Реорганизация образовательных учреждений профессионального образования. Не это ли самый острый вопрос сегодняшнего дня для всех работников системы профессионального образования Москвы?
Официально и кулуарно москвичи обсуждают проблемы механизмов реорганизации, критерии рейтинга колледжей, перспективы объединения, дают прогностическую оценку результатов объединения. Для большинства руководящих и педагогических работников этот вопрос – узел кадровых тревог и рисков. Неожиданно ясное отношение ко всему этому открылось для меня в командировке на Ямал в декабре 2012 года. Отправляясь на региональную студенческую конференцию системы профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа в качестве председателя конкурсного жюри, я, честно говоря, думала только о том, как бы вернуться «незамороженной» из северного региона, где средняя зимняя температура ниже 40 градусов, а вернулась согретая жаром динамичного развития Ямальского многопрофильного колледжа, который возник в результате реорганизации нескольких учреждений профессионального образования в 2009 году.Говорят, истина открывается там, где рядом вечное. В условиях вечной мерзлоты Крайнего Севера последствия объединения нескольких образовательных учреждений в единый мегаколледж показались мне альфой и омегой модернизации профессионального образования. Вот она, московская мечта объединения колледжей в укрупненный многопрофильный колледж-кампус – за полярным кругом!Надо признаться, есть у москвичей столичная самоуверенность в том, что все самое передовое, лучшее осуществляется здесь, в нашей любимой Москве. С этим уверенным чувством я ступила на крыльцо Ямальского многопрофильного колледжа и… оступилась. Колледж-кампус. Красивейший архитектурный проект! Целый комплекс сооружений, объединенных теплыми переходами и круговыми лестницами. «Образ полярного круга», от которого «лучами северного сияния» разбегаются учебно-производственные и административные корпуса, столовая, концертный и конференц-залы, корпуса общежития и студенческого физкультурно-спортивного комплекса.Знакомство началось с директора. Игорь Трисорука – педагог по образованию, современный менеджер и деловой хозяйственник, опытный руководитель. Несколько лет назад он принял на себя проблемы реорганизации, строительства и открытия нового колледжа, а теперь, влюбленный в свое детище, стремительно взлетал по круговым лестницам в желании успеть показать все корпуса, кабинеты и лаборатории современного мегаколледжа. В процессе реорганизации Ямальский многопрофильный колледж стал правопреемником нескольких региональных профессионально-технических училищ, медицинских и педагогического колледжа, училища культуры и искусств, появились у колледжа территориальные филиалы в Надыме, Новом Уренгое, Ноябрьске. Теперь это многопрофильный колледж интегрированного типа, государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования, в котором обучают более 1600 студентов по 10 профессиям начального профессионального образования, 20 специальностям среднего профессионального образования. Колледж стоит на трех китах – трех профилях: техническом, социально-гуманитарном, естественно-научном.Издали идея объединения будущих медиков и педагогов, слесарей и резчиков по кости, работников культуры и мотористов кажется нецелесообразной и абсурдной, а вблизи видны архитектурная лаконичность, стройность, прозрачность, точность идеи и ее воплощения. Таков государственный заказ регионального уровня по созданию современных условий по подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов для Ямало-Ненецкого автономного округа, восполнения кадрового потенциала действующих учреждений здравоохранения, культуры и искусств, общеобразовательных учреждений, предприятий и организаций различных форм собственности. Именно этот государственный заказ выполняет Ямальский многопрофильный колледж.Значимый аргумент в поддержку многопрофильного колледжа-кампуса современного уровня – ресурсная концентрация материально-технической базы, что позволяет осуществлять непрерывный цикл образовательной, воспитательной, учебно-производственной, культурно-досуговой деятельности в территориальной целостности. Общая площадь учебных помещений составляет 8667,9 кв. м, на которых размещены 113 учебных кабинетов, в том числе 8 лабораторий, 5 мастерских, 4 лингафонных кабинета, 12 компьютерных классов, 6 спортивных залов, библиотека с читальным залом на 50 посадочных мест, выставочный зал, конференц-зал, концертный зал, музей, зимний сад, интернет-центр, видеостудия, мини-типография и фотолаборатория, столовая на 410 посадочных мест (1024,14 кв. м). Все учебные кабинеты оснащены современным оборудованием, укомплектованы учебным, методическим и дидактическим материалом, а кабинеты химии и физики – современным лабораторно-практическим оборудованием. В Ямальском колледже – современные лаборатории оборудованы по последнему слову техники, например, есть лаборатория по маневрированию судов для обучающихся по профессии НПО «судоводитель-помощник механика судов речного флота», имеющая уникальный тренажер судовождения на 12 посадочных мест, программное обеспечение «Навигационные карты» и два рабочих места картографа. Лаборатория по профессии «автомеханик» оборудована тренажерами по получению первичных навыков вождения, компьютерами на 13 посадочных мест, программным комплексом «Нева-2006». В колледже работают слесарная мастерская, мастерская по ремонту автомобилей, по обработке дерева, по обработке кости, по ремонту инструментов с современным станочным парком, верстаками, инструментами и стендами. А еще колледж располагает парком автотранспортных средств, состоящим из 15 автомобилей, 2 из которых учебные, катером КС «Светлана», экскаватором.Другой значимый аргумент – усиление социокультурной миссии колледжа в социальной инфраструктуре микрорайона и 47-тысячного Салехарда. В новых условиях колледж-кампус становится образовательным центром социальной инфраструктуры, выполняет задачу организации позитивного досуга, занятости детей и молодежи и центра непрерывного образования. Занятость обучающихся и студентов в художественно-творческих, физкультурно-спортивных, социально-педагогических, гражданско-патриотических, естественно-научных объединениях дополнительного образования составляет 67% от общего контингента обучающихся. В системе дополнительного профессионального образования колледж реализует 13 программ профессиональной подготовки и 6 программ повышения квалификации, что востребовано региональным запросом рынка труда и занятости населения.Сомнения в целесообразности реорганизации колледжей разбились вдребезги. Мудрый и деликатный директор Ямальского колледжа помог увидеть плюсы объединения колледжей: в новых возможностях мотивированной конкуренции и профессионального развития педагогов в условиях укрупненного колледжа. Горячо говорил Игорь Михайлович: «Никто не проигрывает в объединении при разумном подходе! Оптимизируем и экономим. Стараемся сохранить и приумножить! Выигрывают дело и дети! Они мудрее нас. Они сердцем приняли объединение. Учатся в разных корпусах и подразделениях, объединяются вместе на праздниках, общих мероприятиях и событиях колледжа!»В открытую дверь кабинета директора колледжа робко вошел юноша, теребя в руках скомканную шапку, но уверенным голосом произнес: «Я потомок Ямала. Мне с директором говорить нужно». С отеческой теплотой Игорь Трисорука выслушал юношеское дело о переводе и направил его в приемную комиссию. Стратегическая задача Ямальского колледжа – профессиональное образование коренных народов Севера, более половины его обучающихся – представители коренных народов Севера, тут работают творческие музыкальные коллективы народов Севера, уникальный музей, где представлены художественные шедевры резьбы по кости, по дереву, сохраняют национальный колорит и воспитывается уважение к истории и культуре.Здесь, в районе Крайнего Севера, идеи глобализации воспринимаются иначе, укрупнение сродни идее здравого выживания – когда сильнейший помогает слабому, укрепляются внутренние и внешние связи, от этого выигрывает система в целом. Это показала окружная научно-практическая конференция обучающихся и студентов образовательных учреждений профессионального образования, посвященная Году подготовки квалифицированных специалистов в Ямало-Ненецком автономном округе, в которой приняли участие 12 команд из трех научно-образовательных комплексов ЯНАО.Научно-образовательные комплексы – это ноу-хау ямальской системы профессионального образования. В комплексы объединяются педагогические работники и обучающиеся учреждений всех уровней профессионального образования – от начального до высшего. В командной проектной и научно-исследовательской деятельности создают проекты, которые имеют целевой вектор на региональные программы развития и могут найти свое дальнейшее продвижение.Продвинутыми и значимыми для региональной системы профессионального образования оказались студенческие идеи развития волонтерства и социальной активности в технологических механизмах «равный – равному», «от студента к студенту». Актуальны для региона студенческие клубы правовой культуры и электоральной активности, профилактические студенческие посты здоровьесбережения. Передовыми оказались технические разработки и предложения по сохранению экологии региона, энергосбережению и утилизации отходов. Кстати, студенты из Нового Уренгоя представляли технический проект по утилизации мусора, экологически целесообразный в условиях вечной мерзлоты. Завязалась живая полемика с членами жюри – представителями работодателей, молодежной политики региона, поскольку проблема экологической безопасности мусоросжигательного завода всегда вызывает жаркие споры. В ходе дискуссии был упомянут сюжет прошлых лет о позиции москвичей в отношении строительства подобного завода на Северо-Западе Москвы. Неожиданный вопрос жюри: «Кто из вас хотел бы стать директором мусоросжигательного завода в Москве» на мгновение привел юношей в замешательство. Алексей Журило, юный студент колледжа из Нового Уренгоя, уверенно сказал: «Я». Как знать, может, и станет. Ведь и Сергей Семенович Собянин в его возрасте еще не знал, что будет мэром Москвы.За полярным кругом в вечной мерзлоте свет профессионального многопрофильного колледжа разливается такими яркими красками, что не покидает чувство новогодних праздников и вообще сплошного мегапраздника реорганизации профессионального образования! Интересные, решительные и смелые люди, съехавшиеся со всех концов нашей великой Родины, их грандиозные разговоры об освоении Арктики, о масштабах государственных региональных программ развития Ямала, конечно же, о новых месторождениях нефти и газа, о победах и преодолениях в Ямбурге. «Знаете ли вы, что такое Ямбург?» – со сдержанным восторгом спрашивали меня салехардцы. «Ямбург – это наше все!» – убежденно отвечала я, имея в виду известного всей стране директора 109-й московской школы. А они рассказывали о Ямбурге – уникальном по богатству ямальском месторождении нефти и газа. Какое метафорическое совпадение, ведь я упорно говорила о богатствах московского педагогического месторождения под именем Ямбург! Мы друг друга поняли. И в Москве, и за полярным кругом бьют фонтаны месторождений! Главное, по-государственному бережно и дальновидно использовать потенциал природных и интеллектуальных ресурсов!Пусть будет в Москве мегаколледж! И не один! Только пусть руководят ими деятельные мечтатели, которые любят Москву, систему профессионального образования, москвичей, чтобы мегалюбовь была взаимной.
Комментарии