Не ошибусь, если скажу, что стратегия развития московского образования до 2025 года (вернее, проект стратегии) стала одним из главных предметов обсуждения в столичном педагогическом сообществе.
На первый взгляд может показаться, что разговор идет об абстрактном будущем. Дескать, да, это будет, но не с нами и не про нас. Но на самом деле это разговор практически о завтрашнем дне, ведь до 2025 года осталось всего ничего – 7 лет. Поэтому оставаться вне диалога о стратегии и оставить ее создание на откуп команды разработчиков, пожалуй, недальновидно. Сейчас время советовать, делать замечания, спорить и приходить к общему решению. Эти замечания очень важны, потому что воплощение стратегии в первую очередь ляжет на плечи московского учителя, а работать в школах будущего будут нынешние педагоги.Но каков учитель дня сегодняшнего и что от него хотят завтра? Каким он сам себя видит? Обо всем по порядку.СегодняВ конце 2017 года мы провели опрос «Московский учитель. Точки роста», в котором участвовали педагоги и иные работники пятидесяти одной школы Москвы – всего 1985 человек. Как показало исследование, столичный учитель удовлетворен работой и любит свою школу. Сюда его привели желание учить и любовь к детям. Но, конечно, немаловажными для него остаются бытовые и социальные удобства работы в школе.Более половины респондентов (53,5%) считают свою работу престижной, а 84,4% определили свой социальный статус как средний или высокий. Это говорит о том, что московские учителя оценивают все, что для них сейчас делают. Оцениваются и уровень зарплаты, и стабильность работы, и многие другие вещи. Для сравнения: в 2005 году средняя зарплата учителя в Москве составляла 6176 рублей, в 2017 году – уже 75844 рубля.Естественно, в опросе мы поинтересовались отношением педагогов к изменениям, которые происходили в системе образования, начиная с 2013 года. Выяснилось, что учителя Москвы приняли большую часть нововведений. Однако есть и те изменения, которые вызывают некоторое сомнение. Наиболее значимые среди них – это объединение школ, рейтингование, введение инклюзивного образования, тестирование педагогов. По сути, это самые сложные изменения, с которыми столкнулись наши образовательные организации.Затем мы попытались проследить, влияет ли отношение к метаморфозам в системе образования на усложнение работы учителя. В целом сложилась позитивная картина, но в образовательных организациях, которые занимают разные позиции в городском рейтинге, и отвечали по-разному. Так, школы, входящие в Топ-100, положительно оценивают изменения, которые с ними произошли. Школы, находящиеся в промежутке от 101‑го по 297‑е место, проявили очень интересную позицию: по мнению их работников, нововведения повлияли на них несильно, и результаты организации повысились незначительно (а кто-то говорит, что они даже понизились). По сравнению с ними большую благосклонность в оценке нововведений проявляют школы, которые занимают места ниже 297‑го.Как это объяснить? Мы попытались представить, отчего это происходит, и сделали предположение, что школы, которые занимают первые места рейтинга, во многом сами определяли произошедшие изменения, работают в новых условиях дольше остальных и поэтому более спокойно справляются со всеми вызовами, которые перед ними ставят. Школы, находящиеся ниже 297‑го места, стремятся укрепить себя и достигнуть более высокого положения, поэтому на них нововведения влияют более положительно, чем на школы, которые занимают от 101‑го до 297‑го места. А для средней группы, вероятно, характерны самоуспокоенность, желание сохранить свой статус и не рваться дальше. Это любопытный момент, и, пожалуй, каждая школа может объяснить его по-своему.ЗавтраА как же московский учитель смотрит на будущее системы образования и как в ней видит себя? На этот вопрос нам помогли ответить материалы другого опроса МГО профсоюза, который был размещен на нашем сайте. Основная часть респондентов присоединилась к нему в апреле 2018 года, а в общей сложности в нем приняли участие 1688 человек. Вопросы были сформулированы с оглядкой на Стратегию-2025, и, конечно же, нас интересовало, как учителя относятся к ее разработке. Респонденты выбирали из готовых ответов.Разумеется, большая часть педагогов о проекте стратегии знают. Кто-то слышал о нем от коллег и знакомых, кто-то следит за обсуждением директоров-разработчиков (отмечу, что на момент, когда создавался опросник, еще не проходили педагогические советы по обсуждению стратегии).При этом, как показал опрос, только 32,2% учителей либо уже участвуют, либо хотят участвовать в разработке стратегии. Отстраненную позицию занимают 63,8% опрошенных, ссылаясь на то, что этим вопросом должны заниматься профессионалы. Хотя кто эти профессионалы, как не сами учителя? Участие педагога важно, ведь, если он останется в стороне, стратегия будет учитывать лишь мнение разработчиков. Сам учитель может повлиять на то, каким он будет, какие условия и какую оплату труда он будет иметь.Следующий блок вопросов касался приоритетных подходов к разработке Стратегии-2025. Один из них – это «ПОТОК». Ученику хотят предложить самостоятельно выбирать свой образовательный маршрут. Около 40% опрошенных нами педагогов выразили положительное отношение к этому предложению. Тем не менее 51,6% отнеслись к нему с опаской. Большинство респондентов считают, что образование должно оставаться фундаментальным, дающим разносторонние знания, которые могут пригодиться человеку в жизни.Размышляя о «РОСТе» (оценивании результатов ученика из разных источников, позволяющем учесть разносторонние детские таланты), треть респондентов ответили, что должна применяться единая система оценивания, и с этим трудно не согласиться. 22,3% педагогов положительно оценили это предложение, поскольку зачет результатов ребенка в кружках, секциях и на олимпиадах даст ему больше свободного времени. Часть учителей (21,7%) отметили, что портфолио учеников собираются и сейчас, однако пока их не учитывают.Третья позиция, которая изложена в проекте стратегии, – это «Урбошкола», то есть особая образовательная среда для учащихся, объединяющая все образовательные ресурсы города. В основном к ней отнеслись положительно, но треть респондентов отметили, что не все дети мотивированы на учебу, поэтому, внедряя «Урбошколу», мы можем потерять новое поколение. Но так ли это? «Потеряем» ли мы поколение, если дети будут учиться в разных коллективах, и не только в своей школе? Думаю, педагогам следовало ответить все же иначе. Новые условия создаются как раз для того, чтобы увлечь детей учебой, а задача учителя заключается в том, чтобы найти новые формы работы со школьниками и повысить их мотивацию к обучению.Также в своем опросе мы не могли обойти стороной некоторые позиции, связанные с условиями труда педагога, – это прежде всего аттестация и оплата труда.Спрашивая об аттестации, мы хотели понять, что думают учителя: нужно или не нужно ее проводить. Главный ответ, который мы получили, заключается в том, что результаты учеников – это не всегда результаты педагога, поэтому и оценивать по ним несправедливо. Нашлись приверженцы и других мнений. Одни посчитали, что учитель и без аттестации может определять свои дефициты, а затем самостоятельно их ликвидировать. Другие ответили, что уход от аттестации в ее нынешней форме (а разработчики Стратегии-2025 предлагают составлять профессиональный портрет учителя автоматически, на основе цифровых данных) высвободит им и администрациям школ немало времени. Третьи несколько обиженно отметили, что опять в основу оценки педагога закладываются цифровые данные, а творчество педагога никому не нужно.Отвечая на вопрос об оплате труда, педагоги не поддержали предложение снизить базовую часть и сделать упор на стимулирование, и это закономерно. Часть учителей (37,8%) считает необходимым вернуться к тарифной сетке. А другая (47%) – поддерживает действующую систему с опорой на ученико-час и стимулирующие выплаты.Таков результат второго опроса.2025 годА теперь представим, что наступил 2025 год – год, когда стратегия должна быть полностью внедрена. Что к этому моменту произойдет с учителем? Вернемся к нашему первому опросу и посмотрим.Сейчас более половины опрошенных педагогов считают, что им не нужны компетенции, связанные с проектными технологиями (так думают 54%) и обменом опытом с коллегами (53%). Не нужны, по их словам, и новые педагогические технологии (46%), не обязательна внеклассная воспитательная работа (46%), развивающая деятельность учителя (41%), активное взаимодействие с родителями (39%). И это не просто ответы учителей – это их потенциальные дефициты, которые, как они полагают, можно самостоятельно обнаружить и восполнить. Между тем перечисленные компетенции и функции заложены в новой роли учителя, которую ему предлагает Стратегия-2025.Навыки, о которых мы с вами говорим, – это навыки XXI века, и они обязательно должны находиться «на кончиках пальцев» каждого учителя. К сожалению, этого наш опрос не показал.Педагог должен быть готов к овладению так называемыми soft skills (навыками непредметного содержания), к которым относятся и способность к коммуникации, и умение защищать свои интересы, и непрерывная потребность в новых знаниях и умениях. Помимо этого он не сможет обойтись без способности адаптироваться к изменениям и профессиональной гибкости.Эти же soft skills имеют отношение к деятельности профсоюза, который и в адаптации, и в защите, и в коммуникации, и в развитии должен педагогу помогать.Постановка вопросов и поиск ответовНо что же нужно, чтобы учитель к 2025 году изменился и эти перемены не были для него болезненными? Для этого необходимо найти ответы на несколько важных вопросов.Первый вопрос касается педагогического образования. Какие образовательные программы должны появиться в педагогических вузах? Кто, как и когда будет проводить профессиональную переподготовку учителей?А если мы говорим о том, что роль учителя будет меняться, то каков будет его новый функционал? Как он будет отражен в трудовом договоре, какими документами он будет регламентироваться? Ведь никакую стратегию нельзя претворить в жизнь без введения новых нормативных актов.Следует обратить внимание и на вопросы нормирования труда. Сейчас учитель получает высокую зарплату, но за что он ее получает? Какой должна быть организация учебно-воспитательного процесса, учитывая те предложения, которые включает в себя проект Стратегии-2025? И какими должны быть требования к учителю при новой заработной плате?Также важно определить функции классного руководителя. Может быть, учитывая усиление его роли, следует выделить для него отдельную должность?Следующий вопрос – об аттестации. Должна ли она быть? А если нет, то что ее заменит? И по каким критериям будет оцениваться деятельность учителя? Ведь он не просто предметник, он еще и психолог, воспитатель и в некоторой степени социальный работник.
Заканчивается ли на этом список вопросов к разработчикам Стратегии развития московского образования? Возможно, его дополните или измените вы. Мы будем рады, если вы расскажете нам, что сами увидели в этом проекте и что вас взволновало. Мы от вас этого ждем.
Марина ИВАНОВА,председатель МГО профсоюза
Комментарии