search
main
0

Московские инновации – база для развития столичного образования

Для решения задач повышения эффективности оценки качества знаний обучающихся, выявления и поддержки талантливой молодежи, совершенствования различных форм аттестации образовательных учреждений и обучающихся, организации и проведения мониторинговых исследований распоряжением Правительства Москвы от 20 октября 2004 года №2090-РП и приказом по Департаменту образования города Москвы от 22 ноября 2004 года №710 был создан Московский центр качества образования. Его создание стало логическим продолжением программ «Столичное образование 1-4». Новой и важной задачей МЦКО стало обеспечение реализации Приоритетного национального проекта «Образование» в городе Москве.

В ходе конкурсного отбора в рамках нацпроекта «Образование» впервые был поставлен вопрос об общественной оценке инновационных процессов в образовательном пространстве Москвы, впервые был выстроен общественный конкурсный механизм поддержки инноваций в образовании, ориентированный на качественный результат образовательной деятельности в образовательном учреждении.

Образование – та сфера, где перемены давно назрели, и нужен был лишь толчок, прицельный инновационный проект, чтобы запустить цепную реакцию. Приоритетный национальный проект «Образование» стал механизмом, запускающим развитие системы образования на качественно иных принципах, для того чтобы получаемое учениками образование соответствовало эпохе и обозримым перспективам жизни общества и его развития. В педагогическом сообществе стало укрепляться понимание того, что в современных условиях обучение только предметным ЗУНам без достижения востребованных обществом образовательных результатов уже не может быть признано перспективной стратегией.

Различные исследования образовательных результатов учащихся, в том числе международные (PISA, TIMMS и многие другие), способствовали постепенной утрате иллюзий относительно того, что наше образование, оставаясь неизменным, может и в дальнейшем оставаться одним из лучших в мире, не изменяясь вместе с обществом. Этот вывод воспринимался обществом неоднозначно и вызывал ожесточенные споры.

Приоритетный национальный проект «Образование» поставил точку в сомнениях и спорах.

За два года реализации ПНПО в Москве была сформирована уникальная система общественного участия в развитии столичного образования. Так, в проведении экспертизы по критериям отбора приняли участие представители 15 гражданских институтов. Эксперты ПНПО в 2006/2007 учебном году прошли обучение в Московском центре качества образования по методике проведения критериального анализа программ развития образовательных учреждений и конкурсных материалов учителей, были обеспечены необходимыми методическими разработками. Обучение экспертов было вызвано необходимостью особой «тонкой настройки» общественного ожидания и представлений о качестве образования к специфическому профессиональному языку школьной документации. Эксперты, по инициативе которых специалисты МЦКО организовали обучающие курсы, с огромным интересом анализировали программы развития и иную документацию о деятельности образовательных учреждений, вырабатывая обобщенную, взвешенную и объективную оценку. Участие представителей общественности в дальнейшем позволит проводить и более объективную экспертную оценку деятельности образовательных учреждений в ходе процесса их аккредитации.

Что же выявил национальный проект?

Во-первых, то, что произошел значительный рост различных форм общественно-государственного управления в образовательных учреждениях. Если в 2006 году среди заявителей на участие в конкурсном отборе ПНПО было только 5 школ, имеющих управляющие советы, то в 2007 году заявили о себе уже 13 образовательных учреждений (увеличение в 2,6 раза), которые сформировали свой управляющий совет как орган общественно-государственного управления образовательным учреждением. Можно предположить, что эта тенденция будет набирать силу и в дальнейшем.

Во-вторых, относительно новой тенденцией в Программах развития образовательных учреждений становится повышенное внимание к качеству образовательного процесса, как конечного результата успешной реализации инновационных проектов и программ. Это связано с более четким позиционированием родительской общественности, работодателей, общества в целом в отношении требований к эффективности деятельности образовательных учреждений. Инновационный инструментарий становится средством повышения качества образования как в целом в образовательном учреждении, так и относительно индивидуальных успехов учащихся, главной заботой лучших инновационных школ столицы.

В-третьих, можно отметить, что образовательные учреждения – участники конкурсного отбора учли опыт прошлого года и в текущем году представили более продуманные, реалистичные и реализуемые инновационные Программы развития.

Поскольку «инновация» (лат. «ин-нове») – это вхождение нового ряда в некоторую сферу, вживление в нее и порождение изменений в этой сфере, здесь одинаково важны два процесса – «вживление» нового внутрь какого-либо участка сферы и как результат – последующее системное изменение всей сферы (в отличие от новации, направленной на апробирование частных нововведений).

Кроме того, инновационная деятельность может быть признана подлинно инновационной только тогда, когда опыт ее осуществления становится доступным другим. Создание инноваций – дело не массовое, большую часть образовательных учреждений нужно учить их грамотно использовать. Если школы, не участвовавшие в конкурсе ПНПО, не смогут быть пользователями инноваций, это не позволит вывести на новый уровень всю систему образования.

Анализ Программ развития московских школ – победителей конкурса ПНПО – показывает, что наиболее актуальными в настоящее время оказываются умение работать с проблемой (прежде всего в ситуации отсутствия наличного знания) и применять знания в практических жизненных ситуациях, работать с общностью – группой, командой (коммуникативная компетентность и соорганизация, взаимодействие), а также включение ученика в процессы самообразования, саморазвития, самоопределения.

По итогам конкурсного отбора ПНПО в 2006 году и на основе материалов московского конкурса «Строим школу будущего», ставшего московским региональным продолжением Приоритетного национального проекта «Образование», можно отметить динамику инновационных компонентов программ развития в 2007 году. Московский центр качества образования провел большую работу по систематизации и описанию инновационной деятельности московских образовательных учреждений.

В конкурсных заявках 2007 года отчетливо прослеживаются такие тенденции развития инновационной деятельности в школах и образовательных сетях, как:

1. Разнообразие школьных укладов и авторских педагогических систем в образовательных учреждениях.

2. Инновационные образовательные программы в области русского языка и культуры, в том числе ориентированные на поликультурные и многоконфессиональные общности.

3. Инновации в области обеспечения качества образования, включающего управление качеством через согласование позиций родительской общественности, педагогического и детского коллективов, иных субъектов-заказчиков качества образования.

4. Инновации в области организации пространства выбора для учащихся и оптимизации учебного процесса на основе обеспечения профильного обучения. Опыт образовательных учреждений позволяет на новом этапе развития создавать инновационные образовательные программы, позволяющие учащимся реализовывать любые образовательные запросы в рамках учебного процесса.

5. Инновационное образование на основе сетевого взаимодействия образовательных учреждений и субъектов социокультурной сферы города. Образовательная сеть становится основой построения успешной образовательной модели школы.

6. Лидеры инновационного образования становятся центрами социокультурного развития на микрорегиональном (районном) и макрорегиональном (городском) уровнях, организуя процессы развития человеческого потенциала в динамичном и развивающемся мегаполисе.

Анализ материалов лучших учителей, представленных ими на конкурсный отбор ПНПО, позволяет сделать вывод, что их интересуют действительно качественное преподавание своего предмета и качество результатов обучающихся. Используемые технологии, методики предметного преподавания, в том числе и компьютерные технологии, направлены на более глубокое и всестороннее овладение учащимися предметом и надпредметными умениями и компетенциями.

Профессиональная деятельность учителей-предметников, занявших призовые места в конкурсе в рамках национального проекта «Образование» в 2007 году, осуществляемая в рамках педагогических систем для разных категорий детей, реализуется в следующих направлениях:

1. Расширение практики применения новых образовательных технологий в предметном и надпредметном обучении

Лучшие учителя используют весь спектр информационных технологий, в том числе:

информационные образовательные среды (например, школьная геоинформационная система «Живая география» и так далее);

возможность конструирования индивидуальных и групповых образовательных ресурсов – интерактивная обучающая анимация, презентации, в том числе с использованием интерактивных досок, видеоуроки;

специализированное точное оборудование – датчики, модели, обучающие конструкторы;

возможности дистанционных средств образования, телеконференций, интернет-технологии.

2. Усложнение методических схем предметного преподавания

Изменение формы оценки результатов обучения в средней и старшей школе – введение единого государственного экзамена, аттестационного экзамена в новой форме – ставит перед учителями новые задачи обеспечения качества образования в рамках предметного преподавания. Результатом творчества лучших учителей становится разработка новых форм преподавания предмета, в том числе:

элективных тематических курсов, обеспечивающих прохождение программы на различных уровнях для разных групп учащихся с предоставлением возможности выбора, в том числе при организации профильного и предпрофильного образования;

широкое использование метода учебных и исследовательских проектов, позволяющих интегрировать содержание предметного образования;

разработка учителями специальных образовательных программ, направленных на подготовку к единому государственному экзамену.

3. Включение в преподавание учебных предметов нового содержания образования

Модернизация столичного образования обеспечивается и на уровне разработки и внедрения в учебный процесс нового содержания как предметного, так и надпредметного образования. В практике лучших учителей это представлено как:

авторские разработки межпредметных интегрированных курсов;

обучение ключевым компетенциям;

обучение способам проектной и исследовательской деятельности;

формирование способностей самоконтроля, самооценки, рефлексии в подростковой школе;

разработка нового содержания экологического образования, в том числе за счет интеграции общеобразовательных предметов (географии, биологии, химии и т.д.);

внедрение технологий «дебаты» и «критическое чтение и письмо» как элементов работы с пониманием способов приобретения знаний и критического осмысления знаний и опыта.

Создаются условия для обучения детей с особенностями в развитии и детей-инвалидов, а также развивающей образовательной среды для разных категорий детей, развития их способностей и выбора индивидуального образовательного маршрута. Именно организация образовательной среды выступает необходимым условием достижения требуемого качества образования.

4. Внедрение образовательных технологий с учетом возрастных особенностей учащихся

Лучшие учителя активно используют технологии, позволяющие обеспечить максимальный эффект для каждой возрастной категории учащихся. Используются обучение в малых группах, блочно-модульное обучение, дискуссии, case-study, метод проектов, метод проблемного обучения, эвристический и исследовательские методы, разноуровневое обучение, развитие рефлексии, ролевые и деловые игры. Широкое распространение получили:

обучение по индивидуальным учебным планам;

интенсивные учебные сессии в каникулярное время (летние школы, сборы и т.п.).

5. Обеспечение реализации социального заказа родителей и работодателей

Характерной особенностью деятельности современного учителя становится активное взаимодействие с родительской общественностью, а также образовательными институтами за пределами конкретного образовательного учреждения (вузами, научно-исследовательскими организациями и так далее). Лучшие учителя активно вовлечены в работу по обеспечению:

самоуправления образовательной организации;

деятельности клубов выпускников;

деятельности родительских советов, иных форм управления образовательной организации;

взаимодействия с высшими учебными заведениями, в том числе с формированием совместных образовательных программ школы и вуза.

6. Расширение форм дополнительного образования в образовательных учреждениях

Новой характеристикой образовательного процесса становится активное взаимодействие и интеграция дополнительного и общего образования в рамках конкретного образовательного учреждения. Широко используются образовательные экскурсии, выезды, образовательный туризм (в том числе в преподавании иностранных языков). Лучшие учителя активно развивают такие формы дополнительного образования учащихся, как:

образовательные студии;

клубы;

образовательные экспедиции.

Для достижения новых образовательных результатов, востребованных в современном обществе, необходимы изменения в основных сферах жизни школы: учение-обучение, уклад школы как жизненного пространства, отношения образовательного учреждения с внешним окружением, изменение педагогического профессионализма, диагностика и мониторинг качества образования.

Национальный проект показал, что всем участникам сферы образования столицы предстоит учиться. И экспертам, и администраторам школ, и педагогам, и управленцам. Учиться, чтобы совместными усилиями сделать столичное качество образования мировым стандартом качества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте