Перед Московским институтом открытого образования была поставлена задача поменять приоритеты в повышении квалификации управленцев, где главный посыл – это подготовка к управленческой деятельности, обучение управленцев самостоятельно выстраивать перспективы развития учреждений, определяя точки роста.
Так появился проект «Эффективный руководитель столичной системы образования». Для его реализации пришлось изменить структуру института, имеющаяся ранее не только не отвечала актуальной модели повышения профессионального уровня руководителей образовательных организаций Москвы, но и в чем-то даже мешала. Многие сотрудники института, профессорско-преподавательский состав продолжали жить в оторванности от реалий, происходящих в образовании столицы, при этом являясь в большинстве грамотными, но узкопрофильными специалистами, не успевающими за изменяющимися реалиями московского образования.В структуре МИОО появились центры, название которых соответствует характеру и содержанию работы. Например, Центр дошкольного и начального образования; карьерного развития управленческих кадров; метапредметной подготовки и конвергентных программ; образовательного форсайта; общекультурных компетенций педагогов; оценки компетенций педагогических работников; педагогического дизайна и цифровой педагогики; подготовки педагогов по образовательным областям.Новые требования заказчиков (а это не только Департамент образования, но и сами директора московских школ) на изменение содержания программ повышения их квалификации можно было реализовать только через призму решения внутрисистемной координации с учетом содержания работы каждого центра. Были разработаны 13 модулей, в рамках которых директора имели возможность выстраивать свою собственную траекторию обучения. В качестве оценочного инструментария по результатам обучения по программе «Эффективный руководитель столичной системы образования» стал управленческий проект, который разрабатывает директор для своей школы и в реализацию которого на практике включается вся школа. Управленческий проект, созданный как инструмент решения задач по повышению качества образования и развитию образовательной организации, на практике подтверждает приобретение руководителем новых компетенций в результате повышения квалификации или их отсутствие. Мы считаем, что публичная защита проекта и его последующее исполнение – это дополнительная возможность решения задачи консолидации педагогического коллектива, учащихся и родителей в единую команду для решения актуальных задач с ориентацией на заявленные конкретные результаты.В процессе реализации программы «Эффективный руководитель» стали появляться новые возможности для создания прикладных проектов. Так появилась Ассоциация менторов из числа директоров, обеспечивающих сопровождение разработки и реализации управленческих проектов, способствующая профессиональному и личностному росту директоров московских школ.В процессе реализации программы «Эффективный руководитель столичного образования» были открыты огромные возможности для разнообразных видов деятельности по реализации программ повышения квалификации. В частности, в сфере общения – прежде всего посредством информационно-коммуникационных технологий, которые содержат большое количество вариантов для анализа и трансляции передового опыта. Используя современные технологии в программе курсов «Эффективный руководитель столичной системы образования», нам удалось с практической стороны рассмотреть все рабочие материалы, выдвигаемые положения для последующих дискуссий, при этом мы не претендовали на завершенность характеристик, оценок и выводов. Самое главное, на мой взгляд: нам удалось изменить отношение к повышению квалификации. Об этом свидетельствует тот факт, что директора московских школ обратились в Департамент образования с предложением по аналогичной схеме обучать своих заместителей. Так возникла вторая программа подготовки управленцев – «Современный заместитель руководителя образовательной организации». Отличие данной программы от первой состоит в том, что в ней больше тренинговых мероприятий, мастер-классов, практических семинаров и методических конференций. По сути, эта программа дала возможность «просветить» каждого слушателя – заместителя директора, увидеть возможность своего профессионального роста. Это, в свою очередь, подтолкнуло институт взяться за разработку и реализацию программы «Хочу быть директором». Учитывая тот факт, что институт совместно с другими центральными городскими учреждениями Департамента образования разрабатывает основные тестовые вопросы для аттестации руководителей образовательных организаций, в процессе повышения квалификации появляются неограниченные возможности отработки наиболее сложных кейсовых вопросов на практических семинарах и тренингах, на специальных дискуссионных площадках, которые организуются и проводятся с участием руководителей ДОгМ, представителей науки и практики.В реализации программ «Эффективный руководитель столичного образования» и «Современный заместитель руководителя образовательной организации» осуществлен осознанный заказ на кооперацию деятельности административного персонала образовательных организаций. Хочу отметить, что формирование у руководителей и педагогов компетенций командной работы усиливает процессы обучения через совместную работу и далее дает большое преимущество и возможность воспитывать у детей и подростков умение работать в команде. Способность кооперироваться, работать в группах, коллективах и организациях разного типа, выполнять свою часть общей задачи, поддерживая тем самым работу всей группы в достижении общей цели, является ключевой социальной компетенцией, роль которой, несомненно, в будущем будет только возрастать. Поэтому нужно учить тех, кто учит сам. За 80-летнюю историю многое менялось в системе повышения квалификации учителя. Сегодня эта задача стала глобальной, требующей полной перестройки содержания повышения профессиональной квалификации московского управленца и педагога. Стремительное развитие московского образования испытывает на готовность педагога быть главным провайдером между учеником и новыми формами получения знаний и возможностью их применения в своей дальнейшей жизни. Первоначальный замысел реформирования курсов повышения квалификации для педагогических работников заключался в том, чтобы обеспечить опережающий характер предметной подготовки учителей за счет передачи функции заказчика на соответствующие курсы и программы самим образовательным комплексам (вместе с соответствующим объемом финансовых ресурсов), а функции исполнителя передать всем возможным субъектам образовательной инфраструктуры Москвы вузам, колледжам, образовательным центрам.Прежде всего надежда возлагалась на московские вузы, которые были призваны обеспечить современный уровень предоставления образовательных услуг, обучать учителей действительно тому, что сегодня и завтра будет происходить в науке и жизни. Директора комплексов были призваны внимательно отслеживать все предложения на рынке услуг по повышению квалификации и направлять своих учителей на обучение по наиболее интересным программам для приобретения педагогами тех компетенций, которые непосредственно необходимы школе, ученику. Желаемый сдвиг в этом направлении произошел, но не в той степени, в которой ожидалось. Далеко не все московские вузы оказались готовы к опережающему обучению учителей на должном уровне, к тому, о чем всегда мечтали московские педагоги – соединению в единой программе предметных, метапредметных и общих компетенций. Большинство предложенных программ продолжали носить фрагментарный характер и не выдержали испытания экспертизой.С другой стороны, учителя «топовых» школ, добившиеся серьезных результатов в подготовке своих учеников к сдаче ЕГЭ, победам на всероссийских олимпиадах, а также к участию в иных общероссийских и общемосковских мероприятиях, предъявляют обоснованные претензии к качеству и уровню предлагаемых программ повышения квалификации. Они сами могли бы научить своих менее опытных коллег многому из того, что умеют. Весь указанный комплекс причин стал вектором необходимой коренной перестройки деятельности по повышению профессионального уровня педагогических работников, развития у них новых профессиональных компетенций.Определяя целевую направленность этой работы, мы исходим из понимания того, что московскому учителю сегодня нужны программы очень высокого уровня, как по содержанию, так и по наличию определенной системности. Сегодня мы готовы к реализации программ «индивидуального заказа» от педагога, где содержится не только предметная область знаний, но и сопутствующие ей другие темы и смыслы. Конечно, разработать такие программы – задача непростая, и ее решение потребовало упразднить внутри института ряд кафедр, которые «загоняли» учителя в прокрустово ложе классических методик преподавания. Имеющиеся кафедры института были «заточены» на использовавшиеся в прежние времена модели повышения квалификации учителей. Кафедральная структура института являлась аналогом структуры вуза, препятствовала разработке междисциплинарных тем, модулей обучения, программ. Вдобавок само по себе наличие большого количества кафедр отрицательно сказывалось на межкафедральном взаимодействии, в учебном процессе кафедр почти не были задействованы практики-педагоги. Изменение структуры института в рамках вновь образованных центров позволяет сегодня создавать проекты, которые будут сопровождать новые зоны развития московского учителя. В частности, как известно, сегодня в московских школах активно реализуется междисциплинарность, разрабатываются конвергентные программы по наиболее актуальным разделам естественно-научных, химико-биологических и гуманитарных направлений. Для успешной реализации этих позиций учителю необходимы новые компетенции, освоить которые ему сегодня способен помочь институт, и в настоящее время завершается формирование таких программ обучения.Необходимо отметить еще один аспект работы института – это участие в реализации городских проектов, таких как «Московская электронная школа», «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», «Готов к учебе, жизни и труду» и др. Об этом более подробно расскажут читателям газеты сотрудники института. Участие в подобных проектах Департамента образования позволяет коллективу института развивать формы и методы повышения квалификации – как специально оформленный процесс поддержки развития новых компетенций, формирования знаний и навыков, позволяющих эффективно работать в московской школе. В программах института широко представлены темы, связанные с развитием личности ребенка, программы саморазвития, включая работу с физическими и психофизическими качествами. Запрос на обучение по этим направлениям московские педагоги могут сегодня делать через новую форму повышения квалификации, которую мы назвали «Педагогический абонемент».Реализуя новый подход к сопровождению и координации повышения квалификации и переподготовке работников образования, нам в корне пришлось изменить технологию получения московскими педагогами доступной, качественной информации по всему спектру услуг повышения квалификации. Для этого была создана информационная платформа портала дополнительного профессионального образования, который фактически через принцип «одного окна» представляет весь набор курсов повышения квалификации в Москве, там же проводится мониторинг качества и эффективности реализации программ ДПО вузами, учреждениями, подведомственными Департаменту образования Москвы, частными образовательными организациями. О востребованности данного портала говорят следующие цифры: за год более 6 млн просмотренных страниц портала, за год число посетителей портала достигает почти полумиллиона человек. Активно интересуются программами повышения квалификации, размещенными на портале, и наши коллеги из регионов РФ. Все это дает нам дополнительный импульс на поиск новых мобильных, интерактивных форм обучения педагогов столицы. Учитель современной школы уже давно не является единственным носителем знаний и информации для обучающихся. Его миссия скорее в том, чтобы научить школьника «пропускать через себя» новые технологии усвоения знаний, навыков, фиксирования достижений и оценки полученных знаний, создание у учащихся мотивации и стремления к самопознанию. В этих целях институт разработал и реализует серию интерактивных курсов по использованию ИКТ в обучающей системе, будь ли это урок, дополнительное занятие либо необходимая для учителя возможность использовать традиционные педагогические методики и новые современные педагогические информационные технологии. Поиск дополнительных форматов обучения позволил институту создать несколько программ педагогического дизайна и цифровой педагогики. В частности, педагогам представлены программы по разделам медиапроизводства, управления образовательным контентом и управления информационной средой школы; возможности получения специализированных методик по преподаванию информатики, информационных технологий в образовании. Хочу особо отметить, что институт проводит эту работу не по своему усмотрению – разрабатывая новые темы, модели повышения квалификации, мы постоянно проводим мониторинги и экспертизы программ дополнительного профессионального образования, в которых участвуют лучшие директора школ, учителя, представители НКО, московские вузы и академические институты. Это позволяет создавать в городе такие траектории повышения квалификации, которые удовлетворяет практически все запросы потребителей услуг по повышению квалификации, а также формировать устойчивый принцип – обучение на протяжении всей педагогической практики. Программы повышения квалификации для педагогов создаются также и с учетом анализа результатов сдачи ГИА и ЕГЭ с подробным разбором тех «провалов», которые допускаются выпускниками. Это также в значительной степени приближает программы повышения квалификации к реальной ситуации в образовании и создает еще одну возможность доступным образом способствовать профессиональному росту московских педагогов. МИОО разработал и реализует ряд программ для директоров школ и заместителей директоров из регионов РФ, в частности обучение по программам «Эффективный руководитель столичной системы образования» с учетом региональной специфики и востребованности конкретных образовательных организаций. Подобные курсы были проведены для руководителей образовательных организаций Якутии, Ижевска, Сочи, Самары и других. Как показала эта практика, для региональных систем образования представляются весьма интересными опыт результативного управления образовательными организациями, который есть в Москве, и сама специфика работы московских управленцев. Слушатели курсов из регионов имеют возможность получить в институте не только профессиональный набор практических занятий, но и ознакомиться с деятельностью школ города. Это дает им возможность оценить свои результаты, определить проблемные зоны и по возможности создать дорожные карты для достижения более высоких результатов в своих коллективах. Мы исходим из того, что уход от жесткой унификации, единообразия целей, содержания, методов обучения в системе повышения квалификации процесс довольно сложный, но необходимый и обязательный на сегодняшнем этапе развития московского образования. Это требует от нас комплексного подхода – от разработки программ до подбора преподавательских кадров, тренеров. Алексей РЫТОВ, ректор МИОО
Комментарии