Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Московская школа – возможность выбора

УГ - Москва, №47 от 19 ноября 2013. Читать номер
Автор:

Мы все хорошо понимаем – анализировать систему образования Москвы дело очень непростое, так как она огромна, очень разнообразна и до 2011 года была крайне многоплановой, интересной и контрастной по уровню финансирования и созданных в школах условий, а также по результатам.

К 2011 году сложилась ситуация, при которой школы Москвы были дифференцированы как по условиям, так и по степени соответствия качества образования требованиям государственных стандартов.Образовательным учреждениям Москвы на равные задачи (предоставление образования в рамках государственного стандарта) выделяли разные ресурсы. Так, установленный норматив для общеобразовательных школ (63 тысячи рублей) почти в 2 раза отличался от норматива для лицеев и гимназий (120 тысяч рублей), были введены поправочные коэффициенты, в результате применения которых затраты бюджета на образование московских школьников, обучающихся в разных школах, отличались более чем в 3 раза.Очевидно, что принципы и идеология финансирования школ влияют на принципы и идеологию самой воспитательной системы. Если государство выделяет разные ресурсы на обучение школьников, то это противопоставляет обучающихся разных школ, расслаивает общество. Образование, которое должно служить социальным лифтом для детей, обеспечивать возможность каждому реализовать свои возможности, в этом случае дифференцирует их потенциальные возможности просто по месту обучения. Так сформировались причины возникновения ажиотажа при приеме детей в первые классы некоторых столичных школ. Родители хорошо понимали, что от места обучения будет зависеть дальнейшая успешность их ребенка (по результатам опроса населения Москвы, проведенного агентством «Росбалт», по итогам 2010 года 44% опрошенных оценивали качество образования как низкое). Вместе с тем работали очень успешные педагогические коллективы и школы.Перед нами, таким образом, встала задача, ни в коем случае не допустив снижения результативности школ-лидеров, создать дополнительные мотивы для развития всех школ, вовлечь в конкуренцию за ученика и его результат все школы города. Таким мотивом стало нормативно-подушевое финансирование. К этому времени уже был обобщенный на федеральном уровне опыт успешной модернизации системы образования, разработанный в Тюменской области, российские регионы успешно пользовались основанной на тюменской модельной методикой финансирования. Мы еще раз рассмотрели этот опыт и, используя его, разработали механизмы модернизации. Основой этих механизмов стал пилотный проект по развитию общего образования, а затем и государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг.».Ответственность за реализацию этих значимых для всей системы столичного образования механизмов лежит на Департаменте образования, вместе с тем у департамента есть партнеры, заинтересованные в обеспечении устойчивого развития системы образования столицы. Это Московская городская Дума, городская организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ, заинтересованная общественность. (См. схему).Из их числа были сформированы:- наблюдательный совет за ходом реализации пилотного проекта по развитию общего образования в Москве, который возглавляют уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович и председатель Комиссии городской Думы по образованию Виктор Кругляков. В 2011-2013 годах состоялось 12 заседаний наблюдательного совета, на которых, в том числе, были представлены результаты модернизации в административных округах;- экспертный совет по государственной программе Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования Москвы («Столичное образование»)», который возглавляет заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников. В 2011-2013 годах состоялось 6 заседаний экспертного совета.Именно благодаря консолидации всех усилий за последние три года удалось добиться серьезных результатов развития образования.С 1 апреля 2011 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы №86-ПП началась реализация пилотного проекта по развитию общего образования. Тогда в проект по своей инициативе вступили 125 школ (по числу районов Москвы). Однако уже через полгода еще 134 учреждения изъявили желание участвовать в апробации новых подходов и принципов. На сегодня большинство школ Москвы – участники пилотного проекта. Реализация пилотного проекта позволила повысить качество предоставления образовательных услуг за счет перехода от управления затратами к управлению результатами, а также позволила отказаться от сметного финансирования учреждений и перейти к финансированию в форме субсидии, рассчитанной на прозрачной нормативной основе, выравнивающей ресурсные возможности школ города по наиболее высокому лицейско-гимназическому показателю. Школы получили финансовую самостоятельность, а значит, и ответственность за свои решения, за эффективность управления этими средствами. Теперь у ранее недофинансированных школ исчезла причина освобождать себя от конкуренции за ученика. Больше невозможно стало выписывать себе индульгенцию на позицию аутсайдера из-за недофинансирования. Начиная с 2011 года расходы на систему образования города Москвы существенно растут.Выравнивалось по высокой планке не только финансирование, выравнивались и условия реализации стандарта – в большом количестве школ были сделаны ремонты, проведено благоустройство территории, появились спортивные площадки, во все школы были поставлены компьютеры и мультимедийная техника, закуплено учебное и лабораторное оборудование. Новая система финансирования, финансовая самостоятельность учреждений позволили поднять уровень заработной платы в большинстве школ города. В результате за три года средняя заработная плата учителей выросла на 68%. (Средняя заработная плата учителей по итогам 1-го полугодия 2013 года – 65,8 тыс. руб. Это выше уровня средней заработной платы в регионе (в Москве – 57,2 тыс. руб. за аналогичный период.) Общий фонд оплаты труда школы распределяется с учетом совокупных достижений всего педагогического коллектива, следовательно, у его членов появляются взаимная ответственность, взаимная требовательность. Заинтересованность родителей, педагогов, учеников, да и просто москвичей в развитии школы, оценке ее перспектив и результатов учебного и воспитательного процессов способствовала организации эффективной работы управляющих советов школ, которые имеют очень серьезные полномочия – распределение и контроль расходования бюджетных средств, обеспечение условий для организации учебного процесса, питания. Это важное направление пилотного проекта переместилось («шагнуло») на новый уровень: во многих округах города Москвы началось активное движение по созданию органов государственно-общественного управления образованием на уровне микрорайонов, районов и округов.Когда все школы получили равные условия и равные возможности организации работы с учащимися, началась действительно конкуренция за ученика и его результат. Свободный выбор московской семьей школы для поступления в первый класс, организованный в электронном виде через портал государственных услуг, показал, что число школ, которым москвичи доверяют, растет. В результате такого естественного отбора образовательная карта Москвы с каждым годом развивается в сторону роста доли школ, востребованных москвичами. Мы не просто сняли ажиотаж при приеме в образовательные учреждения, но и получили четкую и объективную картину предпочтения жителей города. Более того, часть родителей в этом году вообще могли не беспокоиться по поводу поступления в 1-й класс, так как дети просто перешли в школу из ее дошкольного отделения. Такая возможность в следующем учебном году будет у еще большего числа родителей. Количество школ с дошкольными отделениями увеличивается. Изменение финансово-экономического механизма помогло резко ускорить решение главной социально-педагогической задачи – не только предоставить каждому московскому школьнику качественное образование в сотне школ города, но и предоставить такое образование как реально доступное по месту жительства. Близость школы к дому – это серьезная составляющая качества жизни ребенка. Для московских семей должны быть созданы условия, при которых около дома в ближайшей школе можно получить качественное образование. Считать, что эту задачу мы уже решили, пока нельзя. Финансирование поднято, условия выравнены, и нынче резерв развития переместился в сами школы.Педагогические коллективы теперь понимают, что в конкуренции за ученика и его результат выигрывать будет та школа, которая реально предоставляет всем разнообразно одаренным и способным московским школьникам широкий спектр выбора программ, профилей обучения, форм и методов обучения, класса и учителя, разнообразной образовательной среды. Многие школы для решения этих задач идут по пути укрупнения. Несколько школ формируют крупный многопрофильный образовательный центр, сохраняя при этом педагогическое своеобразие всех своих элементов. На сегодняшний день создано 817 многопрофильных школ, в состав которых вошло 2849 учреждений. Те же, кто уже работает в условиях многопрофильной школы, почувствовали преимущества и для детей, и для родителей, и для педагогов. Теперь такие школы стали и социально-культурными центрами микрорайонов, объединяющими жителей общими полезными делами на благо родного микрорайона и города.На сегодняшний день итогом реализации таких механизмов стало существенное повышение качества предоставляемых образовательных услуг. За последние 3 года отмечается:- улучшение результатов единого государственного экзамена: выросла доля учащихся, набравших 220 и более баллов по трем предметам ЕГЭ, от общего числа выпускников, и, что еще важнее, появляется все большее количество школ, которые обеспечивают немалому количеству учеников высокие результаты; – повышается результативность участия московских школьников в предметных олимпиадах. В 2013 году команда Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады показала лучший результат по количеству победителей, далеко оторвавшись от других регионов. Победителями стали 84 человека из 52 школ (в прошлом году – 74 человека из 44 школ), а призерами – 237 учеников из 76 школ. Более чем на 25% увеличилось количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в Москве. Победителями и призерами в 2013 году стали школьники из 579 школ города (42% от общего числа школ города, 1370 школ). По результатам Всероссийской олимпиады школьников 2013 года пять московских школьников вошли в состав сборных команд России. Все пять получили золотые медали на международных олимпиадах. В столице работает механизм независимой оценки качества образовательных результатов.Мониторинг показателей деятельности образовательных учреждений осуществляется сегодня посредством независимых диагностик образовательных результатов учащихся. Эта работа начиналась в рамках перехода на ФГОС в начальной школе и реализации пилотного проекта. В настоящее время любая школа может самостоятельно заказать Московскому центру качества образования проведение диагностики в каждом классе и по любому предмету.Абсолютная прозрачность и равнодоступность финансирования учреждений позволили также открыто сравнивать результаты их деятельности. Сегодня город создал равное ресурсное обеспечение учреждений, нет ни одного учреждения, «обиженного» ресурсами от города, значит, город, горожане вправе ожидать от всех школ достойных результатов. Сегодня мы уже можем представить обществу измеряемые результаты, а не эмоциональную оценку процесса работы каждого образовательного учреждения.С 2011 года в Москве формируется независимый рейтинг школ. В основе рейтинга – хорошие результаты ЕГЭ, ГИА, Всероссийской и Московской олимпиад школьников, результаты диагностических работ. Отрадно, что с каждым годом увеличивается число московских школ, обеспечивающих своим ученикам высокий уровень качества образования. 17 сентября 2013 года заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец представила первый независимый рейтинг школ России. 89 московских школ вошли в Топ-500 лучших российских школ, а 7 московских школ – в Топ-25. Стоит отметить, что около трети московских школ, вошедших в Топ-500 российских, значительно улучшили за последние 2 года свои показатели, учитываемые при расчете рейтинга. С 2011 года в Москве формируется система стимулирования педагогических коллективов, демонстрирующих наиболее высокие образовательные и воспитательные результаты. В 2013 году 220 образовательным учреждениям, добившимся высоких результатов в образовательной деятельности и в создании развивающей социокультурной среды, вручены гранты мэра Москвы от 2 до 7,5 млн руб., а также 200 грантов Правительства Москвы по 100 тыс. рублей каждый лучшим педагогическим, научно-педагогическим и научным работникам для развития их творческого и профессионального потенциала, и с 2013 года гранты получают также обучающиеся и студенты (100 грантов по 40 тыс. руб.).11 сентября 2013 года по инициативе мэра Москвы утвержден почетный знак «Заслуженный учитель города Москвы».Создание современных условий труда и стабилизация заработной платы учителей на уровне выше средней по Москве, повышение престижа профессии сформировали интерес выпускников школ к профессии учителя. Об этом свидетельствует рост качества знаний у абитуриентов, поступающих в Московский городской педагогический университет.Несмотря на достигнутые результаты, мы продолжаем работу по дальнейшему повышению качества московского образования и расширению возможностей для реализации образовательных потребностей жителей.Суть происходящих изменений в следующем: вчера хорошей считалась школа, которая отбирала подходящих ей учеников; сегодня хорошей становится школа, которую выбирают москвичи; завтра в каждой московской школе каждый московский школьник сможет выбрать нужную ему программу, обеспеченную хорошими учителями и современными технологиями.Развитие системы столичного образования в дальнейшем будет способствовать реализации принципа «Московская школа – школа больших возможностей, школа без образовательных тупиков».Для этого необходимо внести изменения в постановление Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. №86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве» по следующим основным направлениям.Идти по пути дальнейшего расширения полномочий школ.Качественные изменения управленческих подходов и механизмов – от директив и инструкций к самостоятельному принятию решений, при этом педагогический коллектив получает не только свободу, но и обязанность самым непосредственным образом участвовать в принятии решений по всем направлениям деятельности учреждения, ведь школы в этом году получили дополнительные полномочия. Это:- предоставление педагогическим коллективам школ, входящих в Топ-400, права осуществлять аттестацию педагогов внутри педагогического коллектива; – предоставление педагогическим коллективам всех московских школ возможности самостоятельно выбирать программы для повышения квалификации, которые отвечают потребностям этого коллектива в повышении профессионального уровня;- предоставление управляющим советам школ, входящим в Топ-400, права участия в принятии решения о назначении руководителя образовательной организации. Таким образом, продолжается реализация не только принципа самостоятельно распоряжающейся ресурсами школы, но и сопряженного с ним принципа школы, ответственной за ресурсы, в том числе кадровые, ведь решение вопроса о том, как повышать квалификацию педагогов, проводить аттестацию не только на соответствие занимаемой должности, но и на квалификационную категорию, перешло на уровень школы;- развитие открытости системы, интеграция информационных систем. Открытость системы образования во многом определяется стилем взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса.Сегодня московские школы имеют все необходимое оборудование, внедряются такие электронные ресурсы, как электронный дневник и журнал, развивается дистанционное образование, налажено активное ведение конструктивного диалога с общественностью с помощью интернет-сайтов;- дальнейшее повышение эффективности системы мы связываем и с содержательными изменениями, дальнейшее качественное и созидательное развитие системы московского образования – с максимально широким использованием социокультурных и интеллектуальных ресурсов города.2 сентября началась реализация пилотного проекта по организации профильного обучения на базе вузов. 726 старшеклассников уже учатся в профильных классах вузов, в которых кроме изучения профильных и непрофильных предметов, входящих в учебный план школы, они будут изучать специальные курсы и дисциплины, заниматься практическими работами в специальных лабораториях вуза, выполнять под руководством преподавателей вуза учебно-исследовательские проекты, участвовать в научных студенческих объединениях. Развивается сотрудничество с федеральными вузами, расположенными в Москве и в сфере дополнительного образования. С сентября 2013 года реализуется проект «Университетские субботы» для создания новых возможностей для организации интеллектуального досуга обучающихся, повышения образовательного уровня школьников и студентов колледжей Москвы, популяризации науки и научных достижений, профориентации и профессионального самоопределения обучающихся. Информация к сведениюОсновные цели проекта:- удовлетворение потребности профессионально определившихся старшеклассников в профильном обучении;- расширение спектра качественного профильного обучения для старшеклассников, мотивированных на продолжение обучения в вузе;- обеспечение единого образовательного пространства учебной и внеучебной деятельности школьников; – обеспечение психологической готовности школьников к обучению в высшем учебном заведении.Цель проекта – обеспечение равнодоступности:- москвичам – качественного образования;- школам – ресурсов для обеспечения качества образования.Основные принципы пилотного проекта:- переход на нормативно-подушевое финансирование;- переход на новую систему оплаты труда;- развитие финансовой самостоятельности школы – передача субсидии и возможность расходовать ее в соответствии с потребностями учреждения;- расширение общественной составляющей в управлении школой (в первую очередь создание школьных управляющих советов). Работа системы столичного образования на уровне мировых стандартов – это программа международного бакалавриата. За последние три года в московских школах создан серьезный технологический задел – поставлена современная компьютерная техника, модернизированы каналы связи. Совместно с нашим постоянным партнером – Департаментом информационных технологий – мы реализуем еще один проект – «Школа новых технологий», цель которого – стимулирование образовательных учреждений, развивающих технологические подходы в области организации образовательного процесса и информационной среды образовательного учреждения.Сегодня идет работа по введению эффективного учебного плана в рамках реализации ФГОС для расширения возможности получения качественного образования для московских семей.Наша цель – стимулирование образовательных учреждений, развивающих технологические подходы в области организации образовательного процесса и информационной среды образовательного учреждения.Наша задача – продолжить совместную работу по дальнейшему повышению качества столичного образования.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА,заместитель руководителя Департамента образования


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту