5 июля на заседании комиссии по образованию и науке Общественной палаты Москвы обсудили итоги столичного пилотного формата обучения в старших классах с акцентом на подготовке к ЕГЭ. Проект показал бесспорные позитивные результаты.
«Мы перед собой ставили две основные глобальные задачи, когда начинали это проект. Первая — придать уверенности выпускникам, попробовать свои силы, почувствовать, что они могут сдать ЕГЭ. Предложить им интенсивы, в которых они могут удостовериться в том, что они знают и могут все, что нужно для того, чтобы успешно пройти итоговое испытание.
И вторая задача — работать с низкими результатами там, где нет возможности у семьи каким-то иным способом, кроме как в школе, помочь ребенку. Это была основная целевая аудитория. Основные поставленные цели были достигнуты», — отметил Министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента образования и науки Александр Молотков.
«В этом учебном году мы впервые запустили уникальный формат обучения с акцентом на подготовку к ЕГЭ в московских школах. И сейчас, после завершения основного периода ЕГЭ, мы видим, что новый подход помог детям лучше сдать экзамены.
Благодаря обучению по новому формату мы решили одну из важнейших задач – снизилась доля выпускников, которые, к сожалению, не могли преодолеть минимальный порог. При этом выросло число детей, которые сдали экзамены на высокие баллы, и даже увеличилось число ребят-стобалльников», — рассказала заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Олеся Лукашук.
Благодаря проекту по подготовке доля выпускников с двойками сократилась:
- по литературе — более чем в 4 раза,
- по русскому языку — почти в 4 раза,
- по биологии — в 2,5 раза,
- по информатике, физике и географии— почти в 2 раза,
- по математике, английскому и истории — почти в 1,5 раза,
- по химии — в 1,2 раза.
Также увеличилась доля выпускников с максимальными 100 баллами:
- по физике — в 7 раз,
- по биологии — в 5 раз,
- по русскому языку и по литературе — в 3 раза,
- по английскому языку — почти в 2 раза,
- по химии и информатике — в 1,2 раза.
Для оценки эффективности проекта помимо результатов ЕГЭ используются регулярные опросы. В последнем из них приняли участие почти 8 тысяч родителей выпускников и более 7 тысяч учителей. По результатам опроса особенно высоко оценили проект и считают, что его нужно продолжить, те родители, чьи дети занимались только в школе на практикумах, не прибегая к услугам репетиторов и дополнительных курсов – 74%. Лишь небольшой процент опрошенных предпочитает традиционное обучение.
В новом учебном году проект будут развивать с учетом накопленного опыта. По просьбе родителей внимание будет уделено более гибкому разделению детей на группы в зависимости от уровня подготовки и притязаний на результат экзамена. Еще больше внимания будет уделяться подготовке учителей к преподаванию на практикумах. Расписание занятий сделают более удобным. Для дальнейшего совершенствования проекта будет создана экспертная рабочая группа.
Для более эффективной подготовки 10 тысяч педагогов прошли обучение по специальным программам повышения квалификации. Также были созданы ресурсные центры для учителей по взаимообучению и обмену опытом. Для участия в проекте в качестве экспертов были приглашены учителя, в течение ряда лет готовящие учеников на максимальный балл. Специалисты Института содержания, методов и технологий образования МГПУ обсудили их индивидуальные методики преподавания, выслушали пожелания и обобщили опыт в зависимости от преподаваемого предмета. В новом учебном году еще больше внимания будет уделяться подготовке учителей к преподаванию на практикумах.
Участники заседания Общественной палаты подчеркнули, что пилотный формат обучения доказал свою эффективность.
«Пилотный проект, который прошел в Москве, включил в себя подготовку новых методик и преподавания дисциплин, и методик подготовки самих педагогов. Он дал выдающиеся результаты. В Москве резко возросло количество детей, которые сдали ЕГЭ лучше, сдали ЕГЭ на 100 баллов, сдали два или даже три экзамена на 100 балов. Это очень здорово. Но вторым, самым главным фокусом этого проекта, была забота о тех детях, чьи родители, к сожалению, не могут нанимать репетиторов, чтобы готовить детей к вузам.
В итоге заметно изменились результаты в самых нижних группах по уровню подготовки, и число неуспевающих детей заметно снизилось. Мне кажется очень важным это социальное измерение московского образования — дать детям, независимо от их материального положения, возможность подготовиться к вузу, сдать ЕГЭ и получить эти баллы, чтобы дальше продолжать учебу. Эти цели проекта были достигнуты», — сообщил председатель Общественной палаты Москвы Константин Ремчуков.
«Самое сложное, что удалось решить в системе московского образования —это изменить психологию учителя. Вообще всегда самое сложное — это человеческий фактор: людям, которые работают по 25 и более лет в одном формате, очень трудно переходить к новому формату, к новым требованиям, которые ставят перед ними. Все сегодня ждут результаты этого пилотного проекта, а в первую очередь ждет Российская Федерация. Потому что, возможно, он будет в какой-то мере, в какой-то части продвигаться в регионы страны. Перегружать детей в 11 классе, когда многие из них уже вообще без репетиторов не мыслят свою жизнь, — это неправильно. Большая, титаническая работа Департамента образования и науки заслуживает всякого уважения. Я бы предложила развивать дальше этот пилотный проект», — отметила председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты Москвы Мария Лазутова.
Московские одиннадцатиклассники начали учиться по новому формату с акцентом на подготовку к ЕГЭ в 2022 году. Его разработали по запросам самих старшеклассников и их родителей. В рамках проекта у детей впервые прошли две волны пробных ЕГЭ, которые не влияли на оценки, чтобы ребята в реальных условиях могли оценить свои знания в динамике. До 1 февраля завершилась часть предметов, изучаемых на базовом уровне, кроме математики, истории, обществознания и физической культуры. И в учебное расписание были включены практикумы по подготовке к ЕГЭ по выбранным для сдачи предметам. Практикумы занимали не менее 40 процентов учебного времени. На них дети со схожим уровнем подготовки проходили сложные темы и выполняли задания экзаменов без оценок и контрольных.
Специально для одиннадцатиклассников лучшие педагоги города, выпускники прошлых лет и психологи записали более 500 видеороликов с разборами заданий по каждому предмету и советами по управлению эмоциями и тайм-менеджменту на экзаменах в «Московской электронной школе». Также в МЭШ добавили сервис «Экзамены» с большим набором материалов для самостоятельной подготовки и персональные рекомендации вузов по результатам ЕГЭ каждого ребенка.
Уникальным элементом нового формата обучения стала программа психологической поддержки перед экзаменами. Ее ключевой частью стал цикл открытых лекций самых известных специалистов в области психологии и работы со стрессом на крупных городских площадках. Их участниками стали более четырех тысяч человек, онлайн-трансляции собрали более 500 тысяч просмотров. Участники могли задать вопросы и получить персональный ответ. На площадках проведения каждой лекции более 300 детей и родителей получили консультацию городских психологов.
Ранее глава Рособрнадзора Анзор Музаев подвел предварительные итоги ЕГЭ по всей России. Так, всего итоговую аттестацию проходили более 630 тысяч человек. Из них около 7 тысяч получили за один из экзаменов 100 баллов. Есть в стране и 200-балльники – их 456 человек.
Кроме того, 17 ребят смогли получить максимальные 300 баллов за три предмета. Одна из них – Елизавета Каширская из Тамбовской области – поделилась своими секретами подготовки с Сетевым изданием «Учительская газета».
Комментарии