Первого сентября 2014 года Рособрнадзор объявил конкурс на лучшие проекты в сфере оценки качества образования. Московский центр качества образования победил в конкурсе, предложив на суд жюри проект «Региональная система оценки качества образования». Руководитель МЦКО Алексей РЫТОВ ответил на вопросы «УГ-М».
– А в чем, собственно, отличие системы оценки качества образования Москвы от региональных? – Отличие созданной в Москве системы оценки качества образования от имеющихся в РФ в том, что она включает в себя несколько элементов: независимая диагностика учебных достижений обучающихся, внутренний и внешний мониторинги качества образования. Такая система, введенная Департаментом образования, позволяет сегодня эффективно решать задачи обеспечения взаимодействия механизмов внутренней и внешней оценки (государственной итоговой аттестации, региональных процедур независимой диагностики образовательных достижений и внутришкольного мониторинга), полноты информации как о результатах обучения учащихся, так и о результатах деятельности образовательных организаций. Поддержку взаимодействия всех частей системы осуществляет информационно-аналитическая система Департамента образования «Московский регистр качества образования (МРКО)». При этом результаты всех процедур оценки качества образования интегрируются в портфолио образовательных организаций Москвы, обучающихся и педагогов. МРКО обеспечивает статистическую обработку данных и экспертно-аналитическую деятельность педагогов, администрации образовательных организаций и работников управления образования разного уровня. – В чем суть проекта, который был представлен на конкурс? – В нашем проекте были предложены подходы к: преемственности процедур оценки учебных достижений на ступенях начального, основного и среднего общего образования; диагностике предметных результатов обучения, которая проводится в Москве по всем основным предметам учебного плана: русский язык, математика, окружающий мир, история, обществознание, иностранный язык, физика, химия, биология, география, информатика и ИКТ; диагностике метапредметных результатов обучения, которая включает в себя такие направления, как познавательные метапредметные результаты, межпредметные понятия, грамотность чтения, компетентность в области решения проблем, ИКТ-компетентность, коммуникативные и регулятивные умения в рамках наблюдений за проектной деятельностью учащихся; мониторингу динамики индивидуальных учебных достижений обучающихся, позволяющему определить динамику учебных достижений КАЖДОГО ученика на разных этапах его школьной жизни: итоговую аттестацию в 9-м и 11-м классах дополняет обязательная независимая диагностика всех обучающихся 4-х и 7-х классов; изучению готовности первоклассников к обучению в рамках реализации ФГОС начальной школы, в конце года мы проводим мониторинг достижения промежуточных планируемых результатов обучения в начальной школе (1, 2-й и 3-й классы) по русскому языку, математике и чтению; мониторингу метапредметных результатов для основной и средней школы, тут важна оценка предметных результатов в рамках итоговых работ и частично в процедурах независимой диагностики, а частично в рамках внутреннего мониторинга образовательных организаций; формированию регионального банка инструментария для внутреннего мониторинга образовательных организаций, основанного на разработке инструментария оценки под требования нового стандарта, так как именно он позволяет обеспечивать взаимодействие внешней и внутренней оценки; получению в своих личных кабинетах учеником и его родителями не только отметки за тест или тестовый балл, но и полного описания работы, которую он выполнял; получению школами информации не только о результатах каждого ученика, но и в целом о результатах каждого класса, о численности групп учащихся с разными уровнями подготовки, происходит сравнение этих данных со средними результатами по городу. – Что же, на ваш взгляд, стало ключевым в проекте, представленном на конкурс? – Учитывая, что комплексный подход к оценке качества образования в соответствии с требованиями ФГОС предусматривает не только оценку учебных достижений, но и оценку образовательной деятельности школ, мы отвели в проекте ключевую роль оценке качества разработанных образовательных программ, рабочих программ по предметам, качеству условий реализации образовательного процесса. Речь идет о документах и материалах по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности школы, мониторинг которых происходит с использованием возможностей региональных информационных систем, на основе гибкого инструментария для проведения мониторинговых исследований на всех уровнях управления образования. В ходе мониторинга устанавливается наличие на сайте образовательной организации обязательной для размещения информации, проводится анализ обеспечения открытости и достоверности информации о ее деятельности, осуществляется анализ представленных материалов на соответствие требованиям ФГОС. Мероприятия мониторинга при этом служат информационной поддержке школ и способствуют повышению качества разрабатываемых педагогическим коллективом документов и материалов: в личных кабинетах школ размещается информация, необходимая для совершенствования образовательных программ, положений о внутренней системе оценки качества образования, об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ. – А какова в глобальном смысле роль системы оценки качества? – Система должна обеспечивать автоматизированную отправку в личный кабинет образовательной организации сведений о результатах мониторинговых исследований в виде отчетов, заключений экспертов. Форма обратной связи позволяет школам связываться с экспертами и получать консультации в режиме онлайн. В ходе такого мониторинга выявляют проблемы развития образования для обеспечения управленческой деятельности на уровне школы, округа, города. Описанная в проекте система позволяет проводить автоматизированное формирование итоговых отчетов по отдельному показателю, по группе показателей для отдельной школы, группы школ, всех образовательных организаций округа или города. Такие отчеты формируют для различных групп пользователей, в том числе для управления государственного надзора и контроля в сфере образования. Система обеспечивает хранение, обновление и совершенствование информационно-аналитической базы по результатам мониторинговых исследований. Вот вся суть представленного нами проекта. – Как столичная система образования оценила победу МЦКО? – В Москве привыкли к грамотному принятию управленческих решений, направленных на повышение эффективности учебного процесса или качество работы учителя, которые базируются не на единичном акте оценивания, а на мониторинге, позволяющем получить надежные данные о динамике индивидуальных достижений обучающихся и образовательной деятельности школы. Именно поэтому победа проекта МЦКО о региональной системе оценки качества образования не стала чем-то неожиданным для самой системы московского образования. По своему жанру он был проектом скорее для жюри конкурса, а для Москвы это описание уже произошедших изменений в подходах к оценке качества образования, произведенных Департаментом образования за последние несколько лет.
Комментарии