Школа будущего связана для нас с особой ролью искусства в жизни человека и выделением позиции художника (автора, творца) как универсальной и ключевой во всем образовательном процессе.
Искусство позволяет решать задачи реанимации (оживления души) и реабилитации (возвращения возможностей).
Мы работаем с виртуальным поколением – с детьми, поглощенными компьютерными играми, рекламой, продуктами массовой культуры. Будущее, в котором нам предстоит строить школу, похоже, несет еще больше соблазнов. Еще больше различных «штучек» будет отрывать человека от природы, от книги, от осмысления своих корней. Педагогу еще сложнее в этой ситуации делать образование «природосообразным» и «человекосообразным» (Я.А.Коменский). Искусство может возвращать человеку внутреннюю – душевную и духовную – жизнь, его человеческие способности. Работая даже с самыми «трудными» и «безнадежными» детьми, мы видели, как в творчестве меняется их самооценка, как «просыпаются» эмоции, как проживаются – подчас впервые с такой остротой – человеческие ценности (свобода, ответственность за другого человека, связь с прошлым), как открываются живые связи с культурой. Можно приводить много конкретных примеров: как фотография и рисунок учат видеть прекрасное даже в самых обыденных вещах, как театральная сцена открывает энергетику и «чувство партнера», как поэтические опыты изменяют словарь и отношение к языку.
Искусство многие неправильно понимают (или неправильно используют) как иллюзию или бегство от настоящей жизни. Современная цивилизация более иллюзорна, состоит из сплошных покровов и оболочек. Искусство способно возвращать человеку творящему подлинные связи с миром, в том числе важнейшие, «корневые» связи с историей. А это, в свою очередь, помогает обретать идентичность, осознавать себя частью и представителем своего народа.
У искусства есть много искусов, которые важно избежать в процессе обучения и воспитания. Оно может вылиться в самовыражение, самолюбование, бесконечную игру цитат (что и происходит в искусстве постмодернизма).
Искусству в школе будущего должны быть присущи такие его изначальные свойства, как сочувствие и сострадание. Вот почему мы посвящаем творческие проекты самым, на наш взгляд, болезненным точкам современного мира. Это проблемы сирот, инвалидов, наркоманов, беженцев и переселенцев из стран бывшего СССР, русской эмиграции всех четырех волн, заключенных детских колоний, проблемы исторического забвения на примерах ГУЛАГа и холокоста, проблемы исчезающих коренных народов и их культур… В этих проблемах предельно зримо фокусируется современный мир.
А соавторами наших учеников в их фильмах, спектаклях, фотовыставках становятся их сверстники из детских домов, интернатов, колоний, дети-беженцы – все те, кому искусство помогает найти надежду и выход. Самим же ученикам школы будущего такая совместная работа позволяет переходить из позиции художника в действительно гражданскую позицию.
Ольга КЕРЗИНА, директор школы №1318
Комментарии