search
main
0

Московский регистр качества образования и мы: сотрудничество, которое плодотворно

​В соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами в каждом образовательном учреждении должна складываться система оценки достижений планируемых результатов. Эта система будет определять основные направления и цели деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки.

В Юго-Западном учебном округе 5 лет назад была разработана окружная система оценки качества на основе автоматизированных программ. Эта система позволяла образовательному учреждению отследить качество обученности, уровень освоения программы, сформированность умений, а также увидеть объективность оценивания учащихся, состояние работы с сильными и слабоуспевающими учащимися. Главная область применения полученных в автоматизированном режиме результатов – совершенствование системы внутришкольного контроля, который позволил осуществить необходимые коррективы в процессе планирования и организации учебно-воспитательного процесса. С сентября 2011 года дошкольные и общеобразовательные учреждения округа включились в Московский регистр качества образования (МРКО). Не все сразу получалось: были и технические ошибки, и сбои программы, но тем не менее большинство школ и детских садов Юго-Западного округа благодарны Московскому центру качества образования (директор А.Рытов) за создание такого информационно-аналитического модуля, который в наглядном и доступном формате дал возможность образовательным учреждениям формировать объективные статистические и аналитические отчеты, видеть проблемные компоненты в деятельности ученика и деятельности учителя. Постоянно действующая система внутришкольного контроля на базе регистра позволила образовательному учреждению оперативно реагировать на результативность учебно-воспитательного процесса и принимать обоснованные управленческие решения. Как отмечают заместители руководителей образовательных учреждений, работающих с регистром, самый главный и неоспоримый плюс МРКО – единый стандартизированный подход к оценке качества образования в школах Москвы, есть несомненные сокращения затрат рабочего времени учителя на поэлементный анализ контрольных работ. Качество образовательного процесса выражается в его результатах. Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста всех субъектов образования стал наглядным и мотивировал других добиваться еще более высоких результатов в учебной и профессиональной деятельности? Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации и управлению образовательным процессом следует рассматривать портфолио, с помощью которого складывается наглядная и целостная картина, отражающая систему оценки качества образования. Московский регистр помогает успешно решать задачи формирования портфолио ученика, учителя, образовательного учреждения. В будущем, вероятно, это может быть использовано при процедурах внешнего контроля деятельности образовательного учреждения. Спектр применения портфолио учащегося разнообразен. Его используют в организации предпрофильной подготовки в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга обучающихся. Возможности МРКО позволяют накапливать портфолио при переходе учащегося с одной ступени обучения на другую и даже при переходе в другую школу. Обеспечение качества образования стало сегодня социальным заказом школе, важнейшим показателем развития учебного заведения, его престижа и конкурентоспособности. Эффективность работы образовательного учреждения определяется многими показателями, среди которых особое место занимает независимая внешняя оценка качества образования (итоговая аттестация, олимпиады и интеллектуальные конкурсы, аккредитационная экспертиза). На заседаниях городской рабочей группы по внедрению МРКО в течение 2011-2012 учебного года обсуждался вопрос об использовании внешними экспертами данных из регистра, на основании которых может быть сделано экспертное заключение. В этом случае автоматически отпадает необходимость выезда в образовательные учреждения для осуществления контрольных процедур. Большинство образовательных учреждений округа позитивно отнеслись к данному нововведению. Родители, как и все остальные участники образовательного процесса, также имеют возможность получать данные о достижениях своего ребенка из базы данных МРКО. Специально для этого существует уровень доступа родителей, которые могут ознакомиться с оценками из электронного журнала, результатами контрольных работ только своего ребенка. Вместе с тем по итогам совместной работы образовательных учреждений, методического центра ЮЗОУО и Московского центра качества образования появились пожелания, которые повысят эффективность системы оценки качества образования в округе:     Московскому центру качества образования привлечь команду разработчиков концепции развития МРКО и сопровождающих процесс программирования специалистов, имеющих опыт по организации внутришкольного контроля;     в общем анализе образовательного учреждения создать возможность автоматического сравнительного анализа класса, школы по отдельным учебным периодам, предметам;     при анализе контрольных работ и других видов диагностики учитывать специфику предмета, особенности контингента класса, распределение сложности заданий;     скорректировать возможности изменения учебного расписания по периодам года, делению на подгруппы, наличию специальных предметов;     совершенствовать работу электронного дневника и журнала. В настоящее время в регистре активно создается окружной кабинет, в котором можно увидеть целостную картину ситуации в образовательных учреждениях. Главное предназначение этой информации – оказать методическую поддержку тем образовательным учреждениям, которые нуждаются в совершенствовании выбора методики преподавания, работы с разным контингентом учащихся, подготовки к итоговой аттестации. Хочу верить, что регистр качества образования в будущем станет полноценным инструментом взаимодействия семьи, образовательного учреждения и органов управления образованием в режиме реального времени, который дает возможность участвовать в образовательном процессе, вносить предложения, отслеживать динамику образовательных результатов каждого ребенка. Светлана КОЖЕВНИКОВА, заместитель директора по УВР ЦО №1883, председатель окружного совета заместителей директоров по УВР

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте