search
main
0

Московский мэр – сторонник адаптации мегаполисов к новым условиям

Сергей СОБЯНИН принял участие в дискуссии «Адаптация городов к потребностям бизнеса, людей и планеты» на Деловом саммите АТЭС и ответил на множество вопросов, которые ему задали зарубежные специалисты.

Насколько я знаю, был проведен конкурс наиболее благоустроенных городов России, Тюмень стала вторым городом по благоустройству. Для меня это очень приятно, потому что в свое время город Тюмень был, наверное, самым грязным городом России. Это было не так давно, буквально 10 лет тому назад. За 10 лет произошел скачок, связанный с благоустройством, созданием новой городской среды. Я считаю, что если не любой, то большинство городов России при минимальных ресурсах и при желании можно привести в порядок и сделать их более благоустроенными. Но это нужно делать всем вместе – и городским властям, и областным, и региональным, и населению. Тогда получится то, что получилось с Тюменью и другими городами Севера, где я проработал. Я помню, мы начинали строить в тайге город Когалым в нефтегазовом регионе Западной Сибири, когда происходило бурное освоение этого региона, создавались города – придатки промыслов промышленных предприятий. В начале 1990-х, когда эти небольшие, компактные города получили самостоятельное развитие, самостоятельные бюджеты, они стали примером того, как можно их благоустраивать даже в условиях Крайнего Севера. Они одни из самых лучших благоустроенных городов России, на мой взгляд: и Лангепас, и Когалым, и Сургут, и Нижневартовск просто изменили свое лицо, изменили комфортность проживания, несмотря на то что находятся в самых неблагополучных климатических условиях. Примером того, как происходит адаптация городов к новым условиям, мог бы послужить Владивосток. Я был здесь примерно пять лет назад, участвовал в комиссии по выбору строительства Дальневосточного университета и центра для проведения саммита. На этом месте, где находимся, мы видели тогда несколько бараков и захламленную территорию. Сегодня это цветущая территория, готовые университетские корпуса, поверить тому, что это произошло буквально за несколько лет, очень сложно, особенно когда ты видел, что здесь было до этого. Это блестящий пример того, как адаптируются наши города, как создаются новые центры для дальнейшего развития, для людей, для бизнеса. Абсолютно правильный лозунг сегодняшнего нашего мероприятия: «Города и люди должны адаптироваться к новым современным условиям, города должны адаптироваться к людям, а люди, население должно адаптироваться к новым современным условиям». Несмотря на то что еще несколько лет назад ученые говорили о том, что урбанизация планеты прекращается, что мы будем жить на прекрасной сельской территории, что новые информационные технологии придут на смену индустриализации, что города перестанут расти, развиваться, что человек, сидя у себя дома, сможет участвовать в работе, ему не нужно будет ни передвигаться, ни ехать в большие города, это предсказание не состоялось. Сегодня очевидно, что урбанизация планеты, концентрация населения в крупных мегаполисах продолжается, причем она продолжается повсеместно. В Азии, в Африке, в Америке мы видим примеры того, как создают крупнейшие мегаполисы, которые вбирают в себя миллионы и миллионы людей. Конечно, это серьезный вызов, с одной стороны, но и, с другой стороны, это, конечно, создание новых локомотивов – локомотивов экономики, экономики регионов, стран и в целом планеты. Тем не менее очевидно, что в связи с новой волной урбанизации, созданием мегагородов возникают серьезные проблемы, связанные с переуплотнением населения, с ухудшением экологии, транспорта. Задача власти – сделать города удобными для жизни людей, найти баланс между бизнесом и горожанами, между развитием экономики и комфортным проживанием в крупных городах, с одной стороны, а с другой стороны, населению требуется повышать свою квалификацию и соответствовать современным требованиям. Там, где это происходит, города динамично развиваются, где это не удается сделать, происходят стагнация и замедление развития.На примере Москвы могу сказать, что, несмотря на огромный объем инвестиций, которые вбирает в себя московская экономика, огромный потенциал развития города (по своему потенциалу Москва находится на одном из первых мест в мире), мы чувствуем замедление темпов развития. Каковы причины этого замедления, каковы причины того, что мы видим, что тот потенциал, который есть у города, не используется в полной мере? Первая и главная причина в том, что градостроительная политика города была подчинена интересам крупных инвесторов. В результате мы видим искажение структуры города, концентрацию рабочих мест в центре, развитие жилых массивов на окраинах города, отставание инфраструктуры, медленную реорганизацию старых промышленных территорий и отстранение жителей от управления городом, что, собственно, характерно, наверное, для большинства крупных мегаполисов.Что мы делаем сегодня в городе для того, чтобы изменить эти негативные тенденции, чтобы придать городу устойчивое и динамичное развитие? В первую очередь это, конечно, смена идеологии. Мы считаем, что город должен быть в первую очередь удобным для жизни людей. Казалось бы, простая формула, но тем не менее она задает совершенно другую идеологию, совершенно другие направления в приоритетах развития города. В этих целях мы сформулировали и создали 16 городских программ по главным, ключевым направлениям развития: образование, здравоохранение, культура, индустрия отдыха, транспорт и так далее.Конечно, один из главных приоритетов – развитие общественного транспорта. К сожалению, города не могут вместить в себя огромные транспортные потоки легковых автомобилей, особенно в постсоветских городах, которые не приспособлены для этого, их инфраструктура не создана для этого, сегодня ее полностью перестроить в исторически сложившихся городах практически невозможно. Поэтому очевидно, как и для всех мегаполисов, Москва должна идти по интенсивному развитию общественного транспорта. В настоящее время в Москве реализуется крупнейший проект среди городов по интеллектуальной транспортной системе, когда новые технологии, информационные технологии участвуют в управлении транспортными потоками, начиная от управления общественным движением, заканчивая общим трафиком, парковками, регулированием движения, контролем за неправильной парковкой, штрафами. Это огромная информационная интеллектуальная система, которая поможет и уже помогает управлять миллионами пассажиров, которые ежедневно передвигаются по городу. В Москве началось колоссальное развитие метростроения, реконструкция пригородных железнодорожных путей, развитие наземного нерельсового общественного транспорта, все это, конечно, сконцентрировано в одной из крупнейших мировых программ по развитию общественного транспорта, которая, я уверен, в ближайшие годы даст свои результаты, свой эффект.Следующий приоритет, который определило Правительство Москвы, – это реорганизация общественного пространства. Мы понимаем, что необходимо развивать зеленые территории, строить парки. За последние два года в Москве реконструировано более 50 парковых территорий, которые расположены практически в шаговой доступности от населения, мы будем продолжать дальше развивать эти территории, помимо этого обустраивать крупные городские кварталы, дворовые территории, небольшие скверы, парки. Все это, конечно, создает другую атмосферу в городе, более комфортную для проживания граждан. За последние годы в Москве сносили от 100 до 200 зданий старой застройки, часть из них была историческими зданиями. Каждая такая акция вызывала целую волну протестов жителей, совершенно законных и обоснованных. Мы практически полностью приостановили снос старых зданий, речь идет только о реконструкции тех зданий, которая уже начата до этого, приостановили строительство около 10 млн кв. м в Москве. Все города стараются привлекать инвестиции – чем больше строят, тем, казалось бы, лучше, – но мы остановили строительство объектов в общей сложности где-то на 50 млрд долларов возможных инвестиций. Это колоссальная сумма для города, однако мы должны всегда находить баланс между интересами девелоперов, крупных застройщиков и городской средой, населением. Мы приостановили те проекты, которые уродуют городскую среду, которые внедряются в старые кварталы Москвы, по сути дела, совершенно изменяя лицо города. За последнее время ни один исторический памятник в Москве не был снесен, ни одно архитектурное здание, которое признано памятником культуры, не снесено. Я считаю, что такой приоритет должен быть и в дальнейшем. Всегда можно найти компромисс между строительством города, урбанизацией, его развитием и сохранением исторической среды. В городе в одном из первых созданы новые режимные регламенты исторической среды, центра города, для того чтобы уже на нормативном уровне закрепить те требования к застройке города, которые устраивают город и горожан. Конечно, немаловажно развивать новые центры деловой и инновационной активности. Сегодня в городе реализуется масштабный проект инновационного центра «Сколково», создаются новые деловые и административные центры, что приведет к появлению новых центров притяжения, новых центров развития. Без современных технологий достаточно сложно представить развитие крупных городов, в том числе и Москвы. «Сколково» – один из ключевых проектов, которые развиваются в Москве, но это действительно начало. Столица обладает колоссальным потенциалом для своего инновационного развития: более 30% всех научных работников страны, всех научных центров, университетов расположено в Москве. Новые технологии приходят практически во все сферы городской жизни. То же самое можно сказать об образовании, начиная от начальной и средней школы, где внедряют новые технологии обучения: интерактивные доски, компьютеры, электронную систему записи в школы. То же самое происходит в здравоохранении, когда туда приходят новейшие медицинские технологии. Мы заканчиваем в этом году Программу модернизации здравоохранения, но не заканчивается развитие здравоохранения в целом, за два года происходит практически полное обновление медицинского оборудования и внедрение новых информационных технологий в лечении больных, их сопровождении, записи.Пожалуй, главное из всего, что необходимо сделать городу, – это вовлечь население в управление мегаполисом. Это, с одной стороны, казалось бы, очевидная вещь, и реализовать ее чрезвычайно просто в городе с 12-миллионным населением, но этого без новых технологий, без Интернета сделать практически невозможно. Поэтому сегодня в городе открыты порталы, на которые жители могут обращаться, давать свои предложения, контролировать работу властей, контролировать реализацию городских проектов, давать свои замечания, а город активно отвечает на эти инициативы, для того чтобы был постоянный обмен мнениями, постоянное взаимодействие с населением. Внедрение таких механизмов приближает каждого гражданина, каждого жителя города к контролю за управлением городом, к участию в развитии городской среды. Я думаю, что изменение этой психологии, втягивание миллионов людей в развитие собственного города дает значительную синергию всех проектов, которые мы реализуем. Я считаю, что это, пожалуй, самый важный проект и самое важное направление в развитии наших городов. В Москве реализуется новая госпрограмма – программа «Открытого правительства», которая позволяет жителям участвовать в управлении городом. Для этого создаются серьезные интеллектуальные системы, которые позволяют жителям участвовать в развитии проектов, обозначении приоритетов и их реализации. Поэтому сегодня город уже немыслим без новых информационных технологий, без инноваций, и, конечно, в этом будущее – будущее развитие всех мегаполисов, и Москва в этом не исключение.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте