search
main
0

Московская торгово-промышленная палата открывает двери образованию

В Московской торгово-промышленной палате прошло расширенное заседание Комитета МТПП по образованию, в рамках которого состоялся «круглый стол» на тему «Новая государственная стратегия в развитии образования».

Самая главная задача, которую решает система профессионального образования, – подготовка высококвалифицированных кадров для реального сектора экономики. Но вопрос сегодня заключается в том, примет ли участие этот сектор в деятельности колледжей, поставит ли перед ними актуальные задачи, поможет ли в оборудовании материально-технической базы, в повышении квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, в организации практики студентов. Об этом, собственно говоря, и шла речь на «круглом столе». Генеральный директор Московской торгово-промышленной палаты Юрий Азаров считает, что решать проблемы подготовки кадров нужно в рамках государственно-частного партнерства, совместных действий госорганов, бизнес-сообщества и образовательных структур, с участием таких крупных предпринимательских сообществ, как Торгово-промышленная палата. В составе МТПП создан Комитет по вопросам образования, и это стало для палаты важным событием, так как новая структура органично дополняет уже работающие Международную школу бизнеса МТПП, Центр трудовых ресурсов, Комитет МТПП по труду, занятости населения и социальным вопросам.Чем будет заниматься комитет? Об этом рассказал его председатель – первый проректор РУДН, доктор физико-математических наук, профессор, действительный член РАЕН Александр Ефремов. Оказалось, что своей главной задачей комитет считает серьезное налаживание эффективного взаимодействия между сектором образования и рынком труда в Москве, совершенствование программ профессионального обучения всех уровней, встречную работу образовательных учреждений и работодателей по созданию стандартов профессионального обучения, организацию стажировок и практик для учащихся высших и средних специальных учебных заведений. Комитет будет стремиться к решению двух самых сложных проблем – трудоустройства выпускников и обеспечения работодателей востребованными молодыми кадрами. Не секрет, что проблемы не решаются в течение долгого времени отчасти потому, что нет анализа, который бы помог определить, насколько эффективно используются выпускники колледжей в реальном секторе экономики, а также нет прогноза потребности в таких кадрах. Ефремов считает, что нужно создать эффективную систему прогнозирования занятости населения, заняться активной профориентацией старшеклассников, нужно инициировать развитие системы непрерывного образования, включающее переподготовку, повышение квалификации, различные краткосрочные образовательные курсы (в самое ближайшее время будет проведено социологическое исследование среди предприятий гильдий Московской ТПП по теме дополнительного профессионального образования). Александр Ефремов убежден, что площадка Московской торгово-промышленной палаты может стать наиболее пригодной для организации работы по формированию перечня необходимых образовательных услуг и решения вопроса оценки качества этих услуг. Представитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Круглов сообщил, что в Федеральной программе образования на 2011 – 2015 гг. запланированы проекты, предусматривающие мониторинг востребованности как специалистов, так и образовательных программ. Сегодня крайне необходимо оценить, насколько востребованы программы по таким направлениям, как менеджмент, юриспруденция, финансы и кредит. Хотя такой оценки пока нет, эти программы в большом количестве представлены в системе образования. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Министерство образования и науки РФ подписали соглашение о лицензировании образовательных программ, и теперь лицензию будут выдавать только тогда, когда та или иная программа будет востребована в конкретном регионе. По вновь открытым образовательным программам через год проводится образовательный контроль. Виктор Круглов заметил, что подчас образовательные структуры сами отказываются от ведения тех или иных программ, опасаясь не выдержать контрольных проверок. В структуре Рособрнадзора создано специальное управление по надзору и контролю за вузами страны, включая филиалы, но этого недостаточно. По мнению Виктора Круглова, нужно, чтобы к работе по контролю качества образовательных программ присоединились работодатели, ведь самое большое количество программ недостаточно высокого качества сосредоточено в негосударственном секторе государственных вузов, особенно их филиалов, притом что в данном секторе обучается около 54% всего обучающегося контингента, еще 18% – студенты коммерческих вузов. Несомненно, повышению качества профессионального образования в России будет способствовать система сертификации квалификаций: к 2015 году создадут 100 центров сертификации квалификаций, а к 2020 году в стране должно быть 500 таких центров. Система будет апробирована в 14 отраслях народного хозяйства, где в пилотном режиме будут вводить 3 типа центров сертификации квалификаций: региональные (для всех специальностей, представленных в регионе), отраслевые (для отраслевых специальностей), по конкретным специальностям. Виктор Круглов предложил Комитету МТПП по вопросам образования подключиться к работе по проведению общественной оценки качества профессионального образования, которая в настоящее время ведется недостаточно активно. Также общественные структуры Московской торгово-промышленной палаты могут применить свои силы в области оценки работы образовательных учреждений в части дополнительного образования, при этом участие ТПП в этой работе может быть законодательно закреплено.О ситуации, сложившейся в сфере образования в Москве, рассказал заместитель руководителя Департамента образования Игорь Павлов. Игорь Сергеевич предложил Московской ТПП и Комитету МТПП по вопросам образования принять участие в работе вновь создаваемого Координационного совета по профессиональному образованию при Правительстве Москвы. Такое сотрудничество может быть весьма плодотворным, так как сегодня пока еще невозможно составить реальный прогноз потребности городской экономики в трудовых ресурсах. Например, учета центров профессиональной подготовки практически нет, поэтому необходимо создать перечень всех профессиональных образовательных программ и объединить сведения о реализации каждой из программ в электронной информационно-поисковой системе, с помощью которой можно составить диагностику профессионального образования в Москве. В создании такой системы наряду с государственными исполнительными органами Игорь Павлов предложил участвовать и Московской торгово-промышленной палате. Помощь палаты будет востребована и для установления баланса интересов работодателей и населения. Игорь Павлов отметил, что профессиональное образование находится на стыке этих интересов, которые, как правило, не совпадают, чтобы сблизить трудовые ожидания работодателей и потенциальных работников, необходима комплексная работа в области профессиональной ориентации, в которой должны принять участие и органы государственной власти, и объединения предпринимателей. Павлов предложил Московской ТПП и ее Комитету по вопросам образования принять самое активное участие в разработке законодательных инициатив по привлечению инвестиций в систему профессионального образования и защиты прав инвесторов, особо подчеркнул, что участие работодателей в формировании учебного процесса начального и среднего профессионального образования необходимо, приветствовал инициативу палаты по организации взаимодействия гильдий МТПП с учреждениями профессионального образования Москвы по подготовке кадров, это особенно актуально, так как в рамках Недели профессионального образования Москвы в октябре 2011 года будет впервые проведен съезд работодателей и социальных партнеров профессионального образования.Заместитель генерального директора МТПП – руководитель Департамента по работе с членами МТПП Дмитрий Каплин отметил, что палата имеет богатый опыт проведения обучающих семинаров, деловых встреч, экспертной работы и деятельности в области дополнительного образования, в том числе по переподготовке и вхождению в гражданскую жизнь уволенных военнослужащих и сотрудников силовых структур. В связи с этим директор Международной школы бизнеса МТПП Антонина Ватолкина проинформировала участников «круглого стола» о том, что МШБ, как один из первых региональных обучающих центров в Москве, ведет активную работу по программе развития начального и среднего профессионального образования, по возрождению системы наставничества на предприятиях города, проводит Всероссийский конкурс работ учащихся и выпускников колледжей «Новое поколение», поддерживает и развивает деловые контакты с предприятиями и образовательными учреждениями многих европейских стран, организует зарубежные деловые миссии и стажировки для обмена опытом по организации профессионального образования с Великобританией, Германией, Италией, Финляндией, Швецией, Бельгией, Австрией. В 2010 году по линии международного сотрудничества прошли обучение более 3000 человек, на различных курсах МШБ обучала руководителей компаний, педагогов учебных заведений, учащихся школ, колледжей, вузов. Например, по программе коммерциализации НИОКР в 2010 году прошли обучение более 300 учащихся средних и высших профессиональных учебных заведений, а по программе «Основы предпринимательской деятельности» – 250 учащихся. Основными заказчиками обучающих программ выступают Департамент образования, Департамент науки и промышленной политики, префектуры, МГУ им. М.В.Ломоносова, РЭА им. Плеханова, НИУ ВШЭ и другие организации. В 2010 году Международная школа бизнеса МТПП была удостоена звания «Поставщик товаров, работ и услуг для города Москвы». Значительным делом Антонина Ватолкина считает повышение квалификации мастеров производственного обучения московских колледжей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте