны, не могут ими эффективно распорядиться, оставляя большие средства на счетах. Так, по состоянию на 1 января 2014 года остатки целевых субсидий образовательных организаций составили 322,5 млн руб., или 49% от общего объема ассигнований без учета незакрытых контрактов на 140 млн руб. Не в таких масштабах, но тем не менее следует отметить, что остатки субсидий на выполнение госзаданий составили 183,1 млн руб., или 7,5% от общего объема субсидий на выполнение госзаданий. Эффективность управления финансовыми и кадровыми ресурсами влияет на дифференциацию в оплате труда работников образовательных организаций. Вот как выглядит распределение средних заработных плат педагогических работников школ внутри округа: дифференциация доходит до 200 процентов. При этом в некоторых школах показатель среднемесячной заработной платы в целом за год показал динамику снижения относительно периода за 9 месяцев этого же года. И если на объем субсидий и заработную плату в школах влияет фактор численности обучающихся, который не всегда по объективным причинам зависит от самой школы, то дошкольные учреждения объективно не испытывают недостатка в воспитанниках. Финансирование детских садов осуществляется в одинаковых условиях. Так выглядит картина распределения детских садов по показателю оплаты труда:Тем не менее в дошкольных учреждениях дифференциация тоже более чем в 1,5 раза, при этом в учреждениях, где сложилась низкая заработная плата, остатки на конец финансового года составляют более 1 млн руб. На мой взгляд, это результат некачественного планирования финансово-хозяйственной деятельности, при котором в течение года не было обеспечено равномерной оплаты труда. Для организации эффективного управления финансовыми ресурсами необходимо наличие эффективных специалистов – экономистов и бухгалтеров, которые в связке с руководством школы могут формировать адекватную политику распределения ресурсов. Для этого перед учреждениями была поставлена задача перехода на самостоятельную организацию финансово-экономической службы. Сегодня в системе 12 учреждений, ведущих самостоятельный бухгалтерский учет. На этапе перехода находятся 43 учреждения. Коллективы оставшихся 14 учреждений еще не приняли решение о переходе на самостоятельное ведение бухучета. При этом в двух случаях школы подают предложения на создание комплексов, не имея собственной финансовой службы (СОШ №2061, 2076). Подводя итоги, следует отметить, что, несмотря на все сложности переходного периода, динамика развития системы образования ТиНАО все же положительная. Вместе с тем, анализ текущего состояния позволяет сформулировать 3 комплексные проблемы, решение которых еще не состоялось и они поставлены в качестве задач на 2014-2015 годы: Диспропорции в равенстве доступа к услугам сферы образования: дошкольным, общего образования, дополнительного и профессионального образования. Низкий уровень качества образования во многих образовательных организациях округа. Откровенно слабый кадровый состав образовательных организаций.Для решения этих комплексных задач управлением совместно с советом директоров намечены мероприятия по повышению качества работы образовательных организаций ТиНАО и предложены индикаторы, отражающие результаты их выполнения. Задача обеспечения равенства доступа к государственным образовательным услугам будет выполняться за счет: Формирования оптимальной образовательной сети и инфраструктуры, обеспечивающей комплексную доступность образовательных услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей: Строительство новых объектов образования: В настоящее время в АИП города Москвы на 2014 г. предусмотрено строительство следующих объектов образования на территории ТиНАО, представленных на слайде:Для ускорения ввода объектов нового строительства мы подготовили предложение о переносе утвержденных в АИП сроков строительства детских садов с 2015-2016 годов на более ранний срок – 2014-2015 годы:- Подготовлены предложения по выбору земельных участков под строительство образовательных комплексов, интегрирующих общее и профессиональное образование, которые в настоящее время находятся на согласовании в Департаменте развития новых территорий. – Создание многоуровневых образовательных комплексов как новых центров социально-культурной активности населения. К апрелю 2014 г. в ТиНАО начнут работать 25 образовательных комплексов. Таким образом, из 72 государственных образовательных организаций останется 34 юридических лица, что позволит говорить о дальнейшей интеграции образовательных учреждений. – Создание 2 центров психолого-медико-социальной службы.- Создание филиала РЦОИ на базе школы №2063. Как показатели решения задачи определены следующие индикаторы. Повышения качества общего образования: – Внедрение эффективного учебного плана (3 школы – №2065, 2063 (поселение Московский), 2067 (поселение Воскресенское).- Организация сетевого взаимодействия между образовательными организациями с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории, обеспечения возможности выбора профиля в старших классах.- Повышение качества подготовки участников олимпиад различного уровня.- Максимальное участие образовательных организаций в независимой диагностике качества образования. – Использование возможностей ведущих вузов и научных организаций, в том числе в очно-заочной и дистанционной форме.- Повышение профессионального уровня педагогических кадров через внедрение механизмов эффективного контракта, стажировочных площадок, процедур согласования с органами ГОУ школы.- Создание условий для конкурентных механизмов привлечения высокопрофессиональных педагогических кадров. – Организация межшкольных мероприятий – как для учителей, так и для учащихся.- Разработка программы образовательной и культурной интеграции мигрантов.- Создание ресурсных центров на базе школ с предоставлением госзаданий на выполнение госработ по направлениям. – Использование социокультурных, интеллектуальных и физкультурно-спортивных ресурсов не только новых территорий, но и в целом города Москвы в социализации и образовании обучающихся с организацией транспортного обеспечения (2014 год – 114,5 млн руб.). Планируемые результаты достижения задачи повышения качества образования: Повышения эффективности управления в сфере образования: – Переход всех образовательных организаций на самостоятельное ведение бухгалтерского учета. – Создание профессиональной службы контрактных управляющих, в том числе за счет введения аутсорсинга. – Привлечение высококвалифицированных специалистов и создание условий для роста оплаты труда, в том числе за счет перевода отдельных расходов образовательных организаций в разряд целевых субсидий, перехода на нормативный расчет субсидий на содержание имущества, который для большинства школ ТиНАО дал рост общего объема субсидий на госазадание; оптимизацию общехозяйственных расходов учреждений при объединении. – Формирование эффективных управленческих команд на уровне школ. – Развитие государственно-общественного управления через участие представителей общественности в управленческих командах школы, расширение реальных полномочий УС; создание окружного УС с полномочием участия в процедуре назначения руководителей образовательных организаций.- Формирование и выращивание кадрового резерва руководителей образовательных организаций.
Комментарии